Интеграция элементов финансовой грамотности в уроки для младших школьников | Шамина Ольга Александровна. Работа №345562
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к интеграции элементов финансовой грамотности в уроки для младших школьников. Описаны основные направления работы, такие как знакомство с понятиями денег, планирование бюджета, основы сбережений и ответственного использования финансов. Приведены примеры упражнений и заданий, способствующих формированию у школьников базовых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, младшие школьники, бюджет, сбережения, расходы, планирование, деньги.
ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УРОКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шамина Ольга Александровна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 1228 " Лефортово" г. Москвы
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к интеграции элементов финансовой грамотности в уроки для младших школьников. Описаны основные направления работы, такие как знакомство с понятиями денег, планирование бюджета, основы сбережений и ответственного использования финансов. Приведены примеры упражнений и заданий, способствующих формированию у школьников базовых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, младшие школьники, бюджет, сбережения, расходы, планирование, деньги.
Финансовая грамотность — это важная составляющая общего образовательного процесса, и её закладывание в младших классах играет ключевую роль в дальнейшем развитии навыков управления личными финансами. Современные младшие школьники уже сталкиваются с деньгами, начиная от карманных денег и до ситуаций, когда они видят, как родители планируют семейный бюджет. Интеграция элементов финансовой грамотности в уроки для младших школьников помогает им осознать ценность денег, научиться правильно распределять финансы и понимать, как принимать финансово обоснованные решения.
Первым шагом в развитии финансовой грамотности у младших школьников является знакомство с основными понятиями: деньги, доходы, расходы, бюджет. Учитель может вводить эти термины через простые и понятные примеры из жизни детей. Например, можно объяснить, что деньги — это средство для покупки товаров и услуг, а доходы — это деньги, которые получают родители за свою работу. Это помогает школьникам начать понимать базовые финансовые процессы и осознанно относиться к деньгам.
Для закрепления знаний об управлении финансами учитель может предложить детям простые упражнения, связанные с расчетом доходов и расходов. Например, ученикам можно предложить составить бюджет на карманные деньги: сколько денег у них есть и на что они могут их потратить. Это учит детей основам планирования и учёту своих финансов. Дополнительно можно предложить задачу, в которой нужно решить, как распределить карманные деньги на неделю, учитывая возможные траты на сладости, игрушки или развлечения.
Важной частью финансовой грамотности является умение откладывать деньги и экономить. Учитель может предложить ученикам задания, где им нужно выбрать, что они хотят купить, и рассчитать, сколько времени и денег им потребуется для сбережений. Например, ученики могут планировать накопление на игрушку или книгу, откладывая часть карманных денег. Такие задания развивают у детей понимание, что деньги не появляются мгновенно, и для покупки чего-то важного иногда требуется время.
Использование игровых методов помогает младшим школьникам лучше усваивать информацию и повышает их интерес к теме. Учитель может организовать игры, где школьники будут вести «финансовую жизнь» — управлять деньгами, делать покупки, откладывать на крупные покупки. Например, можно создать «магазин», где ученики будут покупать различные товары за условные деньги, учась принимать обоснованные решения и контролировать свои финансы. Это помогает детям лучше понять, как работает процесс покупки, и учит их планировать свои расходы.
Уроки математики — это отличная платформа для интеграции элементов финансовой грамотности. Учитель может использовать задачи, связанные с деньгами, для развития навыков счета и планирования. Например, при изучении сложения и вычитания можно предложить задачи на тему покупок: «Если у тебя есть 50 рублей, а ты потратил 20 рублей на сладости, сколько у тебя останется?» Такие задания учат детей понимать, как работают финансы, и одновременно развивают математические навыки.
Учебные проекты, связанные с финансами, также помогают школьникам лучше осознавать значение денег и учиться ими управлять. Учитель может предложить ученикам создать совместный проект по планированию праздника или поездки, где дети будут рассчитывать бюджет, определять, на что потратить деньги, и обсуждать возможные варианты экономии. Это учит детей работать в команде, принимать решения и осознанно подходить к вопросам распределения финансов.
Обсуждение реальных жизненных ситуаций также является эффективным методом интеграции финансовой грамотности. Учитель может предложить учащимся обсудить, как правильно управлять деньгами в повседневной жизни. Например, можно поговорить о том, как родители планируют семейный бюджет, как правильно делать покупки в магазине, почему важно не тратить все деньги сразу. Это помогает школьникам понимать, что финансовые решения влияют на жизнь семьи, и учит их более ответственно относиться к своим деньгам.
Формирование ответственного отношения к деньгам — это важная задача для младших школьников. Учитель должен помогать детям развивать осознанное отношение к деньгам, учить их планировать свои расходы, оценивать важность покупок и избегать импульсивных решений. Например, можно предложить детям подумать перед покупкой: «Нужно ли мне это прямо сейчас или я могу отложить покупку?» Такие задания развивают критическое мышление и помогают детям учиться принимать обдуманные решения.
В заключение можно отметить, что интеграция элементов финансовой грамотности в уроки для младших школьников способствует формированию у них навыков управления деньгами, планирования бюджета, понимания доходов и расходов, а также основ сбережений. Эти знания помогут детям осознанно подходить к финансовым вопросам, развивать ответственность за свои финансовые решения и готовиться к взрослой жизни.
Список литературы
Евтыхова
Н. М.
Межпредметная
интеграция как способ формирования финансовой грамотности младших школьников // Концепт. – 2015. –
Спецвыпуск
№ 25
.
Игнатьева А. В. Обучение финансовой грамотности младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 30-32.
Методические рекомендации по интеграции финансовой грамотности в систему общего образования / Э. В.
Рогатенюк
, Г. Г.
Находкина
. – Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2022. – 46 с.