"Инструктивные карты, как средства формирования и развития УУД". | Сергеева Нюргуяна Владимировна. Работа №293805
Автор: Сергеева Нюргуяна Владимировна
Инструктивная карта – это современная форма взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень действий по достижению целей обучения во время дистанционного обучения.
Цель: Развитие познавательной самостоятельности учеников 2 класса с помощью использования инструктивных карт во время дистанционного обучения.
Универсальные учебные действия (УУД) – базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
«Инструктивные карты, как средства формирования и развития УУД
для учащихся 2 класса во время дистанционного обучения».
Сергеева Нюргуяна Владимировна
учитель начальных классов МОБУ Гимназия «Центр глобального образования»
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Рубакин Н.А.
Инструктивная карта – это современная форма взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень действий по достижению целей обучения во время дистанционного обучения.
Цель: Развитие познавательной самостоятельности учеников 2 класса с помощью использования инструктивных карт во время дистанционного обучения.
Универсальные учебные действия (УУД) – базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
В период перехода общеобразовательной системы на дистанционное обучение, возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников. Перед современным учителем любого предмета, в том числе учителя начальных классов на первое место ставятся задачи по формированию учебного процесса во время дистанционного обучения.
Новые требования стимулируют учителя искать особые методические приёмы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.
У меня возникли вопросы относительно обучения и усвоения знаний детей во время дистанционного обучения: «Как научить детей думать, действовать, учиться? Как спланировать уроки, чтобы каждый ребенок стал его активным, полноценным участником, даже слабый и не желающий учиться, каждый мог самореализоваться?»
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Тем самым оно способствует развитию у обучающихся высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению.
Своеобразным социальным заказом в области воспитания и образовании становится формирование самостоятельности как качества личности школьников.
Самостоятельность – крайне необходимое в учебной деятельности качество для детей. В связи с этим ключевой компетенцией школьника является учебная самостоятельность.
Развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся обеспечивает усвоение обучающимися способов практической и интеллектуальной деятельности и признается ведущей целью школьного образования.
Функции самостоятельной работы:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса;
- осмысление приобретенных знаний;
- формирование умения планировать время;
- выработка ответственности и инициативности.
Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков, активно использую инструктивные карты, с помощью которых делаю акцент на развитие самостоятельности.
Для выработки самостоятельности применяю следующие приёмы.
Обучение с помощью инструктивных карт — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся.
Познавательная деятельность учащихся при выполнении самостоятельной работы направляется заданием - инструктивной картой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.
В инструктивных картах представлена информация:
- описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; - рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий;
- указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений.
Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.
Инструктивные карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выполняемых заданий.
В своей инструктивной карте я обычно выделяю следующие разделы:
Учитель: Сергеева Н.В.
Класс: 2 «В»
Предмет: Окружающий мир
Дата: 11.02.2022
Тема урока: «Школа»
Цель урока:
- обсудить вопрос о культуре общения в школе;
- какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему;
- учиться оценивать поведение с нравственной позиции, которые допустимы или недопустимы в школе.
Ход работы:
Последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал; ссылка на видеоуроки; дополнительный материал; повторение пройденного в виде тестов; порядок выполнения работы; задания из учебника; закрепление материала; домашнее задание и т.д. (на усмотрение учителя).
Наибольший эффект использования инструктивных карт дает способ, во время дистанционного обучения. Учащиеся имеют возможность обратиться к инструктивной карте в любое время и в любых условиях.
Немаловажную роль играет и руководство педагога.
Большое значение на начальных этапах имеет четкая постановка задачи, а также инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Учитель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать выполняемость заданий.
На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных указаний.
Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ. Самостоятельность учащихся разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:
Научность. В содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности обучающегося.
Последовательность. В инструктивной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений, и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.
Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание учащимися содержания и средств своей деятельности. Инструктивная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий. Здесь решающее значение имеет уровень знаний учителя и умение отобрать, ограничить материал.
Доступность содержания. Доступность содержания реализуется через выделение в инструктивных картах разноуровневых заданий.
Наглядность содержания и деятельности.
Самостоятельность и активность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструктивной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения.
Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструктивной карте.
Индивидуальность обучения. Инструктивные карты способствуют организации единообразной, индивидуальной деятельности «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.
Эффективность учебной деятельности. Предполагает оптимизацию усилий педагога и обучающегося. Эффективность должна подчиняться целям обучения.
Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструктивные карты показывают маршрут приобретения будущих профессиональных компетенций.
Продуктивность использования инструктивных карт на уроках заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, взаимоконтролю и самоконтролю. Такая форма обучения воздействует и на эмоциональную сферу личности, создавая надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс, тем самым затрагивается все аспекты процесса самореализации.
Применение инструктивной карты позволяет добиться: экономии времени на объяснение выполнения работы; использование дополнительного наглядного материала в виде рисунков, логических схем, работы таблицами, дидактическими играми, работы с текстом; самостоятельности обучающихся; поставленной цели, создает творческую атмосферу познания, активизирует мыслительную деятельность, способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки самостоятельности, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
Использование инструктивных карт во время дистанционного обучения позволило нам с обучающимися достигнуть определённых результатов: усиление положительной мотивации к изучению предмета, рост творческой познавательной активности учащихся на уроках, возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Сегодня в условиях высокой конкуренции учебная стратегия, подобно военной стратегии Суворова, должна отличаться исключительной активностью и решительностью. Как говорил великий полководец, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере: «Тяжело в учении, легко в бою». Выиграет тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства.
Памятка для родителей
1. При использовании инструктивных карт не делайте за ребенка то, что он сам может и умеет делать.
2. Приучайте ребенка к самостоятельности.
3. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение заданий инструктивной карты, значительно облегчает выполнение классных работ.
4. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
5. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.