Интеграция логопедической работы с музыкальной и двигательной деятельностью | Хохлова Людмила Викторовна. Работа №348566. Номер работы: №348566
Аннотация. Статья рассматривает интеграцию логопедической работы с музыкальной и двигательной деятельностью как эффективный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Исследуется влияние музыки и движений на развитие речевых навыков, внимание и память. Приводятся примеры практических заданий, методов и игр, которые могут быть использованы в логопедической практике. Статья адресована логопедам, педагогам и родителям, заинтересованным в применении комплексного подхода в работе с детьми.
Ключевые слова: логопедия, интеграция, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, речевые нарушения.
ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Хохлова Людмила Викторовна, учитель-логопед
МОБУ "Средняя общеобразовательная школа "Кудровский центр образования №2" г.Кудрово
Аннотация. Статья рассматривает интеграцию логопедической работы с музыкальной и двигательной деятельностью как эффективный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Исследуется влияние музыки и движений на развитие речевых навыков, внимание и память. Приводятся примеры практических заданий, методов и игр, которые могут быть использованы в логопедической практике. Статья адресована логопедам, педагогам и родителям, заинтересованным в применении комплексного подхода в работе с детьми.
Ключевые слова: логопедия, интеграция, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, речевые нарушения.
Интеграция различных видов деятельности в логопедической практике становится все более актуальной, так как она способствует более полному развитию детей с речевыми нарушениями. Музыкальная и двигательная активности оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, улучшают мотивацию и создают условия для успешного усвоения речевых навыков. В данной статье будут рассмотрены основные принципы и методы интеграции логопедической работы с музыкой и движением.
Музыка оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает развивать слуховое восприятие, внимание и память. Применение музыкальных инструментов и вокальных упражнений в логопедической практике способствует улучшению фонематического восприятия и артикуляционной моторики.
Пение, ритмика и музыкальные игры способствуют развитию речевых навыков у детей. Слова песен, рифмы и музыкальные произведения могут быть использованы для работы над произношением, слоговой структурой и лексическим запасом.
Двигательная активность является важным компонентом в развитии ребенка. Двигательные упражнения помогают улучшить координацию, что, в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики и речевой активности.
Использование движений в процессе логопедических занятий может включать в себя:
Танцы: дети могут двигаться под музыку, исполняя определенные движения, что помогает улучшить ритмику и координацию.
Двигательные игры: такие как «Собери слово», где дети выполняют движения, с
вязанные с буквами или слогами.
Рассмотрим принципы интеграции логопедической работы с музыкой и движением
Комплексный
подход
Интеграция логопедической работы с музыкальной и двигательной деятельностью требует комплексного подхода. Это включает в себя:
А) Систематическое планирование: логопеды должны разрабатывать занятия, включающие элементы музыки и движения.
Б) Индивидуализация: занятия должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям каждого ребенка.
Учет возрастных особенностей
.
При интеграции
различных видов деятельности важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Это поможет сделать занятия более эффективными и интересными для детей.
Создание позитивной атмосферы
.
Эмоциональный климат в классе имеет большое значение. Музыка
и движение создают позитивную
атмосферу, что способствует лучшему восприятию материала и снижает уровень стресса у детей.
Практические методы и упражнения
Музыкально-двигательные игры
.
Разработка музыкально-двигательных игр, направленных на коррекцию речи,
может включать:
А) Пение с движениями: выполнение определенных движений под ритм песни помогает запомнить слова и улучшает артикуляцию.
Б) Игра на музыкальных инструментах: использование ударных инструментов для развития ритмики и фонематического восприятия.
Интеграция артикуляционной гимнастики с музыкальным сопровождением помогает детям более активно участвовать в занятиях. Например, использование фонограмм для выполнения артикуляционных упражнений.
Создание ритмических последовательностей и движений, связанных с изучаемыми словами или фразами, помогает детям легче запоминать информацию и улучшает их речевую активность.
Примеры успешной практики:
Интеграция на занятиях
.
На занятиях логопеда можно использовать интегрированные подходы,
например
:
А) Музыкально-ритмические игры: занятия, где дети выполняют ритмические движения под музыку и одновременно работают над произношением.
Б) Театрализованные представления: дети могут разыгрывать сценки, используя музыкальные элементы и движение, что способствует развитию речи и творческого мышления.
Использование современных технологий
.
Современные технологии, такие как интерактивные доски и обучающие приложения, могут быть интегрированы в логопедическую практику для повышения интереса детей. Например, использование музы
кальных игр на планшетах для коррекции речевых навыков.
Вовлечение родителей
.
Вовлечение родителей в занятия также является важным аспектом интеграции. Родители могут быть привлечены к совместным музыкальным и двигательным играм, что усиливает связь между
домашним и образовательным процессом.
В заключение можно отметить, что интеграция логопедической работы с музыкальной и двигательной деятельностью представляет собой эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей. Использование музыки и движений способствует развитию фонематического слуха, мелкой моторики и речевых навыков. Комплексный подход, учет индивидуальных особенностей детей и создание позитивной атмосферы в классе играют ключевую роль в успешной работе. Педагоги и логопеды должны стремиться к внедрению интегрированных методик в свою практику, что позволит создать более эффективные и интересные занятия для детей.
Список литературы
Васильева, Н. М. (2019). Логопедия: Интеграция музыкальной и двигательной деятельности.
Москва
:
Издательство
«
Образование
».
Кузьмина, А. Л. (2020). Музыка и движение в обучении детей с речевыми нарушениями.
Санкт-Петербург
:
Издательство
«
Питер
».
Федорова, Т. Г. (2021). Методы работы логопеда: Музыка и движение как средства коррекции.
Екатеринбург
:
Уральское
издат
ельство
.