Интеграция (игра на дми и пение) | Володина Дарья Евгеньевна. Работа №316209
Каждый педагог в своём музыкальном воспитании дошкольников уделяет особое вниманию поиску новых, интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с дошкольниками. Перед музыкальными руководителями всегда встают вопросы: как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать дошкольнику о музыке? Как научить его слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать?
Идеальным ответом на данные вопросы стала система музыкального воспитания детей – «элементарное музицирование», созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная к условиям современного детского сада педагогом – новатором Т.Э. Тютюнниковой.
«Элементарное музицирование через интеграцию различных видов музыкальной деятельности (игра на дми и пение)».
Каждый педагог в своём музыкальном воспитании дошкольников уделяет особое вниманию поиску новых, интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с дошкольниками. Перед музыкальными руководителями всегда встают вопросы: как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать дошкольнику о музыке? Как научить его слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать?
Идеальным ответом на данные вопросы стала система музыкального воспитания детей – «элементарное музицирование», созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная к условиям современного детского сада педагогом – новатором Т.Э. Тютюнниковой.
Суть этой системы заключается в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.
Двумя основными принципами системы являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.
Основными видами деятельности элементарного музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
Главную строку в успехе элементарного музицирования, составляют детские музыкальные инструменты и прежде всего шумовые, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.
Техническая лёгкость игры на шумовых ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшим импровизациям.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми). С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.
Элементарное музицирование с музыкальными инструментами пронизывает все виды музыкальной деятельности, к ним относятся:
- «Слушание музыки». (Используем музыкальные инструменты, предметы: платочки, ленточки, шарики, цветы. Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем»).
- «Музыкально - ритмические движения». (Используем задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, самодельные баночки с наполнением (крупой, пуговицами), мягкие игрушки, куклы, погремушки).
- «Инструментальное музицирование». (Большое внимание уделяем применению способов игры на разнообразных инструментах, предметах - игра «звучащими жестами» учитываем особенности детей, широко используем на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты).
- «Игра – драматизация». (Основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока.
Отдельно хотелось бы остановиться и рассмотреть интеграцию таких видов музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах и пение.
Известно, что далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо петь, объяснять свои впечатления о прослушанной песне, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в сочетании с пением, в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.
Подъигрывание детей себе на музыкальных инструментах во время пения, способствует улучшению качества пения, дети начинают чище и выразительнее петь, развивается чувство ритма, воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству, что в последствии приводит к гармоническому целому музыкального произведения.
И сегодня мне хотелось бы рассказать вам о своём небольшом опыте в этой части.
Прежде чем приступить к занятию по интеграции таких видов музыкальной деятельности как игры на дми и пения музыкальным руководителям необходимо подобрать музыкальный репертуар, доступный детям по восприятию в силу их возраста. Лучше всего использовать всевозможные потешки, прибаутки, хороводы и конечно же русские народные песни, так как они легко ложатся на слух, дети во время разучивания быстро запоминают мелодию и текст, а их весёлый, задорный характер побуждает детей, поскорее взять музыкальные инструменты в руки и начать на них играть.
Когда музыкальный репертуар (музыкальное произведение), в нашем случае это песня подобран, мы начинаем знакомить с ним детей, то есть слушаем песню в исполнении педагога на музыкальном инструменте или используем фонограмму, после прослушивания обсуждаем характер, содержание песни и приступаем к разучиванию мелодии и текста. Как только дети начнут уверенно исполнять песню (хорошо интонировать, четко произносить слова), подбираем музыкальные инструменты, наиболее близкие по содержанию и мелодии песни, например, если в песне поётся про птиц, то используем такие подражательные музыкальные инструменты как дудочка, свистульки, если «ручеёк», то бубенцы, игра на металлофоне, «музыку капелек» смогут передать колокольчики, треугольники, здесь же придумываем ритмический рисунок для каждого музыкального инструмента, то есть партии, используют различные приёмы игры на детских музыкальных инструментах.
Дети импровизируют в произвольном порядке, каждый вносит свой музыкальный рисунок в общую композицию, возникающие в результате неожиданные кластерные пятна («цветные облака»), а также созвучия разных инструментов полны очарования, слух детей мгновенно обостряется, и появляется желание импровизировать, творить по-своему.
Если дети в чем-то затрудняются, например, в создании ритмического рисунка какого либо музыкального инструмента, подсказываем, предлагаем свой вариант исполнения, чтобы детям было легче запомнить придуманный ритмический рисунок, используем наглядные пособия в виде различных фигурок: «животных», «ягод», «грибочков», «фруктов», показывающих длительности звуков («большие фигурки», указывают на длинные звуки, «маленькие фигурки» на короткие звуки), можно использовать слоги «да» и «ди» («да» – длинные звуки, «ди» – короткие звуки), с прохлопыванием этих слогов в ладоши.
Во время закрепления ритмического рисунка партий музыкальных инструментов, их последовательности в песне, стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано), можно проговаривать текст песни, используя при этом музыкальные инструменты, а когда дети уверенно овладеют навыками и приёмами игры на детских шумовых музыкальных инструментах, начнут вовремя вступать и заканчивать свою партию, четко соблюдая ритмический рисунок, соединяем наш оркестр с музыкальным сопровождением, то есть исполняем песню в сочетании с игрой на музыкальных инструментах.
Элементарное музицирование через интеграцию таких видов музыкальной деятельности, как игра на дми и пение, является очень увлекательной формой музыкальной деятельности для детей, оно объединяет их общим творческим делом, способствует созданию единого целого, нового, яркого музыкального произведения.