«Инструменты русского народного оркестра» | Перехожук Мария Александровна. Работа №343848
Конспект дистанционного занятия в старшей группе
«Инструменты русского народного оркестра»
Вид занятия: фронтальное
Тип занятия: тематическое
Цель: расширение музыкального кругозора детей
Задачи:
Образовательные:
Ø познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
Ø учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием;
Ø формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
Ø побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
Развивающие:
Ø развивать внимание, память, мышление;
Ø развивать умение учиться в дистанционном формате;
Воспитательные:
Ø воспитывать любовь к русской народной музыке;
Ø воспитывать самостоятельность, активность.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно
-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность).
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, деревянные ложки.
Ход занятия
Муз. рук.: Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я рада приветствовать вас. Сегодня и я, и вы дома. И рядом с вами ваши родители, мама и папа, а с кем-то рядом бабушка и дедушка. И сегодня они самые главные ваши помощники. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками на нашем занятии. А так как занятие наше музыкальное, то и здороваться мы тоже будем музыкально. Готовы?
Под фонограмму проводится музыкальное приветствие
«Здравствуйте, ладошки!»
(муз. рук. с детьми под музыку приветствуют друг друга)
Здравствуйте, ладошки, хлоп- хлоп- хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки, чмок-чмок- чмок,
Здравствуйте, зубки, ням-ням-ням,
Здравствуй, мой носик, би-би-би,
Маленький курносик, би-би-би,
Здравствуйте ребята!
Му. рук.: Ребята, сегодня вас ждёт много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. А поедем мы на остров на паровозике. Сели все поудобнее, итак в путь.
Под музыку «Паровоз букашка» дети имитируют езду на паровозике
Му. рук.: Вдалеке уже виднеется остров. Интересно, кто же живёт на нём?
Заглянем туда? Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нём, фрукты это или овощи, понять никак не могу? Вижу загадку, попробуем отгадать?
Расскажу я вам, друзья, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный (инструмент).
Му. рук.: Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…Баян
Слайд Баяна
Му. рук.: Правильно ребята, это Баян – русский, традиционный инструмент, это ручная гармоника хроматического типа, иногда его еще называют мини орган - из-за своего могучего, немного похожего звучания. Музыкальный инструмент, имеет несколько рядов круглых кнопок справа. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. У баяна есть корпус, на котором держится клавиатура для правой и для левой руки, есть мех – с помощью которого извлекается звук. Давайте послушаем, как звучит баян.
Дети слушает музыку в исполнении Баяна
Му. рук.:
А это что за инструмент? Угадаете?
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. Домра
Слайд Домра
Му. рук.:
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. На длинной шее-грифе расположены полоски-лесенки, - лады; каждый лад соответствует определённой ноте. На головке – три ушка-колка. На них крепятся три (реже – четыре) струны. В середине деки находится круглое отверстие с фигурной розеткой. Из этого отверстия вылетает звук. Скоморохи играли на домрах косточками и пёрышками. Домра является прообразом русской балалайки. Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления. Послушайте, как звучит домра.
Дети слушают музыку в исполнении Домры
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).
Слайд Балалайка
А знаете, как появилась балалайка? Когда-то давным-давно на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. И тогда охотник подумал: «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку». Вот так и получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли – это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, а вот балалайка стала символом России и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. Давайте, послушаем с вами, как звучит балалайка и гусли.
Дети слушают музыку в исполнении Балалайки и Гуслей
Му. рук.:
С каким же мы ещё инструментом познакомимся. Слушаем внимательно загадку:
Приложу к губам я трубку -
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется... (Свирель)
Слайд Свирели
Му. рук.: Свирель – такое красивое название дали дудочке на Руси. Сколько в нем нежности, переливов. А из чего в старину люди делали дудочки, как вы думаете? (Ответы детей). Как же ветка дерева становилась дудочкой? Выбирали крепкую, прямую ветку и удаляли из неё сердцевину (выжигали или выковыривали), затем под углом срезали край – тот, в который потом дули. Вот дудочка и готова! Дудочка помогала в работе. Кто же не обходился в старину без свирели? (Ответы детей)
Му. рук.: Конечно, помогала она пастухам и их помощникам-детям – пастушкам. Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели.
Дети слушают музыку в исполнении Свирели
Му. рук.:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, следующую загадку:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки
Все играют звонко, дружно
Слушать их не надоест
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (Оркестр)
А вы знаете, что такое оркестр? (Ответы детей).
Му. рук.: Правильно. Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, одновременно, одно и то же музыкальное произведение. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Как вы думаете, о каком оркестре мы сегодня будем говорить? (О народном оркестре). Почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?
(Потому что их создал народ). Правильно. Музыкальных инструментов в мире очень много! У каждого народа свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Многие инструменты пришли из быта. Это деревянные ложки, колотушки, колокольчики, волынка, пила, топор. Эти инструменты являются достоянием народа. Они были созданы очень давно народными мастерами, имена которых неизвестны. Наши предки, берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них. Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ. Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим? Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат? Сядьте все как слушатели.
Дети слушают музыку в исполнении Оркестра
Му. рук.: Понравилась вам музыка? Ребята, а вы хотели бы стать участниками народного оркестра? Хорошо, но только на каком инструменте вы будете играть, узнаете угадав загадку. Вы согласны?
Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки). Ребята, а когда мы играем, на ложках, то что мы слышим? Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструмент называется – шумовой. К шумовым инструментам так же относятся барабаны и трещётки, маракасы, и колокольчики.
Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.
Слайд «Шумовые народные инструменты»
Му. рук.: Итак, мы попросим наших родителей, бабушек и дедушек принести нам ложки и мы сейчас попробуем сыграть. Ну-ка встанем все перед экраном, разомнёмся вместе разом. Повторяйте все за мной.
Дети повторяют за муз. руководителем
«Ах, какие ложечки!»
Муз. рук.:
Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение?
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.
Муз. рук.: Ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё-таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили? (Ответы детей). Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра. Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. (Показывает иллюстрации инструментов, дети называют какой инструмент относится к симфоническому оркестру и народному). Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома. Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего?
На занятие мы слушали, играли,
И от счастья закружилась голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была!
На этом наше занятие закончилось, всем спасибо за участие и внимание! До свиданья!
Конспект дистанционного занятия
по музыкальному развитию
детей старшего дошкольного возраста
«Инструменты русского народного оркестра»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Перехожук Мария Александровна
Донецк – 2024 г.
Конспект дистанционного занятия в старшей группе
«Инструменты русского народного оркестра»
Вид занятия: фронтальное
Тип занятия: тематическое
Цель: расширение музыкального кругозора детей
Задачи:
Образовательные:
познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием;
формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
Развивающие:
развивать внимание, память, мышление;
развивать умение учиться в дистанционном формате;
Воспитательные:
воспитывать
любовь к русской народной музыке;
воспитывать самостоятельность, активность.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно
-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность).
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, деревянные ложки.
Ход занятия
Муз. рук.: Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я рада приветствовать вас. Сегодня и я, и вы дома. И рядом с вами ваши родители, мама и папа, а с кем-то рядом бабушка и дедушка. И сегодня они самые главные ваши помощники. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками на нашем занятии. А так как занятие наше музыкальное, то и здороваться мы тоже будем музыкально. Готовы?
Под фонограмму проводится музыкальное приветствие
«Здравствуйте, ладошки!»
(муз. рук. с детьми под музыку приветствуют друг друга)
Здравствуйте, ладошки, хлоп- хлоп- хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки, чмок-чмок- чмок,
Здравствуйте, зубки, ням-ням-ням,
Здравствуй, мой носик, би-би-би,
Маленький курносик, би-би-би,
Здравствуйте ребята!
Му. рук.: Ребята, сегодня вас ждёт много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. А поедем мы на остров на паровозике. Сели все поудобнее, итак в путь.
Под музыку «Паровоз букашка» дети имитируют езду на паровозике
Му. рук.: Вдалеке уже виднеется остров. Интересно, кто же живёт на нём?
Заглянем туда? Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нём, фрукты это или овощи, понять никак не могу? Вижу загадку, попробуем отгадать?
Расскажу я вам, друзья, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный (инструмент).
Му. рук.: Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…Баян
Слайд Баяна
Му. рук.: Правильно ребята, это Баян – русский, традиционный инструмент, это ручная гармоника хроматического типа, иногда его еще называют мини орган - из-за своего могучего, немного похожего звучания. Музыкальный инструмент, имеет несколько рядов круглых кнопок справа. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. У баяна есть корпус, на котором держится клавиатура для правой и для левой руки, есть мех – с помощью которого извлекается звук. Давайте послушаем, как звучит баян.
Дети слушает музыку в исполнении Баяна
Му. рук.:
А это что за инструмент? Угадаете?
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. Домра
Слайд Домра
Му. рук.:
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. На длинной шее-грифе расположены полоски-лесенки, - лады; каждый лад соответствует определённой ноте. На головке – три ушка-колка. На них крепятся три (реже – четыре) струны. В середине деки находится круглое отверстие с фигурной розеткой. Из этого отверстия вылетает звук. Скоморохи играли на домрах косточками и пёрышками. Домра является прообразом русской балалайки. Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления. Послушайте, как звучит домра.
Дети слушают музыку в исполнении Домры
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).
Слайд Балалайка
А знаете, как появилась балалайка? Когда-то давным-давно на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. И тогда охотник подумал: «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку». Вот так и получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли – это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, а вот балалайка стала символом России и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. Давайте, послушаем с вами, как звучит балалайка и гусли.
Дети слушают музыку в исполнении Балалайки и Гуслей
Му. рук.:
С каким же мы ещё инструментом познакомимся. Слушаем внимательно загадку:
Приложу к губам я трубку -
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется... (Свирель)
Слайд Свирели
Му. рук.: Свирель – такое красивое название дали дудочке на Руси. Сколько в нем нежности, переливов. А из чего в старину люди делали дудочки, как вы думаете? (Ответы детей). Как же ветка дерева становилась дудочкой? Выбирали крепкую, прямую ветку и удаляли из неё сердцевину (выжигали или выковыривали), затем под углом срезали край – тот, в который потом дули. Вот дудочка и готова! Дудочка помогала в работе. Кто же не обходился в старину без свирели? (Ответы детей)
Му. рук.: Конечно, помогала она пастухам и их помощникам-детям – пастушкам. Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели.
Дети слушают музыку в исполнении Свирели
Му. рук.:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, следующую загадку:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки
Все играют звонко, дружно
Слушать их не надоест
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (Оркестр)
А вы знаете, что такое оркестр? (Ответы детей).
Му. рук.: Правильно. Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, одновременно, одно и то же музыкальное произведение. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Как вы думаете, о каком оркестре мы сегодня будем говорить? (О народном оркестре). Почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?
(Потому что их создал народ). Правильно. Музыкальных инструментов в мире очень много! У каждого народа свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Многие инструменты пришли из быта. Это деревянные ложки, колотушки, колокольчики, волынка, пила, топор. Эти инструменты являются достоянием народа. Они были созданы очень давно народными мастерами, имена которых неизвестны. Наши предки, берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них. Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ. Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим? Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат? Сядьте все как слушатели.
Дети слушают музыку в исполнении Оркестра
Му. рук.: Понравилась вам музыка? Ребята, а вы хотели бы стать участниками народного оркестра? Хорошо, но только на каком инструменте вы будете играть, узнаете угадав загадку. Вы согласны?
Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки). Ребята, а когда мы играем, на ложках, то что мы слышим? Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструмент называется – шумовой. К шумовым инструментам так же относятся барабаны и трещётки, маракасы, и колокольчики.
Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.
Слайд «Шумовые народные инструменты»
Му. рук.: Итак, мы попросим наших родителей, бабушек и дедушек принести нам ложки и мы сейчас попробуем сыграть. Ну-ка встанем все перед экраном, разомнёмся вместе разом. Повторяйте все за мной.
Дети повторяют за муз. руководителем
«Ах, какие ложечки!»
Муз. рук.:
Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение?
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.
Муз. рук.: Ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё-таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили? (Ответы детей). Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра. Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. (Показывает иллюстрации инструментов, дети называют какой инструмент относится к симфоническому оркестру и народному). Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома. Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего?
На занятие мы слушали, играли,
И от счастья закружилась голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была!
На этом наше занятие закончилось, всем спасибо за участие и внимание! До свиданья!