Интеграция логопедической работы с образовательным процессом в ДОУ | Шамсутдинова Наталия Николаевна. Работа №349715
Аннотация. В статье рассматриваются способы интеграции логопедической работы с образовательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны методы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями для комплексного подхода к речевому развитию детей. Подчёркивается значимость интегрированного подхода в достижении коррекционных целей и обеспечении эффективного речевого развития дошкольников.
Ключевые слова: логопедическая работа, ДОУ, интеграция, речевое развитие, комплексный подход, коррекционная работа.
ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ДОУ
Шамсутдинова Наталия Николаевна, учитель-логопед
МДОУ ДС № 197
Аннотация. В статье рассматриваются способы интеграции логопедической работы с образовательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны методы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями для комплексного подхода к речевому развитию детей. Подчёркивается значимость интегрированного подхода в достижении коррекционных целей и обеспечении эффективного речевого развития дошкольников.
Ключевые слова: логопедическая работа, ДОУ, интеграция, речевое развитие, комплексный подход, коррекционная работа.
Интеграция логопедической работы с образовательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) является важной составляющей комплексного подхода к развитию речи у детей. Учитель-логопед, работая в ДОУ, сталкивается с необходимостью тесного сотрудничества с воспитателями для формирования полноценной речевой среды, где каждый элемент образовательного процесса способствует коррекции и развитию речи. В условиях интеграции логопедическая работа становится частью общего образовательного процесса, а коррекционные задачи достигаются за счёт синергии различных педагогических подходов и методик.
Одним из методов интеграции логопедической работы является включение логопедических упражнений в повседневные занятия детей. Учитель-логопед может предложить воспитателям проводить короткие речевые разминки перед занятиями, направленные на артикуляционную гимнастику и развитие фонематического слуха. Например, в начале занятия воспитатель может проводить артикуляционные упражнения, такие как «улыбка» и «трубочка», что помогает детям подготовить артикуляционный аппарат к последующей работе. Таким образом, логопедические упражнения становятся неотъемлемой частью занятий, что позволяет детям регулярно тренировать речевые навыки в непринуждённой и привычной для них среде.
Интеграция логопедической работы также предполагает тесное сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей в подборе материалов и заданий для занятий. Учитель-логопед может консультировать воспитателей по поводу включения заданий на развитие речи в образовательные программы, такие как рассказывание историй, пересказ прочитанных книг или описание предметов. Например, в рамках занятий по развитию речи воспитатель может предложить детям описать игрушку или нарисованный предмет, используя подсказки от учителя-логопеда. Этот метод помогает не только закрепить речевые навыки, но и развивает творческое мышление и воображение у детей.
Совместные проекты и тематические занятия — ещё один эффективный способ интеграции логопедической работы в образовательный процесс. Например, учитель-логопед и воспитатель могут организовать проект на тему «Осень», где дети будут обсуждать осенние явления, собирать листья, описывать их цвет и форму. Такие занятия помогают детям расширить словарный запас, улучшить навыки описательной речи и участвовать в коллективной деятельности. Логопедические задания, интегрированные в тематические проекты, становятся для детей более значимыми, поскольку связаны с их повседневной жизнью и личным опытом, что стимулирует их интерес и вовлечённость.
Важную роль в интеграции логопедической работы играет организация совместных игровых мероприятий. Воспитатели могут включать в занятия логопедические игры, направленные на развитие фонематического слуха и артикуляции, которые дети выполняют в игровой форме. Например, игра «Повтори за мной» может включать повторение звуков и слов, предложенных воспитателем, что помогает развивать у детей навыки правильного произношения и внимание к звуковой стороне речи. Такие игры, проводимые в группе, способствуют созданию комфортной атмосферы, где дети учатся взаимодействовать друг с другом и совершенствовать речевые навыки.
Интеграция логопедической работы также предполагает организацию регулярного обмена информацией между учителем-логопедом и воспитателями. Учитель-логопед может предоставлять воспитателям рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения, объяснять особенности их речевого развития и предлагать методы взаимодействия, которые помогут детям лучше усваивать материал. Это взаимодействие обеспечивает единый подход к каждому ребёнку, позволяет своевременно корректировать процесс обучения и поддерживает положительные результаты логопедической работы.
Организация мероприятий для родителей — важный элемент интеграции логопедической работы, поскольку позволяет включить семью в процесс речевого развития ребёнка. Учитель-логопед может проводить встречи с родителями, где рассказывает о значении упражнений, даёт рекомендации по их проведению дома и показывает приёмы логопедической работы. Родители, таким образом, получают возможность активно участвовать в развитии речи своих детей, что способствует закреплению навыков, полученных в ДОУ, и делает логопедическую работу более результативной.
Подводя итог, интеграция логопедической работы с образовательным процессом в ДОУ помогает создать благоприятную речевую среду, где каждый аспект обучения направлен на коррекцию и развитие речи детей. Совместные занятия, включение логопедических упражнений в образовательный процесс, взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями способствуют формированию правильной речи и социализации детей. Интегрированный подход позволяет детям легче усваивать речевые навыки и подготовиться к успешному обучению в школе.
Список литературы
1. Журавлева Н. П. Интеграция педагогических и логопедических подходов в детских садах. Воронеж: ВГПУ, 2019.
2. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
3. Тихонова А. П. Методические рекомендации по взаимодействию воспитателя и логопеда. Тюмень: ТюмГУ, 2018.