Название статьи:
Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС | РыжоваЕлена Егоровна. Работа №320068
Дата публикации:
09.09.2023
Автор:
РыжоваЕлена Егоровна
Описание:
Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие - это взаимодействие между человеком и человеком или между человеком и машинными системами (ИКТ).
ДОКЛАД
Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие - это взаимодействие между человеком и человеком или между человеком и машинными системами (ИКТ).
Детская природа требует наглядности это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам, давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Что нам даёт? (ИКТ):
• качественно новый тип урока (динамика, информативность);
• быстрота получения нужной информации;
• большой спектр наглядных пособий;
• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью тренажеров;
• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
Одним из таких случаев является использование в естественнонаучном практикуме динамических анимационных компьютерных экспериментов (виртуальных лабораторных практикумов), которые позволяют сделать лабораторные работы по биологии более живыми и интересными. Для эффективности применения информационных технологий, учитель должен свободно владеть инструментами виртуальной среды обучения.
Лабораторный практикум является важной составной частью обучения биологии. Цели лабораторного практикума — углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы.
На протяжении длительного периода времени биология была описательной наукой, мало приспособленной для прогнозирования наблюдаемых явлений. С развитием компьютерных технологий ситуация изменилась. Сначала наиболее используемыми в биологии были методы математической статистики, которые позволяли выполнять корректную обработку данных экспериментов и оценивать определенную значимость для принятия определенных решений и получения выводов.
Современный школьник, как правило, подготовлен к работе с компьютерными моделями, владеет навыками работы и тем арсеналом возможностей, которые предоставляет современная вычислительная техника и аудио-видео оборудование школьных кабинетов.
Моделирование биологических систем представляет собой процесс создания моделей биологических систем с характерными для них свойствами. Объектом моделирования может быть любая из биологических систем.
В биологии применяется моделирование биологических структур, функций и процессов на молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом уровнях организации живых организмов. Применяется моделирование также к разным биологическим феноменам, условиям жизнедеятельности отдельных особей, популяций, экосистем.
В практикумах, основанных на компьютерных моделях, школьник попадает в уже знакомый и близкий ему по компьютерным играм новый виртуальный мир, тяга к которому лишь усиливает обучающий эффект, создает мощную дополнительную мотивацию, значительно повышающую качество обучения. В пользу этого метода моделирования можно привести достаточно сильные, на мой взгляд, аргументы:
Для того, чтобы создать модель какого-то объекта, а тем более процесса, необходимо сначала разобраться в теории;
Процесс создания модели напоминает игру а мы знаем, что для детей, особенно младших, игровая деятельность очень важна. Даже мои семиклассники – казалось бы, уже подростки, к процессу моделирования подходят с восторгом;
Процесс моделирования пробуждает творческие способности детей, включает фантазию;
На своих уроках я организую работу над созданием моделей в группах, позволяю детям свободно общаться между собой, тем самым создавая условия для развития коммуникативных УУД;
При создании модели для каждого ребенка создается ситуация успеха, так как каждый может выбрать для себя деятельность согласно своим способностям и уровню подготовки: те, кому не дается теория, могут реализовать себя в практической деятельности;
В процессе создания модели работают сразу несколько видов памяти, поэтому знания, добытые таким путем, запоминаются достаточно прочно;
Немаловажная деталь: при создании моделей приходится много работать руками, выполняя подчас достаточно тонкую работу, а здесь мы выходим на развитие мелкой моторики, в чем многие современные дети ограничены. Возможно, именно здесь кроется корень проблемы плохих почерков современных учеников;
Небольшая хитрость: созданные модели можно использовать в качестве наглядных пособий при проведении уроков.
Часто при организации реального эксперимента отсутствует возможность постановки лабораторных работ. Для таких работ, как правило, требуются специальные лаборатории, оснащенные дорогостоящим оборудованием. В виртуальном варианте постановки лабораторных работ такая возможность появляется.
Как показывает опыт проведения компьютерного лабораторного практикума, школьники с интересом экспериментируют с компьютерными моделями. Примером такой модели может служить информационный ресурс Наглядная биология.
Наглядная Биология предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы обучения, делая занятия интересными и более насыщенными.
Использование интерактивных работ по Биологии, подразумевает формирование практических навыков, приобретению навыков использования лабораторного оборудования и проведения самостоятельных наблюдений в процессе выполнения лабораторных работ и решения экспериментальных задач, а также формированию естественнонаучного знания.
Наглядная Биология заменяет (полностью или на определённых этапах) натуральный объект исследования, что позволяет гарантированно получить результаты опытов, избежать нанесения вреда живым организмам, сфокусировать внимание на ключевых сторонах исследуемого явления, сократить время проведения эксперимента.
Такая интерактивность открывает перед ними большие познавательные возможности, делает школьников не только наблюдателями, но в некоторых случаях и активными участниками проводимых экспериментов.
Технология проблемного обучения это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на урокепроблемные ситуации.
На уроках биологии часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки.
Во-первых, их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в-третьих они снижают усталость на любых этапах урока. При изучении вегетативного размножения растений (6 класс) можно использовать отрывок из произведения А. Волкова Урфин Джус и его деревянные солдаты: На салатной грядке, где остались корни неизвестных сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр оттащил срубленные стебли, — везде плотной стеной стояли высокие растения с ярко-зелеными мясистыми листьями. Ах, вы так! — злобно крикнул Урфин Джус и ринулся в бой. Вопрос: Каким способом размножалось волшебное растение?
Таким образом, использование инновационного подхода в процессе обучения биологии повышает его эффективность, позволяет получить фундаментальные знания, формировать у учащихся креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции, толерантность и способность к самообучению, что обеспечивает, в целом, успешность личностного развития учащихся.
Скачать работу
Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие - это взаимодействие между человеком и человеком или между человеком и машинными системами (ИКТ).
Детская природа требует наглядности это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам, давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Что нам даёт? (ИКТ):
• качественно новый тип урока (динамика, информативность);
• быстрота получения нужной информации;
• большой спектр наглядных пособий;
• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью тренажеров;
• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
Одним из таких случаев является использование в естественнонаучном практикуме динамических анимационных компьютерных экспериментов (виртуальных лабораторных практикумов), которые позволяют сделать лабораторные работы по биологии более живыми и интересными. Для эффективности применения информационных технологий, учитель должен свободно владеть инструментами виртуальной среды обучения.
Лабораторный практикум является важной составной частью обучения биологии. Цели лабораторного практикума — углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы.
На протяжении длительного периода времени биология была описательной наукой, мало приспособленной для прогнозирования наблюдаемых явлений. С развитием компьютерных технологий ситуация изменилась. Сначала наиболее используемыми в биологии были методы математической статистики, которые позволяли выполнять корректную обработку данных экспериментов и оценивать определенную значимость для принятия определенных решений и получения выводов.
Современный школьник, как правило, подготовлен к работе с компьютерными моделями, владеет навыками работы и тем арсеналом возможностей, которые предоставляет современная вычислительная техника и аудио-видео оборудование школьных кабинетов.
Моделирование биологических систем представляет собой процесс создания моделей биологических систем с характерными для них свойствами. Объектом моделирования может быть любая из биологических систем.
В биологии применяется моделирование биологических структур, функций и процессов на молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом уровнях организации живых организмов. Применяется моделирование также к разным биологическим феноменам, условиям жизнедеятельности отдельных особей, популяций, экосистем.
В практикумах, основанных на компьютерных моделях, школьник попадает в уже знакомый и близкий ему по компьютерным играм новый виртуальный мир, тяга к которому лишь усиливает обучающий эффект, создает мощную дополнительную мотивацию, значительно повышающую качество обучения. В пользу этого метода моделирования можно привести достаточно сильные, на мой взгляд, аргументы:
Для того, чтобы создать модель какого-то объекта, а тем более процесса, необходимо сначала разобраться в теории;
Процесс создания модели напоминает игру а мы знаем, что для детей, особенно младших, игровая деятельность очень важна. Даже мои семиклассники – казалось бы, уже подростки, к процессу моделирования подходят с восторгом;
Процесс моделирования пробуждает творческие способности детей, включает фантазию;
На своих уроках я организую работу над созданием моделей в группах, позволяю детям свободно общаться между собой, тем самым создавая условия для развития коммуникативных УУД;
При создании модели для каждого ребенка создается ситуация успеха, так как каждый может выбрать для себя деятельность согласно своим способностям и уровню подготовки: те, кому не дается теория, могут реализовать себя в практической деятельности;
В процессе создания модели работают сразу несколько видов памяти, поэтому знания, добытые таким путем, запоминаются достаточно прочно;
Немаловажная деталь: при создании моделей приходится много работать руками, выполняя подчас достаточно тонкую работу, а здесь мы выходим на развитие мелкой моторики, в чем многие современные дети ограничены. Возможно, именно здесь кроется корень проблемы плохих почерков современных учеников;
Небольшая хитрость: созданные модели можно использовать в качестве наглядных пособий при проведении уроков.
Часто при организации реального эксперимента отсутствует возможность постановки лабораторных работ. Для таких работ, как правило, требуются специальные лаборатории, оснащенные дорогостоящим оборудованием. В виртуальном варианте постановки лабораторных работ такая возможность появляется.
Как показывает опыт проведения компьютерного лабораторного практикума, школьники с интересом экспериментируют с компьютерными моделями. Примером такой модели может служить информационный ресурс Наглядная биология.
Наглядная Биология предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы обучения, делая занятия интересными и более насыщенными.
Использование интерактивных работ по Биологии, подразумевает формирование практических навыков, приобретению навыков использования лабораторного оборудования и проведения самостоятельных наблюдений в процессе выполнения лабораторных работ и решения экспериментальных задач, а также формированию естественнонаучного знания.
Наглядная Биология заменяет (полностью или на определённых этапах) натуральный объект исследования, что позволяет гарантированно получить результаты опытов, избежать нанесения вреда живым организмам, сфокусировать внимание на ключевых сторонах исследуемого явления, сократить время проведения эксперимента.
Такая интерактивность открывает перед ними большие познавательные возможности, делает школьников не только наблюдателями, но в некоторых случаях и активными участниками проводимых экспериментов.
Технология проблемного обучения это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на урокепроблемные ситуации.
На уроках биологии часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки.
Во-первых, их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в-третьих они снижают усталость на любых этапах урока. При изучении вегетативного размножения растений (6 класс) можно использовать отрывок из произведения А. Волкова Урфин Джус и его деревянные солдаты: На салатной грядке, где остались корни неизвестных сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр оттащил срубленные стебли, — везде плотной стеной стояли высокие растения с ярко-зелеными мясистыми листьями. Ах, вы так! — злобно крикнул Урфин Джус и ринулся в бой. Вопрос: Каким способом размножалось волшебное растение?
Таким образом, использование инновационного подхода в процессе обучения биологии повышает его эффективность, позволяет получить фундаментальные знания, формировать у учащихся креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции, толерантность и способность к самообучению, что обеспечивает, в целом, успешность личностного развития учащихся.