Интеграция функциональной грамотности в учебный процесс начальной школы | Небыкова Ольга Васильевна. Работа №342055
Аннотация. В статье рассматривается интеграция функциональной грамотности в учебный процесс начальной школы как ключевой компонент формирования базовых навыков у младших школьников. Описаны понятие функциональной грамотности, её значение в современном образовательном процессе, а также основные подходы к её интеграции в различные предметные области. В статье приводятся примеры практических методов и инструментов, которые помогают развивать функциональную грамотность учащихся, а также обсуждаются роль учителя и возможные трудности, с которыми он может столкнуться в процессе внедрения данной методики.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, учебный процесс, интеграция, базовые навыки, методы обучения.
ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Небыкова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
МКОУ «Чилековская средняя школа»
Аннотация. В статье рассматривается интеграция функциональной грамотности в учебный процесс начальной школы как ключевой компонент формирования базовых навыков у младших школьников. Описаны понятие функциональной грамотности, её значение в современном образовательном процессе, а также основные подходы к её интеграции в различные предметные области. В статье приводятся примеры практических методов и инструментов, которые помогают развивать функциональную грамотность учащихся, а также обсуждаются роль учителя и возможные трудности, с которыми он может столкнуться в процессе внедрения данной методики.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, учебный процесс, интеграция, базовые навыки, методы обучения.
Современная образовательная система стремится подготовить учащихся не только к успешному прохождению экзаменов, но и к реальной жизни в обществе. В этом контексте функциональная грамотность становится важнейшим аспектом обучения, особенно на начальном этапе школьного образования. Функциональная грамотность включает в себя способность использовать знания и навыки в повседневных ситуациях, решать практические задачи и адаптироваться к изменениям.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать полученные знания и навыки для решения реальных задач в повседневной жизни. Включает в себя не только базовые академические навыки (чтение, письмо, математика), но и умение применять эти навыки в различных жизненных ситуациях. Это понятие также охватывает такие области, как информационная грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность и другие.
В начальной школе закладываются основы для дальнейшего обучения и личностного развития учащихся. На этом этапе важно не только обучить детей базовым навыкам, но и помочь им понять, как эти навыки могут быть использованы в реальной жизни. Функциональная грамотность позволяет учащимся осознать ценность знаний и развивает у них способность применять эти знания в практических ситуациях, что делает процесс обучения более осмысленным и мотивирующим.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов интеграции функциональной грамотности. Проекты, которые ориентированы на реальные жизненные ситуации, помогают учащимся не только закрепить полученные знания, но и научиться применять их на практике.
Пример проекта: «Организация школьной ярмарки». Учащиеся разрабатывают план проведения мероприятия, рассчитывают бюджет, создают рекламные материалы и т. д. В процессе работы над проектом они применяют навыки математики, русского языка и других предметов.
Игровые методы обучения также способствуют развитию функциональной грамотности, так как создают условия для моделирования реальных ситуаций в игровой форме. Игры, которые требуют от учеников решения практических задач, помогают им усваивать материал более эффективно и с интересом.
Пример игры: «Магазин». Учащиеся в роли продавцов и покупателей учатся использовать денежные единицы, рассчитывать сдачу, вести учет товаров и т. д.
Использование информационных технологий в учебном процессе также способствует развитию функциональной грамотности. Работа с электронными ресурсами, выполнение заданий с использованием компьютеров и планшетов, создание мультимедийных проектов — всё это помогает учащимся развивать навыки работы с информацией, анализировать данные и принимать решения.
Пример задания: Создание презентации о любимом домашнем животном с использованием интернета для поиска информации и мультимедийных средств для её оформления.
Учитель играет ключевую роль в процессе интеграции функциональной грамотности. Он должен не только организовать учебный процесс, но и поддерживать интерес учащихся, помогать им преодолевать трудности и развивать уверенность в своих силах. Важно создавать позитивную и поддерживающую атмосферу в классе, где каждый ученик чувствует себя ценным участником образовательного процесса.
Для успешной интеграции функциональной грамотности важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Дифференцированный подход позволяет адаптировать задания и методы обучения под потребности и способности каждого ученика, что способствует более эффективному усвоению материала.
Интеграция функциональной грамотности в учебный процесс начальной школы имеет ряд преимуществ:
Развитие практических навыков: учащиеся учатся применять знания в реальных жизненных ситуациях, что делает обучение более осмысленным и полезным.
Повышение мотивации к обучению: учащиеся видят реальное применение своих знаний, что способствует их вовлеченн
ости и интересу к учебному процессу.
Подготовка к взрослой жизни: формирование функциональной грамотности помогает учащимся лучше подготовиться к будущей жизни, давая им не
обходимые навыки для успешной адаптации в обществе.
Внедрение функциональной грамотности также сталкивается с определёнными вызовами:
Требования к квалификации учителя: интеграция функциональной грамотности требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения адаптировать учебный материал и использовать разнообразные методики.
Необ
ходимость адаптации учебных программ: для успешной интеграции функциональной грамотности может потребоваться изменение учебных программ, что требует времени и усилий.
Таким образом, интеграция функциональной грамотности в учебный процесс начальной школы является важным шагом к созданию образовательной среды, которая готовит учащихся к реальной жизни, развивает их практические навыки и способствует их успешной адаптации в обществе. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, и их профессионализм, творческий подход и готовность к изменениям являются залогом успешной реализации данной методики. Важно помнить, что развитие функциональной грамотности — это не одноразовое мероприятие, а постоянный процесс, который требует внимания, усилий и поддержки на всех уровнях образовательной системы.
Список литературы
Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. // Начальное образование. 2017 № 3.С. 3–7.
Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. Сборник статей II Международног
о учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.