Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интеграция изобразительного искусства и окружающего мира: развиваем познавательные и художественные способности детей | Штабная Ольга Владимировна. Работа №352921. Номер работы: №352921

Дата публикации:
Автор:
Описание:

изобразительного искусства и окружающего мира для развития познавательных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Подчеркивается роль воспитателя в создании условий для всестороннего развития детей через соединение знаний о мире и художественного творчества. Приводятся примеры практических занятий, которые способствуют развитию наблюдательности, воображения, внимания и эстетического восприятия у детей.

Ключевые слова: интеграция, изобразительное искусство, познавательные способности, художественные способности, дошкольники, творчество, воспитатель, окружающий мир, развитие, наблюдательность, эстетическое восприятие.

ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: РАЗВИВАЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ
Штабная Ольга Владимировна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 г. Балтийск
Аннотация: В статье рассматривается важность интеграции изобразительного искусства и окружающего мира для развития познавательных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Подчеркивается роль воспитателя в создании условий для всестороннего развития детей через соединение знаний о мире и художественного творчества. Приводятся примеры практических занятий, которые способствуют развитию наблюдательности, воображения, внимания и эстетического восприятия у детей.
Ключевые слова: интеграция, изобразительное искусство, познавательные способности, художественные способности, дошкольники, творчество, воспитатель, окружающий мир, развитие, наблюдательность, эстетическое восприятие.
Изобразительное искусство играет важнейшую роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно не только способствует эстетическому воспитанию, но и развивает познавательные способности, стимулируя у ребенка наблюдательность, внимание, воображение, а также умение воспринимать и анализировать окружающий мир. Важно понимать, что изобразительная деятельность детей не должна ограничиваться лишь рисованием или лепкой — она может стать мощным инструментом для всестороннего познания мира и его восприятия через призму художественного творчества.
Интеграция изобразительного искусства и окружающего мира является ключом к созданию условий, в которых дети могут развивать свои познавательные и художественные способности. Педагог должен быть не только наставником в области искусства, но и проводником в мир знаний о природе, обществе, людях и культуре. Воспитатель, ориентируясь на индивидуальные особенности и потребности детей, может создавать такие занятия, которые помогут ребенку не только научиться рисовать, лепить, строить, но и осознавать свои творческие поиски как часть более широкого процесса познания окружающего мира.
Одной из основных задач педагогов дошкольного образования является создание такой среды, в которой изобразительное искусство органично связано с различными областями знаний, с теми явлениями и процессами, которые происходят в жизни ребенка. Интеграция искусства и окружающего мира способствует тому, что дети начинают воспринимать художественные произведения и процессы как продолжение реальной жизни, а не как нечто оторванное от неё. В этой связи важно использовать на занятиях не только традиционные материалы для изобразительного творчества, но и объекты природы, элементы архитектуры, различные факты из истории и культуры, которые могут быть использованы как темы для творчества.
Примеры интеграции изобразительного искусства и окружающего мира можно найти в самых разных формах деятельности детей. Например, занятия по рисованию могут начинаться с наблюдения за природой. Воспитатель может провести прогулку по детскому саду или вокруг него, показывая детям растения, деревья, животных, а затем предложить им нарисовать то, что они видели и почувствовали. Эта работа будет не только развивать творческие навыки детей, но и стимулировать их внимание и наблюдательность. Дети учат воспринимать детали окружающей действительности, видя в них не просто элементы природы, но и элементы для собственного творчества. Задания, основанные на наблюдениях за природой, могут быть разнообразными: рисование пейзажей, создание композиций из природных материалов, изучение оттенков цвета и форм, характерных для разных времен года. Все эти виды деятельности развивают у детей наблюдательность и внимание к мельчайшим деталям, формируя у них более глубокое и полное восприятие окружающего мира.
Другим примером интеграции изобразительного искусства с познанием окружающего мира могут быть занятия по лепке. Используя глину, пластилин или другие материалы, дети могут создавать объемные изображения животных, птиц, насекомых, растений, а также элементы окружающего мира — дома, дороги, транспортные средства и другие объекты. Этот процесс позволяет ребенку не только развивать координацию движений, мелкую моторику, но и расширять свои знания о структуре предметов и явлений. Например, лепка животного начинается с наблюдения за его формой и особенностями, что развивает способность анализировать и осознавать важные детали. В дальнейшем ребенок может научиться передавать эти особенности через форму, объем и текстуру.
Важную роль в развитии познавательных способностей играет также использование различных материалов для изобразительной деятельности. Работа с разнообразными текстурами, цветовыми сочетаниями и техникой может открывать новые горизонты для познания. Воспитатель может предложить детям экспериментировать с различными средствами: от простых карандашей и красок до более сложных материалов, таких как ткани, природные материалы (песок, листья, камни), а также неординарные инструменты для рисования, такие как губки, кисти, палочки и другие. Каждый новый материал и техника позволяют ребенку исследовать его свойства, учат его проявлять креативность и фантазию, а также понимать, как разные материалы могут передавать те или иные идеи или образы.
Не менее важным аспектом является использование в процессе изобразительной деятельности различных культурных и исторических элементов. Знакомство детей с искусством разных народов и эпох может быть не только увлекательным, но и полезным для расширения кругозора. Воспитатель может рассказывать детям о разных странах, традициях, истории искусств и давать задания, связанные с этими знаниями. Например, дети могут рисовать в стиле, характерном для определенной культурной эпохи, или использовать элементы народного декоративного искусства для создания собственных композиций. Эти занятия не только развивают у детей художественные способности, но и расширяют их знания о мире, его многообразии и богатстве культурного наследия.
Помимо рисования и лепки, интеграция искусства и окружающего мира может осуществляться через музыку, театр, танец и другие виды искусства. Например, после того как дети познакомились с темой Животные, можно предложить им не только изобразить их на бумаге или в глине, но и сочинить небольшую историю, а затем разыграть ее на театральной сценке. Это поможет детям глубже понять характер животных, их поведение и особенности, а также развивать воображение и социальные навыки. Танцевальные элементы, связанные с темой природы или времен года, также могут быть эффективным способом интеграции. Например, можно предложить детям создать движения, изображающие ветер, дождик, солнце или другие природные явления. Это развивает у детей чувство ритма, гармонию, а также способность выражать свои ощущения через движения.
Создание условий для интеграции изобразительного искусства и окружающего мира — это не только задача воспитателя, но и целый процесс, включающий в себя анализ потребностей детей, подбор материалов, разработку методов и приемов. Важно, чтобы педагог активно вовлекал детей в процесс познания мира и при этом давал им возможность для самостоятельных поисков и творчества. Он должен быть не только учителем, но и проводником, который направляет ребенка на пути открытий, предоставляя ему разнообразие возможностей для самовыражения и познания.
Одним из примеров эффективного подхода является проектная деятельность, в рамках которой дети могут исследовать какие-либо явления природы, элементы архитектуры, экологические проблемы или другие темы, связав их с изобразительным искусством. Например, проект Осень может включать в себя не только рисование, но и создание композиций из природных материалов, обсуждения о жизни растений и животных в это время года, чтение стихов и рассказов о осени, прослушивание музыки, отражающей осеннее настроение, и даже создание маленьких театральных постановок, иллюстрирующих изменения в природе.
Таким образом, интеграция изобразительного искусства и окружающего мира является важным инструментом для развития познавательных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Работая в этом направлении, воспитатель помогает ребенку воспринимать мир как единое целое, где искусство и знания о природе, обществе и культуре не существуют отдельно, а взаимно обогащают друг друга, способствуя всестороннему развитию личности.
Список литературы
Дубровская А.В. Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников // Образовательный процесс. 2019. №2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-izobrazitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov
Клопотова Е.Е., Газанчян Е.Б. Особенности рисования дошкольников с помощью традиционных и электронных средств // СДО. 2017. №8 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-risovaniya-doshkolnikov-s-pomoschyu-traditsionnyh-i-elektronnyh-sredstv
Родакер Н. М. Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×