«Инновационные технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями» | Светлана Анатольевна Варухина. Работа №318474
«Инновационные технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями»
Автор: Варухина Светлана Анатольевна
Организация: МДОУ «Д/с №168 о.в.» г.Магнитогорска
Должность: учитель – логопед.
Хочу поделиться моим опытом внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности, в работе с детьми с речевыми нарушениями. Я являюсь учителем – логопедом с небольшим стажем работы, в дошкольном учреждении логопедической группы. Практически с первых дней моей работы с детьми, я стала использовать инновационные технологии.
Применяемые на занятиях для развитию речи инновационные технологии соответствуют реализации ФГОС ДО, где приоритетными направлениями являются: укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирование предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Инновация – одно из ключевых слов современного общества. На инновации в настоящее время направлена практически любая деятельность, и связано это с изменениями информационного и социально - экономического устройства современного общества. О ней много говорят и много пишут, однако на сегодняшний день однозначного толкования нет. На мой взгляд, инновация – это внедрение чего – то нового, интересного.
Количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет, поэтому я активно внедряю в практику инновационные подходы, совершенствуя формы и методы коррекционно – развивающей работы с такими детьми, и самообразование в этой области – отличная форма качественно повысить коррекционную работу. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам(технология диагностики, технология звукопроизношения, и т.д.) Владение инновационными педагогическими технологиями – это требование профессиональной квалификации педагога XXI века. В деятельности учителя – логопеда современные технологии приобретают все большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Я экспериментирую, использую в своей практике, адаптируя к своим занятиям, наиболее эффективные, не традиционные методы и приёмы помогающие оптимизировать работу. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Эти методы помогают оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия меня, как учителя - логопеда и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Внедрение новых технологий обусловлено рядом причин: инновационные технологии на своих занятиях, я используются для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Развитие инновационных технологий является одним из приоритетных направлений в работе по повышению качества дошкольного образования в ДОУ.
На своих занятиях я стараюсь творчески варьировать и сочетать различные технологии обучения, систематически и целенаправленно использую их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка и тогда развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Мне очень приятно, когда дети на мои занятия идут с радостью и желанием, в предвкушении того, что же ждет их сегодня? А ждет их: привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, как покупные, так и сделанные своими руками. Только так можно ребенка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, хорошее настроение и улыбка – это, как ничто другое располагает к желанию общаться, к доверию, создает доброжелательный эмоциональный фон.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО: здоровьесберегающие технологии: технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа); упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики, « Су – Джок» - терапия, музыкотерапия, логоритмика; игровая терапия: песочная терапия.; информационные технологии. Эти технологии я использую в сочетании с общепринятыми технологиями для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (подгруппового или индивидуального).
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. На начальном этапе я знакомлю детей с органами артикуляции. На втором – выполняем упражнения с подключением рук ребенка (каждое движение артикуляционных органов сопровождается определенным движением рук) На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоит упражнение, я рассказываю сказку или стихотворение, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций!
«Су –Джок» – терапия – это массаж массажным шариком Су – Джок. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Примеры упражнений: «Дорожка»: Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд - назад. «Шарик»: Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням. Так же Су – Джокя использую при проговаривании стихов, скороговорок и при автоматизации звуков в чистоговорках: Ры – ры – ры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).Ра – ра – ра – высокая гора. (Катать шарик круговыми движениями по ладоням).
Логоритмика – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движениями. Я на занятиях прорабатываю с ребятками не только речь, но одновременно артикуляционную, общую и мелкую моторику. Дети учатся сочетать речь и движения, подчиняя их одному ритму, формируют пространственную ориентацию, развивают мелодико - интонационные свойства речи. У детей начинает быстрее развиваются речь, двигательные навыки, способности к преодолению трудностей, творческое начало. Если каждый день в одно и то же время выполнять специальные упражнения (на расслабление, дыхательно - голосовые и др.), дети входят в правильный, здоровый режим. Во время регулярных занятий логопедической логоритмикой гармонично перестраиваются различные системы организма: двигательная, дыхательная и др. Основными составляющими логопедической ритмики являются: мышечная релаксация по контрасту с напряжением, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, работа над просодическими компонентами речи, пение. Моим воспитанникам очень нравится логоритмика, даже у тех ребят, у которых настроение было не на высоте, сразу поднимается, едва услышав музыку.
Музыкотерапия — метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. При проведении музыкотерапии я заметила что: ребята становятся спокойнее, нормализуется дыхание; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. Также тонизирующие музыкальные произведения я использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. В большой пластиковый ящик я насыпала песок: дети рисуют на песке, создают на нем отпечатки. Создаем целые истории: строят из конструктора домики, различные постройки на песке, используем игрушки от киндер сюрпризов, прозрачные цветные камушки и т.д. Сколько положительных эмоций и заряд энергии получают все участники этого процесса! Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
В своей практической деятельности я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как источником самообразования, применяю собственные презентации для воспитанников и их родителей (выкладываю на сайт детского садика), методические разработки. Использую ИКТ на занятиях, дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, ребенка удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям Анимационные компьютерные картинки притягивают дошкольника, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим.
Во всех используемых мной технологиях, я придерживаюсь золотого правила: не навреди! Четко отслеживаю моменты, когда нужно сменить род деятельности, ведь всё хорошо, когда в меру.
В заключении хочу сказать, что важным в воспитании детей с ОВЗ является принцип толерантности. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к детям исключительную чуткость, постоянную заботу и каждодневно вселять уверенность в успехе. Это очень важно, ведь процесс коррекционной работы очень длительный. Спасибо за внимание!
«Инновационные технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями»
Автор: Варухина Светлана Анатольевна
Организация: МДОУ «Д/с №168 о.в.» г.Магнитогорска
Должность: учитель – логопед.
Хочу поделиться моим опытом внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности, в работе с детьми с речевыми нарушениями. Я являюсь учителем – логопедом с небольшим стажем работы, в дошкольном учреждении логопедической группы. Практически с первых дней моей работы с детьми, я стала использовать инновационные технологии.
Применяемые на занятиях для развитию речи инновационные технологии соответствуют реализации ФГОС ДО, где приоритетными направлениями являются: укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирование предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Инновация – одно из ключевых слов современного общества. На инновации в настоящее время направлена практически любая деятельность, и связано это с изменениями информационного и социально - экономического устройства современного общества. О ней много говорят и много пишут, однако на сегодняшний день однозначного толкования нет. На мой взгляд, инновация – это внедрение чего – то нового, интересного.
Количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет, поэтому я активно внедряю в практику инновационные подходы, совершенствуя формы и методы коррекционно – развивающей работы с такими детьми, и самообразование в этой области – отличная форма качественно повысить коррекционную работу. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам(технология диагностики, технология звукопроизношения, и т.д.) Владение инновационными педагогическими технологиями – это требование профессиональной квалификации педагога XXI века. В деятельности учителя – логопеда современные технологии приобретают все большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Я экспериментирую, использую в своей практике, адаптируя к своим занятиям, наиболее эффективные, не традиционные методы и приёмы помогающие оптимизировать работу. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Эти методы помогают оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия меня, как учителя - логопеда и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Внедрение новых технологий обусловлено рядом причин: инновационные технологии на своих занятиях, я используются для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Развитие инновационных технологий является одним из приоритетных направлений в работе по повышению качества дошкольного образования в ДОУ.
На своих занятиях я стараюсь творчески варьировать и сочетать различные технологии обучения, систематически и целенаправленно использую их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка и тогда развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Мне очень приятно, когда дети на мои занятия идут с радостью и желанием, в предвкушении того, что же ждет их сегодня? А ждет их: привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, как покупные, так и сделанные своими руками. Только так можно ребенка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, хорошее настроение и улыбка – это, как ничто другое располагает к желанию общаться, к доверию, создает доброжелательный эмоциональный фон.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО: здоровьесберегающие технологии: технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа); упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики, « Су – Джок» - терапия, музыкотерапия, логоритмика; игровая терапия: песочная терапия.; информационные технологии. Эти технологии я использую в сочетании с общепринятыми технологиями для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (подгруппового или индивидуального).
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. На начальном этапе я знакомлю детей с органами артикуляции. На втором – выполняем упражнения с подключением рук ребенка (каждое движение артикуляционных органов сопровождается определенным движением рук) На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоит упражнение, я рассказываю сказку или стихотворение, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций!
«Су –Джок» – терапия – это массаж массажным шариком Су – Джок. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Примеры упражнений: «Дорожка»:
Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд - назад.
«Шарик»: Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням. Так же Су – Джокя использую при проговаривании стихов, скороговорок и при автоматизации звуков в чистоговорках: Ры – ры – ры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).Ра – ра – ра – высокая гора. (Катать шарик круговыми движениями по ладоням).
Логоритмика – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движениями. Я на занятиях прорабатываю с ребятками не только речь, но одновременно артикуляционную, общую и мелкую моторику. Дети учатся сочетать речь и движения, подчиняя их одному ритму, формируют пространственную ориентацию, развивают мелодико - интонационные свойства речи. У детей начинает быстрее развиваются речь, двигательные навыки, способности к преодолению трудностей, творческое начало. Если каждый день в одно и то же время выполнять специальные упражнения (на расслабление, дыхательно - голосовые и др.), дети входят в правильный, здоровый режим. Во время регулярных занятий логопедической логоритмикой гармонично перестраиваются различные системы организма: двигательная, дыхательная и др. Основными составляющими логопедической ритмики являются: мышечная релаксация по контрасту с напряжением, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, работа над просодическими компонентами речи, пение. Моим воспитанникам очень нравится логоритмика, даже у тех ребят, у которых настроение было не на высоте, сразу поднимается, едва услышав музыку.
Музыкотерапия — метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. При проведении музыкотерапии я заметила что: ребята становятся спокойнее, нормализуется дыхание; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. Также тонизирующие музыкальные произведения я использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. В большой пластиковый ящик я насыпала песок: дети рисуют на песке, создают на нем отпечатки. Создаем целые истории: строят из конструктора домики, различные постройки на песке, используем игрушки от киндер сюрпризов, прозрачные цветные камушки и т.д. Сколько положительных эмоций и заряд энергии получают все участники этого процесса! Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
В своей практической деятельности я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как источником самообразования, применяю собственные презентации для воспитанников и их родителей (выкладываю на сайт детского садика), методические разработки. Использую ИКТ на занятиях, дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, ребенка удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям Анимационные компьютерные картинки притягивают дошкольника, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим.
Во всех используемых мной технологиях, я придерживаюсь золотого правила: не навреди! Четко отслеживаю моменты, когда нужно сменить род деятельности, ведь всё хорошо, когда в меру.
В заключении хочу сказать, что важным в воспитании детей с ОВЗ является принцип толерантности. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к детям исключительную чуткость, постоянную заботу и каждодневно вселять уверенность в успехе. Это очень важно, ведь процесс коррекционной работы очень длительный. Спасибо за внимание!