Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интеграция биологии и химии в школьном курсе: примеры и методы | Новикова Галина Алексеевна. Работа №349738

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются примеры и методы интеграции биологии и химии в школьном курсе. Описаны подходы к организации междисциплинарных занятий, лабораторных исследований и проектной деятельности, способствующие более глубокому пониманию взаимосвязей между химическими и биологическими процессами. Подчёркивается значимость интеграции химии и биологии для формирования целостного научного мировоззрения у школьников.

Ключевые слова: интеграция, биология, химия, школьный курс, междисциплинарное обучение, научное мировоззрение.

ИНТЕГРАЦИЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ: ПРИМЕРЫ И МЕТОДЫ

 

Новикова Галина Алексеевна, учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Урагубская средняя общеобразовательная школа"

 

Аннотация. В статье рассматриваются примеры и методы интеграции биологии и химии в школьном курсе. Описаны подходы к организации междисциплинарных занятий, лабораторных исследований и проектной деятельности, способствующие более глубокому пониманию взаимосвязей между химическими и биологическими процессами. Подчёркивается значимость интеграции химии и биологии для формирования целостного научного мировоззрения у школьников.

Ключевые слова: интеграция, биология, химия, школьный курс, междисциплинарное обучение, научное мировоззрение.

 

Интеграция биологии и химии в школьном курсе позволяет школьникам лучше понимать, как химические процессы лежат в основе жизнедеятельности организмов и функционирования экосистем. Эта интеграция помогает учащимся осознать взаимосвязь между живой и неживой природой, развить исследовательские навыки и научное мышление. Введение междисциплинарных занятий, лабораторных исследований и проектов, охватывающих аспекты химии и биологии, позволяет учителям организовать учебный процесс так, чтобы школьники видели целостную картину мира и могли применять свои знания для решения реальных задач.

Одним из методов интеграции является проведение междисциплинарных уроков, на которых школьники рассматривают биологические процессы с точки зрения химии. Например, на уроках, посвящённых теме дыхания, учитель может рассказать о биохимических реакциях, происходящих в клетках, и объяснить, как молекулы глюкозы окисляются для получения энергии. Такой подход позволяет учащимся понять взаимосвязь между биохимическими реакциями и физиологическими процессами и увидеть, как химия объясняет биологические явления. Включение примеров из химии делает изучение биологии более осмысленным и прикладным.

Лабораторные исследования играют важную роль в интеграции химии и биологии. На лабораторных занятиях учащиеся могут проводить эксперименты, направленные на изучение химических аспектов биологических процессов. Например, школьники могут исследовать фотосинтез, наблюдая за поглощением углекислого газа растениями и образованием кислорода. Такой эксперимент помогает учащимся понять, как химические реакции играют ключевую роль в биологических процессах и каким образом растения влияют на газовый состав атмосферы. Такие исследования позволяют ученикам не только закрепить теоретические знания, но и развивать навыки экспериментирования и анализа данных.

Проектная деятельность является ещё одним методом интеграции химии и биологии. Учитель может предложить учащимся проекты, в которых им нужно исследовать биологические процессы с химической точки зрения. Например, школьники могут изучить влияние химических веществ на живые организмы или провести исследования на тему «Влияние кислотности почвы на рост растений». Этот проект позволяет ученикам работать с данными, проводить эксперименты и делать выводы, что формирует у них критическое мышление и навыки самостоятельного исследования. Проекты дают учащимся возможность увидеть, как биология и химия объединяются для решения экологических задач и улучшения качества жизни.

Использование цифровых ресурсов и мультимедийных материалов также способствует интеграции биологии и химии. С помощью интерактивных платформ и симуляторов учителя могут наглядно демонстрировать учащимся сложные биохимические процессы, такие как клеточный метаболизм или процесс свёртывания крови. Это помогает ученикам лучше понять, как химические реакции протекают в живых организмах, и делает процесс обучения более интересным и визуально насыщенным. Цифровые ресурсы позволяют учащимся наблюдать процессы, которые трудно или невозможно воспроизвести в школьной лаборатории, что углубляет их понимание материала.

Кроме того, интеграция биологии и химии может быть достигнута через обсуждение современных научных открытий и их связи с темами школьного курса. Учитель может проводить круглые столы и дискуссии, на которых учащиеся обсуждают, как биохимия помогает в медицинских исследованиях, разработке лекарств или понимании генетики. Например, школьники могут обсудить, как генные и биохимические исследования позволяют создавать новые медикаменты или улучшать методы диагностики. Это помогает школьникам развивать интерес к науке и формирует понимание значимости знаний химии и биологии для решения глобальных проблем.

Подводя итог, интеграция биологии и химии в школьном курсе позволяет учащимся понять связь между химическими и биологическими процессами и видеть их важность в повседневной жизни. Проведение междисциплинарных уроков, лабораторных исследований, проектной деятельности и использование цифровых ресурсов помогают учителям организовать учебный процесс так, чтобы ученики усваивали знания комплексно, формируя целостное научное мировоззрение и развивая навыки критического и аналитического мышления.

 

Список литературы

1. Андреева Н.Д.  Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для вузов / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская; под редакцией Н.Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 300 с.

2. Игамбердиева, А. А. Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии / А. А. Игамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 581-583.

3. Кныш С. И. Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2961–2965.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×