Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные технологии в работе с детьми РАС | Лилия Викторовна Цыкина. Работа №338186

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На сегоднтшний день практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка с аутизмом, особенно в преддшкольный и дошкольный периоды, с другой стороны - отсутствие объективных психологических критериев его адаптационных возможностей. Наиболее эффективной инновационной методикой коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности с целью их адаптации и социализации в современном мире на сегодняшний день признана Программа структурированного обучения TEACCH

Инновационные технологии в работе с детьми РАС

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и

характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков.

Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных

взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства

в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным

нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его

аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Аутизм предстает все

более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных детей. В связи с этим в

настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге

расстройств аутистического спектра.

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в перинатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Вскоре после рождения или в течение первых пяти лет жизни у ребёнка могут появиться первые признаки:

- нарушено социальное развитие (отсутствие интерес к социальным контактам с родителями или другими взрослыми, отсутствие или недоразвит комплекс оживления, первых улыбок, эмоциональной привязанности);

- отсутствует или имеется недоразвитие речи ( неспособность ребёнка употреблять язык как средство общения, развитие эхолалий, не эмоциональность речи;

- проявляются необычные реакции на среду ( ребёнок сопротивляется изменениям, у него наблюдается повторяющийся характер и стереотипность движений, он не способен к ролевым играм, не умеет фиксировать внимание на одном аспекте предмета.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Проблемой детей с РАС занимаются многие учёные всего мира. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число детей с РАС и это заболевание трудно поддаётся коррекции.

Технологии образования детей с расстройствами аутистического спектра условно

разделяют на четыре группы. Первая – поведенческие, вторая – развивающие, третья –

сенсорно-перцептивные и эклектичные. Каждая группа включает несколько моделей

работы.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ: ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ

поведения, VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально Поведенческий Анализ, Pivotal Response Treatment (PRT) – Обучение основным реакциям, TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children).

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ: Эмоционально-смысловой подход, DIR Floortime, Son-Rise, Daily life therapy – Ежедневная Жизненная Терапия, RDI – Программа развития межличностных отношений.

СЕНСОРНОПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ: Сенсорная интеграция, Томатис терапия.

ЭКЛЕКТИЧНЫЕ ПОДХОДЫ: Модель SCERTS, The Miller Method – Метод Миллера.

Поведенческие подходы

ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения – на

текущий момент это интенсивная обучающая программа, которая основывается на

поведенческих технологиях и методах обучения. Важнейшим

компонентом АВА программы является обобщение обученных навыков, поэтому в

процессе применения обучающей программы важно не ограничивать АВА работой в

одной комнате, а применять обучающие занятия в разнообразных местах и в

разнообразных ситуациях. Более того, АВА программа может применяться не только в

индивидуальном формате, но и в групповом, а также являться основой инклюзивной

программы обучения. АВА сопровождает ребенка в любом виде деятельности, в любой

среде, в любое время и в любых условиях.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких

направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким

образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ

ДЕЛАТЬ.

2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного

поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время

выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.

3. Поддерживают желательное поведение.

4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции

родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного

поведения.

5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.

6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают

мотивацию к обучению.

7. Улучшают когнитивные навыки.

8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или

ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального

обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в

общеобразовательном классе).

The Verbal Behavior Approach, VBA - Вербально-поведенческий подход построен

на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа поведения, и теорию

бихевиориста Б.Ф. Скиннера.

С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает:

1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным навыком, т.к.

его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает, желаемое.

2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит, обоняет,

осязает, вкус чего чувствует.

3. Подражательный навык - повторить услышанные слов (эхо).

4. Интравербальный навык - это умение отвечать на вопросы.

Четыре основных вербальных навыка (операнта) формируют экспрессивную

сторону речи.

Также, вербально-поведенческий подход рассматривает невербальные навыки

ребенка.

Обучение начинается, с освоения навыка выражения просьбы.Вербальная поведенческая терапия начинается с обучения манд-реакциям, или

просьбам, в качестве самого основного типа речи. Например, человек с аутизмом

обучается тому, что произнесение слова «печенье» может привести к получению печенья.

Немедленно после того, как ребёнок обратится с этой просьбой, терапист усиливает

урок, повторяя слово «печенье» и предоставляя ребенку тот объект, о котором он

попросил. Затем терапист снова использует это слово в таком же или подобном контексте.

Важно понимать, что ребёнку не обязательно произносить именно это слово для

того, чтобы получить желаемый объект. В самом начале ему необходимо просто

просигнализировать о своей просьбе любым доступным ему способом. Указывание

пальцем на желаемый объект – это уже хорошее начало.

Это помогает ребёнку понять, что коммуникация продуцирует положительные

результаты. Терапист, основываясь на этом понимании, помогает учащемуся сформировать его коммуникационные навыки в направлении непосредственно

произнесения или демонстрации жестами необходимого слова.

Категории и критерии в VBA. В методе VBA для оценки высказываний и

поведения используются определенные категории. Они могут быть простыми, например

«задавать вопросы» или «предоставлять информацию», или более сложными, как

например, в переговорах: «выражение несогласия» или «поиск предложений». Каждая

категория соответствует пяти критериям:

• категория понятна и однозначна для восприятия;

• категория даже частично не пересекается с другими категориями по смыслу;

• обученный аналитик способен распознавать категорию в 100% случаев;

• категория не может быть обязательной (каждый участник использует или не

использует категорию, с частотой, которую определяет сам);

• категория взаимосвязана с эффективностью (использование категории

может вести к лучшему или худшему результату).

Pivotal Respouse Treatment (PRT)-обучение основным/ключевым

навыкам/реакциямПредварительные результаты нового исследования показывают, что PRT улучшает

не только работу мозга, но социально-коммуникативные навыки у детей с аутизмом. Первые результаты предварительного исследования, посвященного методу

обучения опорных навыков, предполагают, что его использование в работе с аутичными

детьми младшего возраста улучшает реагирование мозга на социальные сигналы.

Повышение активности мозга соответствовало улучшению социальных навыков у детей.

«Pivotal Respouse Treatment (PRT)-обучение основным/ключевым

навыкам/реакциям Разработана Dr Lynn and Robert Koegle PRT направлена на развитие

мотивации, социальной инициативы, умению реагировать на несколько сигналов,

самоуправление. Способствует в дальнейшем облегчению восприятия учебной

информации. Основная цель PRT - развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать на

сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или

атипичное поведение. PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на

конкретные поведения.

Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children, TEACCH - программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями.

TEACCH - методика с доказанной эффективностью.

Структурированное обучение с особым вниманием к среде.

Основные цели обучения:

1. Максимально развить независимость ребенка.

2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими

3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные

умения и индивидуальные способности

4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки

ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в

разных ситуациях дома, в саду, школе).

5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной

сферы).Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные отношения.

Среди современных методик структурированного оперантного обучения людей с

нарушениями аутистического спектра наиболее известными и эффективными являются

две: обучение на основе поведенческой терапии (АВА) и TEACCH (ТИЧ) терапия.В первую очередь, ТИЧ-программа сориентирована на детей с отклонениями

общего развития, а также с проблемами понимания при общении с другими людьми в

результате РАС, УО либо иных состояний, провоцирующих ЗПРР – задержку

психоречевого развития.

Основные компоненты структурированного обучения:

Программа TEACCH для детей-аутистов и детей с иными проявлениями ЗПРР

базируется на особой организации учебы – структурированном обучении. При данном

виде обучения в полной мере учитываются все индивидуальные особенности детей, а

также создаются специфические условия, в которых и проходит обучение.

Полноценное и эффективное обучение по системе ТЕАССН невозможно без трех

основных составляющих – структурированного пространства, визуального расписания и

соответствующих компонентов учебного процесса. Для того, чтоб терапия дала

максимальные результаты, важно использовать все современные методы обследования

детей с аутизмом перед составлением программы.

Структурированное пространство

Этим термином обозначается разделение физической, учебной, игровой и

релаксационной сред на отдельные зоны-структуры с определенным расположением

мебели и обучающих материалов.

Визуальное расписание

Визуальным расписанием (ВР) называется невербальный способ наглядно

«рассказать» ребенку о событиях, которые должны произойти, с четким описанием

порядка этих событий. Обучающая программа TEACCH для детей-аутистов использует

визуальные расписания для следующих целей:

- рациональная организация времени дошкольников;

- помощь в преодолении сложностей, связанных с трудностями запоминания

последовательностей;

- помощь в понимании требований педагога;

- снижение уровня тревожности и, как следствие, частоты поведенческих проблем.

Это достигается благодаря высокой предсказуемости всего происходящего, ведь

тревогу и психологический дискомфорт у аутистов часто вызывают именно

незапланированные ситуации.ВР создает понятный контекст для любой ситуации, ненавязчиво подсказывая

ребенку, что должно происходить в данный момент, а что после. Такой подход помогает

ученику спокойно сконцентрировать внимание на текущем задании, а затем

самостоятельно перейти к следующему, направившись в другую зону.

TEACCH-программа направлена на создание для аутичных людей таких внешних

условий, при которых можно достичь максимальной самостоятельности без ущерба

качеству жизни и наиболее адекватно интегрироваться в социум.

 

Методика TEACCH разработана для достижения таких целей, как:

1. развитие максимальной самостоятельности. Разработка индивидуальных

программ занятий проводится с акцентом на независимую деятельность учащегося (для

этого и используется система визуальных «подсказок»), а сами задачи подбираются с

учетом уровня развития ребенка;

2. помощь в налаживании эффективного контакта с другими людьми. Большое

внимание в программах TEACCH уделяется развитию коммуникативных навыков

(общение, игры) социально приемлемого уровня. Учащиеся контактируют не только

непосредственно с педагогом, но и между собой, для чего разработаны специальные

групповые задания;

3. развитие интеллекта, школьных навыков и индивидуальных талантов

ребенка. В рамках TEACCH-программы существуют задания для отработки умения

читать, писать, считать, ориентироваться во времени и пространстве и т. д.;

4. стимулирование навыков, наиболее часто используемых в повседневной

жизни (дом, детский сад, школа). Крайне важно, чтобы новые умения использовались

учащимся не только во время TEACCH-занятий, но и во всех остальных ситуациях. Для

достижения этой цели очень важно участие в процессе родителей, которые должны

отрабатывать с ребенком приобретенные им новые навыки;

5. развитие у ребенка понимания собственной личности, «чувства себя».

Методика TEACCH включает в себя задания, направленные на стимулирование

эмоциональных способностей учащегося. Такие задания помогают детям не только лучше

понимать себя, свои ощущения и желания, но и осознавать, что их желания не всегда

совпадают с желаниями других.

Развивающие подходы

Эмоционально-смысловой подход

Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра, разработанный специалистами Института коррекционной педагогики РАО. Эмоционально-смысловой подход основан на исследованиях, выявивших

специфику психического дизонтогенеза при аутизме. Нацелен на нормализацию

аффективного развития ребёнка с РАС. Эмоционально-смысловой подход: смысловой, потому что основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением. Эмоциональный, потому что при этом основное средство помощи ребенку – это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.

Методика Floortime - подразумевает под собой следование инициативе ребенка в игре и социальном взаимодействии. Концепция DIR и методика Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение.

Цель концепции DIR — создание индивидуальной программы помощи, учитывающей уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности восприятия, моторики, эмоциональной сферы и когнитивных функций, его сильные и слабые стороны, особенности семьи и взаимоотношений в ней.

В такую программу, к примеру, будут входить и занятия со специалистами

(логопед, дефектолог, психолог, эрготерапевт, инструктор по адаптивной физкультуре и

др.), и специально организованная деятельность (по обучению определённым навыкам), и

собственно, непосредственно занятия по Floortime. Floortime – это центральный элемент концепции DIR. У Floortime есть две основные задачи:

1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.

2. Ввести ребенка в наш мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в

одном мире с нами.

Основные правила игры по принципам Floortime.

1. Начинайте игру с любимых предметов или действий, даже если это

неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.

2. Будьте артистичными в подстройке под малыша: меняйте тембр голоса,

скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно

и весело, и Вы тоже должны получить удовольствие от такого взаимодействия!

3. Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам

нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные

ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание – если ребенок не говорит, или

только начал осваивать речь, то Ваша собственная речь не должна быть сложно

построенной – используйте для общения отдельные слова или простые предложения.

4. Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные

предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из

кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на

щеке).

5. Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с

неговорящими детьми.

6. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения

касаются только вас.

7. Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату,

сев на разложенный диван.

Son-Rise

Суть подхода заключается в создании комфортной для ребенка окружающей среды,

включающей как позитивное психологического отношение к нему со стороны близких

людей и готовность вступать с ним в контакт в соответствии с его потребностями,

интересами, так и организацию пространства, способствующего постепенному,

последовательному развитию исследовательской и познавательной активности ребенка.

Идея программы развить с ребёнком отношения на основе игровой терапии.

Цель программы — изменение отношения родителей к своему ребенку с

негативного на позитивное, которое способно изменить его самого. Основу подхода

составляет положение о необходимости «принять» собственного ребенка таким, какой он

есть, чтобы общение с ним приносило радость и удовлетворение.

Что даёт программа Son-Rise:

-Создаёт тёплый, интерактивный контакт родителя с ребёнком.

-Реализует эффективное образование.

-Помогает ребёнку преодолеть стереотипное поведение.

-Помогает избавиться от сложного поведения в виде истерик и самоагрессии.

-Помогает мотивировать ребёнка к обучению и насладиться обучением.

-Подталкивает к развитию речи и имитации.

-Дарит надежду и оптимизм.

В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию

ребенка. Обучение через игру приводит, по мнению сторонников этой методики к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

Daily life therapy, DLT (Ежедневная Жизненная Терапия)

Главная цель этого подхода – сформировать у детей необходимые навыки для повседневной жизни, в т.ч. коммуникативные. Обучение адаптивному поведению и коррекция дезадаптивного поведения осуществляется при помощи физических нагрузок, эмоциональной регуляции и обучения академическим навыкам в группе. Физические нагрузки обеспечиваются в ходе совместных физкультурно-оздоровительных

мероприятий, выполнения физических упражнений. Эмоциональная регуляция и стабилизация осуществляется через искусство, групповые музыкальные занятия. Занятия проводятся в четкой, структурированной форме, обучение ведется на основе подражания и синхронизированной деятельности. В школе проводятся массовые детские праздники, мероприятия. Программа базируется на «трёх столпах»: Физическая выносливость,

Эмоциональная стабильность и Интеллектуальная стимуляция, которые предоставляют

множество возможностей для роста, будь то осознание тела, самоконтроль, социальное

развитие, стабилизация настроения или успеваемость.Relationship Development Intervention, RDI – методика развития взаимодействия/ межличностных отношений.

RDI - метод поведенческой терапии, основанный на мотивации ребенка к общению, взаимодействии и дружбе.

Дети проходят 6 уровней развития отношений:

1. Удовольствие от общения

2. Считывание чужих эмоций (ждет, активная пауза, инициатива в общении)

3. Удовольствие от совместного творчества (вариативность, очередность)

4. Интересуется чужими эмоциями и сравнивает их со своими (хочет

поделиться интересной игрушкой, приносит показать).

5. Сравнивает идеи, мнения, эмоции (понимает желания других людей)

6. Приспосабливает свое поведение к группе детей.

Сенсорно-перцептивные подходы

Сенсорная интеграция

Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях

координации различных сенсорных систем.

Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго

дозированную и четко простроенную специфическую тренировку

нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с

синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом.

"Данный метод включает в себя: теорию сенсорной интеграции,

методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений,

которые используются при работе с пациентом. Метод сенсорной интеграции

предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации

различных сенсорных систем.

ASI базируется на следующих принципах:

− Хорошая интеграция сенсорных ощущений необходима ребенку для успешного

развития, адаптивного поведения, обучения, освоения новых навыков, продуктивного

реагирования на трудности. В свою очередь, продуктивное реагирование на трудности и

освоение новых навыков важны для развития интеграции сенсорных ощущений.

− Организация сенсорного восприятия и эффективного взаимодействия с

сенсорными стимулами способствует развитию детей и улучшению их поведения.

− Содержание коррекционной программы и тип сенсорных ощущений, на которые

будут направлены упражнения, зависят от результатов предварительной диагностики

ребенка и от того, какие цели были сформулированы специалистом и клиентами на

основании этих

результатов.

− Чем позитивнее настроен ребенок на занятия, чем выше его мотивация и

заинтересованность, тем эффективнее будет действовать коррекционное вмешательство.

− Терапия основана преимущественно на игровых упражнениях, а выбор видов

деятельности зависит от интересов и возможностей ребенка.

− При необходимости по поручению специалиста отдельные элементы программы

выполняются клиентами самостоятельно дома.

− Даже если установлено наличие нарушений интеграции сенсорных ощущений, не

исключается возможность, что проблемы ребенка обусловлены в том числе и другими

факторами, поэтому может потребоваться подключение и других видов коррекционного

вмешательства (например, сенсомоторная коррекция или психотерапия).

Цель метода сенсорной интеграции - сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающем Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять

принципы сенсорной интеграции:

1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.

2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через

преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при

использование метода.

3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.

4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.

5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по

силам.

Плюсы метода:

- целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);

- происходит налаживание эффективного контакта между родителями и

ребенком;

-ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с

предметами;

- подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими

отклонениями;

- в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает

дозреванию сенсорных систем.Метод сенсорной интеграции в логопедии

Нарушение сенсорной интеграции у детей, проявляющееся дефектами речи

логопеды и дефектологи успешно корректируют при помощи метода сенсорной

интеграции. Для этого используются занимательные планшеты и решетки с картинками.

Логопед просит ребенка найти среди картинок пары соответствий, назвать из вслух, или

найти животных в названии которых встречаются согласные С, Ш, Р. Использование

сенсорного материала благоприятно отражается на ребенке вызывая у него интерес и

является профилактикой вторичных сенсорных нарушений.

В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных

чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря

зрению.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется

анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее

зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем

полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны,

развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с

другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов. Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой

моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую

гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению

тактильной чувствительности.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции тактильно-двигательных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт

ребёнка (фактура материала).

Массаж и самомассаж сопровождается стихотворным текстом или выполняется

под музыку.

ого или острого).

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой

развивающей предметно-пространственной среды.

Для полноценного сенсомоторного развития, обогащения чувственного опыта

детей кабинеты дефектолога, логопеда, психолога, групповые комнаты оснащены

различными стимульными материалами, направленными на развитие основных видов

восприятия:

• Тактильное восприятие;

• Зрительное восприятие;

• Слуховое восприятие;

• Обонятельное восприятие;

• Вкусовое восприятие.Можно сделать вывод, что совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них

любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже

обыденное становится удивительным;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия,

зрительно – двигательную координацию; - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у

детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в

занятии.

Томатис терапия

Томатис терапия – это средство аудио-вокальных тренировок. Томатис терапия

является средством стимуляции активности мозга за счёт использования музыкальных

средств на основе любого полифонического звучания. В базовом варианте

прослушивается, например, музыка Моцарта, григорианское пение. На основе

аудиограммы человека и за счёт того, что отфильтровываются определённые частоты

(высокие или низкие, средние) составляются индивидуальные программы, которые

позволяют развивать мозг, тренируя его посредством прослушивания музыки на

определённых частотах. Специальное устройство изменяет звучание, заставляя мозг

активно работать. Наш мозг удивляется резкому изменению темпа музыки и запускает

механизмы слухового внимания. Во время тренировок звук проходит через специальное

виброустройство (костная проводимость), которое направляет звук непосредственно во

внутреннее ухо. Когда звук идёт два раза через воздух и через костную мембрану, вся

звуковая система работает более активно, что позволяет улучшить восприятие.

Эклектичные подходы

Модель SCERTS

SCERTS - это инновационная образовательная модель для работы с детьми с

расстройством спектра аутизма (ASD) и их семьями. В нем содержатся конкретные

рекомендации по оказанию помощи ребенку стать компетентным и уверенным

социальным коммуникатором, одновременно предотвращая проблемы поведения, которые

мешают обучению и развитию отношений. Аббревиатура «SCERTS» означает акцент на:

«СК» - Социальная коммуникация - развитие спонтанной, функциональной

коммуникации, эмоционального выражения, безопасных и доверительных отношений с

детьми и взрослыми; «ER» - Эмоциональное регулирование - развитие способности

поддерживать хорошо отрегулированное эмоциональное состояние, чтобы справляться с

повседневным стрессом и быть наиболее доступным для обучения и взаимодействия;

«TS» - «Транзакционная поддержка» - разработка и внедрение поддержки,

помогающей партнерам реагировать на потребности и интересы ребенка, изменять и

адаптировать среду, а также предоставлять инструменты для повышения уровня обучения

(например, обмен изображениями, письменные графики и сенсорная поддержка).

The Miller Method – метод Миллера

Метод основывается на «когнитивно-развивающем системном подходе для детей с

РАС».

Метод Миллера - это система, которая учитывает потребности в развитии у детей с

РАС, которая преследует четыре основные цели:

− оценивает адаптивные признаки нарушенного детского поведения;

− предполагает перевод нарушенного поведения в функционально-активное;

− делает попытки расширять опыт взаимодействия и выводить детей из замкнутого

образа жизни в область активного социального взаимодействия;

− обучает специалистов и родителей способам и системным подходам, которые

помогают детям, имеющим аутизм и связанные с ним нарушения, в обучении чтению,

письму, понятию числа, символическим играм и развитию обычной деятельности в

школьном классе

Подводя итоги можно сказать, что для социальной адаптации аутичных детей требуется

непрерывное и, как правило, многолетнее течение психотерапевтического процесса, в

котором задействованы специалисты различного профиля – психологи, врачи, педагоги,

социальные работники, волонтёры, родители детей с РАС. Более успешная социализация

аутичных детей наблюдается при раннем начале коррекционного обучения. Обучение,

которое ориентируется на актуальный уровень развития детей с РАС и возможности

«зоны ближайшего развития», основывается на ведущей деятельности дошкольного

возраста, играет решающую роль в получении знаний ребенком с особыми

образовательными потребностями. В процессе обучения эти знания систематизируются, и

все это способствует познавательному развитию ребенка, его адаптации и социализации в

современном мире. В этой связи возникает необходимость изучения инновационных

походов и технологий, их адаптация к условиям специального дошкольного учреждения и

внедрение в практику работы. Использование нетрадиционных форм проведения занятий,

инновационных технологий и методик способствует повышению активности,

самостоятельности, социальной адаптации и мобильности ребенка, полного развития его

познавательных способностей.

Наиболее эффективной инновационной методикой коррекционной работы с

детьми, имеющими особые образовательные потребности с целью их адаптации и

социализации в современном мире на сегодняшний день признана Программа

структурированного обучения (TEACCH). В последнее время набирает обороты

использование ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения. Этот

метод зарекомендовал себя тоже как один из наиболее эффективных. Но, в то же время,

как предупреждает С.С.Морозова, этот метод требует адаптации к отечественным социокультурным условиям.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×