«Иноязычный текст как средство формирования и развития способности понимания» | Мой кабинет. Работа №353438
В настоящее время, когда человечество переживает переход к информационному обществу, проблема текста вызывает постоянно возрастающий интерес философов и представителей социально-гуманитарных наук, но не только их. Почему?
Да потому что именно тексты в разных своих формах и видах являются основными носителями информации, именно тексты являются главными каналами трансляции культуры, способствуют сохранению культурного наследия.
«Иноязычный текст как средство формирования и развития способности понимания»
В настоящее время, когда человечество переживает переход к информационному обществу, проблема текста вызывает постоянно возрастающий интерес философов и представителей социально-гуманитарных наук, но не только их. Почему?
Да потому что именно тексты в разных своих формах и видах являются основными носителями информации, именно тексты являются главными каналами трансляции культуры, способствуют сохранению культурного наследия.
Основные признаки текста
Выделяют следующие основные признаки текста:
знаковость, ибо текст всегда заф
иксирован в определенной системе языка;
ограниченность;
структурность;
тематическое единство, о
бусловленное авторским замыслом.
Тем самым всякую знаковую структуру, выражающую некоторый целостный смысл, реализующую определенную культурную функцию, можно рассматривать как текст.
Требования, предъявляемые к учебным текстам
В настоящее время учитель иностранного языка не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.
Объем текста
Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те и другие важны и имеют право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать разумный баланс и обратить внимание на следующее.
В жизни встречаются разные тексты, и их надо уметь правиль
но читать, извлекать из них необходимую нам информацию, а иногда и критически ее переосмысливать. Надо понимать, что одно слово, написанное на входной двери или перед входом на чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери нашего дома, реклама и объявления - это тоже тексты, которые передают нам определенную информацию.
Иногда эта информация настолько важна, что может помочь нам, а ее игно
рирование, наоборот, доставит нам много неприятных моментов. Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо форми
руют мысль о невозможности их усвоения: «Я С этим никогда не справлюсь./Мне это никогда не прочесть». Вот почему ма
ленькие дети любят читать маленькие книжки. Тогда у них есть право сказать: «А я уже прочел три книжки». (В
каждой из них может быть не более трех предложений, а то и вовсе од
но.) Ощущение успеха и определенных достижений важно не только для детей.
Только на коротких текстах невозможно формировать многие ви
ды чтения, необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (подготовки к докладу, сообщению по теме и т, д.).
Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст нет.
Объем текста может определяться его форматом. Графики, таб
лицы, схемы - это тоже тексты, причем очень информативные.
Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схе
ме, но «проще» не всегда означает «лучше».
Место основной идеи текста
Для тех, кто научился не просто быстро читать, но овладел необходимыми технологиями извлечения информации из текста, данное положение может быть и не столь важно. Тем не менее, доказано, что понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное положение также важно и для написания собственных текстов. При обучении написанию эссе, писем и небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.
Тематика текста
Тематика учебных текстов определяется учебной программой. Как правило, авторы УМК создают учебники на основе программ. Однако в настоящее время уникальность ситуации состоит в том, что единых федеральных программ для массовой общеобразовательной школы пока нет и в каждом регионе может быть своя, отличная от других регионов программа. Ситуация осложняется еще и тем, что во многих школах используются различные учебники, в которых тематический материал может быть отобран с разных позиций. В данном случае можно дать следующие рекомендации:
убедиться в том, что темати
ка учебных текстов в выбранном
базовом УМК соотносится с требованиями учебных программ
(принятых в школе/округе/регионе/на федеральном уровне и т. д.);
В случае неполного отражения программных требований в УМК
подключать тексты из других источников;
с учетом реальных потребностей учащихся и особенностей учеб
ного заведения можно расширять и частично видоизменять
тематику
учебных текстов; в таком случае необходимо закрепить
данные изменения в рамках школьной программы с цель
ю
хранения единых требований в рамках школы;
соотносить тематику с реальными возрастными интересами
и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания,
образования и развития личности.
Проблематика текста
Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и тот спектр проблем, который тексты затрагивают. Не столько тематика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что из года в год в рамках изучения учебных тем спектр обсуждаемых проблем может практически не меняться и часто все проблемы сводятся к одной: «Что вы знаете/можете сказать о ... ?»
В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы, и то, что актуально для старших школьников, совсем не актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и проблематики этого учебного комплекта возрасту, интересам и возможностям обучаемых.
Современные экзамены по иностранному языку предполагают не механический пересказ тем - «топиков», а обсуждение проблем, возникающих на стыке изучения многих учебных тем. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение
фактической информации по широкому спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных аналогичных речевых произведений, помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в единую картину мира.
Именно проблематика текстов может помочь в решении таких важных задач, как воспитание личности. В настоящее время молодежи бывает очень непросто сформировать такие необходимые каждому гражданину понятия и качества, как патриотизм, ответственность за свои слова и поступки перед близкими и всем обществом, готовность критически оценивать поступающую информацию из различных источников и т. д. Если раньше, помимо школы и родителей, вопросами воспитания молодежи занимались многочисленные общественные организации, а в обществе и СМИ наблюдалась единая воспитательная политика, то сегодня ситуация резко изменилась. Вопросам социального развития и воспитания школьников уделяется явно недостаточно внимания, а между тем не только детям, но и взрослым сегодня бывает непросто сделать правильный выбор. Нельзя ожидать, что необходимые и желательные качества появятся сами собой. Каждый из взрослых людей, а особенно учитель в школе, по мере возможностей и сил формирует личность ребенка.
Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное количество информации разным людям и приводить к разным выводам. Поэтому такую важную роль при работе с текстом играет личность учителя.
Степень аутентичности
В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичном звучании и аутентичных учебниках. Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают. Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения.
Authentic materials - аутентичные материалы
К ним относятся газетные статьи, брошюры, авиа- и железнодорожные билеты, письма, реклама, программы новостей радио и телевидения, объявления и т. д. Это материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материалы для обучения этому языку.
Authentic tasks - реальные задания
Задания, которые предполагают реагирование на устные или письменные материалы так же, как это происходит в естественных ситуациях общения. Например, прочитать рекламные проспекты путешествий не для того, чтобы пересказать их содержание, а для того, чтобы выбрать наиболее привлекательный маршрут и написать письмо в туристическое агентство с целью получить дополнительную информацию об условиях путешествия и отдыха.
Сегодня говорят о частично аутентичных текстах, об учебных текстах, построенных на основе аутентичных, и т. д.
Часто незначительная адаптация текста может облегчить работу с ним, при этом возможно сохранить колорит и многие другие характеристики аутентичных текстов.
Чем старше учащиеся и чем выше их уровень коммуникативной компетенции, тем шире спектр аутентичных текстов, возможных для использования в учебных целях. Эти тексты становятся более доступными благодаря расширяющимся контактам и новым информационным технологиям, при этом можно выделить еще одну проблему, связанную с использованием аутентичных материалов: аутентичные тексты могут быть и проводниками определенной идеологии, не всегда приемлемой для нас. При работе с такими текстами необходимо формировать критическое осмысление прочитанного.
Помимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и формировать навыки и умения, жизненно необходимые учащимся для реального общения в современном многополярном мире. Сами аутентичные тексты такого аппарата не предоставляют.
Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.
1. ДОТЕКСТОВЫЙ ЭТАП (ЭТАП АНТИЦИПАЦИИ)
Цели
Определить/сформулировать речевую задачу для первого про
чтения.
Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
По возможности сократить уровень языковых и речевых труд
ностей.
Упражнения и задания
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
тематику текста;
перечень поднимаемых в нем проблем;
ключевые слова и выражения и т. д.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора
(Ж. Верн, Р. Л. Стивенсон, А. Кристи и т. д.).
К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, нацио
нальность и т. д.)?
Где и в какое время может происходить действие? И т. д.
3. Сформулировать предположения о тематике текста на
основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.
Учащимся предъявлены следующие новые слова:
слоновая кость - ivory
бивни - tusks
быть практически уничтоженными – to be slaughtered nearly to extinction
браконьерство - poaching
ограничения - confines
выборочный отстрел - cutting
Задача учащихся - определить основную идею текста.
5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
.
2. ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Цели
Проконтролировать степень сформированности различных язы
ковых навыков и речевых умений.
Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания
Найти/выбрать/прочесть/ соединить/вставить:
ответы на предложенные вопросы;
подтверждение правильности/ ложности утверждений;
подходящий заголовок к каждому из абзацев;
подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
предложения со следующими словами/грамматическими явле
ниями/идиоматическими выражениями и т. д.;
глаголы/прилагательные/ эпитеты/другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо;
описание внешности/места события/отношения кого-либо к че
му-либо и т. д.
Догадаться:
о значении слова или слов по контексту;
какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова на
иболее точно отражает его значение в данном контексте;
как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.
3. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Цель
Использовать ситуацию текста в качестве языковой
(
рече
вой
)
соде
ржательной опоры для развития ум
ений в устной
и письменной речи.
Упражнения и задания
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Доказать, что...
Охарактеризовать...
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен
автор.
Составить план текста, выделив его основе мысли.
Рассказать текст от лица главного героя (Злодея, наблюда
теля, сплетника, журналиста и т. д.).
Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т. д.
Придумать, что могло бы случиться, если бы... Придумать новый конец текста.
Придумать новое название.
Подобрать/отобрать пословицы, которые подходят по смыс
лу к данной ситуации и наиболее точно передают идею тек
ста.
Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т. д.
Пример работы с текстом
Stars
Over millions of years, hot clouds of gas called nebulae grow until they explode and form huge, blazing balls of fire. This is how stars are born. Our own sun is а star. Eventually, like all stars, it will run out of fuel and die. Don't worry though - this won't happen for another 4 billion years!
Stars are sources of light. This is the reason they shine so brightly in the sky. Тhе moon, planets and comets also shine, but they don't give out their own light. Тhеy just reflect it from the sun.
Stars are very, very far away. In fact, when their light reaches our eyes, we sometimes see them as they were thousands of years ago. Our sun is the nearest star to Earth, but it is still about 150 million km away! It is part of the Milky Way galaxy, а white band of stars that stretches across the night sky. There are more than 100 billion stars in the Milky Way and many of them, like our sun, havе planets that orbit around them.
Constellations are groups of stars. If you draw lines between them (and use lots of imagination) they sometimes look like objects, animals or people. Тhе ancient Greeks thought that Orion looked like а giant hunter with а sword attached to his belt.
As the earth moves around the sun, we see the constellations in different positions in the sky at different times of the year. In the same way, the whole sky seems
to move towards the west as the earth rotates оn its axis throughout the night.
Предтекстовый этап
1. Improve your reading skills.
а) Read the words from left to right as quickly as you can.
Cloud how about around throughout
Sun run gun done
Light bright sight night
Though show snow row
way day say lay
worry sorry lorry gory
star bar far Jar
moon soon spoon groom
sky die shy spy
b) Here is а list оf two expressions in pairs. They are different. Go through the list and compare their meanings.
blazing balls of fire - blazing stars
run out of fuel- run out of patience
source of light - source of thoughts
give out the light - give out the books
reflect light frоm the sun - reflect оn the article
stretch across the sky - stretch the legs
band of stars - band of people
с) Find the synonyms in each line.
huge take large frее
sun cloud million luminary
reason star cause orbit
group imagination night band
earth year sword planet
ancient across old light
sometimes object occasionally galaxy
way hunter moon route
2. Find English equivalents for the following words and expressions in the text.
сверкающие
огненные
шары
;
истощать
запасы
топлива;
источники света;
излучать свет;
отражать
свет
с помощью солнца;
галактика;
группа звезд;
простираться по ночному небу;
вращаться вокруг (планеты, звезды);
выглядеть как гигантский охотник со шпагой на ремне;
вращаться вокруг своей оси.
3. Read the two following passages and select the appropriate link-words from the list given below:
And; but; this is the reason; in fact
Stars are very, very far away. , when their light reaches our eyes, we sometimes see them as they were thousands of years ago. Our sun is the nearest star to Earth, _ it is still about 150 million km away! It is part of the Milky Way galaxy, а white band of stars that stretches across the night sky. There are more than 100 billion stars in the Milky Way many of them, like our sun, have planets that orbit them.
Stars are sources of light. __ they shine so brightly in the sky. The moon, planets _ comets also shine, they don't give out their own light. They just reflect it from the sun.
4. The title, the first sentence and the first words оf each paragraph оf an article are given below. Pick the points that you think are mentioned in the article.
Stars
Over millions of years, hot clouds of gas called nebиlaе grow until they explode and form hиge, blazing balls of fire.
Constellations.
The Earth.
The article tells us:
About the stars;
About
various constellations;
That people
са
n
see stars as they were thousands of years ago;
How groups of stars loo
k.
5. Work in pairs. Look at the following word combinations and think оf а story that might сотbinе them all. You may reorder them in any way you want using any form of the verb.
grow
u
ntil
they explode
blazing balls of fire
run out of fuel
to
b
е
source of light
to
give
o
u
t
its own light
reflect the light from the s
u
n
part of the galaxy
band of stars
stretch across the night sky
to orbit the stars
like
а
giant h
u
nter with
а
sword attached to his
belt
the Earth rotates
о
n
its axis
Текстовый этап
1. Read the text "Stars" and underline the sentences that best sum up the main idea оf each paragraph and reorder the words according to what happens in the passage. Then discuss the order you decided оn with other groups.
2. Could you mark the position оf the Milky Way on a map? (Даётся звездная карта).
Послетекстовый этап
1. Complete the following statements.
а) Stars shine so brightly in the sky because ...
(they reflect light from the sun, they are sources of light, they have planets that orbit around them).
b) Stars are born when ... (hot clouds of gas grow until they explode, nebulae form huge, blazing balls of fire).
с) Constellations sometimes look like objects, animals or people because ... (we саn draw lines between stars, we use lots of imagination).
d) We see the constellations in different positions in the sky because ... (the Earth moves around the sun, the Earth rotates оn its axis).
2. Answer the following questions.
а) What is this text about?
b) What are constellations?
с) Why do stars shine so brightly?
d) Why do constellations appear to change position?
е) Which star is closest to the Earth?
f) What is the aim of the text? (informing, teaching, entertaining)
g) Do you think the article fulfils its aim? Why? (yes; no; probably; perhaps)
Литература:
1.Е.Н.Соловова. «Методика обучения иностранным языкам»
2.Газета «Первое сентября»