Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях | сальникова Наталья Леонидовна. Работа №232690
Автор: сальникова Наталья Леонидовна
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
Курсовая работа
по программе повышения квалификации (ПК)
«Педагогика дополнительного образования»
«Интеграция общего и дополнительного
образования в современных условиях»
Реферат подготовила:
Сальникова Наташа Леонидовна
Должность:
педагог дополнительного образования
Место работы:
МБУ ДО ЦДТТ
Номер и дата договора:
№2016\03-289-07 от 29.08.2016г.
ноябрь 2016 г.
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Российская Федерация
Содержание:
I. Введение;
II. Основная часть:
2.1. Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях;
2.2. Нормативно - правовая база интеграции общего и дополнительного образования детей;
2.3. Нормативно - правовые механизмы интеграции общего и дополнительного образования детей;
2.4.Формы сотрудничества образовательных учреждений в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.
III.Заключение;
IV. Литература.
Интеграция общего и дополнительного
образования в современных условиях
Интеграция общего и дополнительного образования детей рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений .Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования детей является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества образования. Процесс, позволяющий решать важнейшую задачу сохранения и развития единого образовательного пространства, в условиях которого формируется высокая степень готовности личности обучающегося к самореализации, творческой деятельности, актуализирует позиции компетентностного подхода в образовании .
Сегодня российскому обществу нужны люди творческие, с высоким уровнем сознания и развитым творческим потенциалом. Уровневую динамику развития творческого потенциала и обучающегося, и педагога, можно исследовать в их совместной творческой деятельности. Для этих целей идеальным является интеграционное пространство общего и дополнительного образования детей.
Во- вторых, анализ научных взглядов ряда ученых — В. Гузеева, В. Кальней, О.Лебедева, А. Нестеренко, Г. Селевко, А. Хуторского, С. Шишова и др.- показывает, что привнесение инновационного характера в развитие самого содержания образования возможно за счет освоения новых понятий «компетентность» и «компетенция», «инновационная деятельность». По содержанию, в первом случае, это «способность учащегося к сложным видам деятельности», трактуемая как «уже сложившееся качество личности» (А. Дахин). Компетентность имеет обозначение «образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами» (40). Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника школы, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии нестандартных решений и т.п.
Полное обеспечение реализации компетентностного подхода в условиях общеобразовательной школы весьма затруднено, поскольку в школе еще сильны традиции подхода, ориентированного более на трансляцию информации, нежели на способы ее получения и практического применения. В данном случае, учреждение дополнительного образования детей создает педагогические условия для развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, формирует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.
Таким образом, в образовательном пространстве возникла необходимость ориентации образования на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, на формирование способности личности решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт и развитый творческий потенциал.
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, относятся к числу стандартизированных государственных (муниципальных) услуг.
В связи с этим на них распространяются ,в том числе, узаконенные программой Министерства финансов Российской Федерации «Принципы реструктуризации бюджетного сектора до 2006 г.», в соответствии с которыми «Нормативно- подушевое финансирование подразумевает возмещение расходов организации на оказание стандартизированных услуг по единым нормативам, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг»
В случае, если образовательное учреждение привлекло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за предоставление дополнительных образовательных услуг, эти средства остаются в распоряжении данного образовательного учреждения.
Возможна разработка в учреждениях механизмов оказания спонсорской помощи для проведения конкурсов, олимпиад, конференций, выставок, подводящих итоги реализации дополнительных образовательных программ.
Сегодня сложились отношения, когда взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей (Центром детского творчества, Домом детского творчества, Центром дополнительного образования детей, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляются на регулярной договорной основе .
Как правило, общеобразовательная школа и УДОД разрабатывают совместную образовательную программу интегративной деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования детей в данном образовательном учреждении. При этом, в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль педагогов дополнительного образования.
На учрежденческом уровне администрация интегрированных образовательных учреждений осуществляет организационно - управленческое и научно- методическое обеспечение интеграционного взаимодействия.
Примерными задачами организационно-управленческого обеспечения интеграционного взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей могут выступать:
Выбор организационной модели интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей;
Распределение ролей и функций между субъектами интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей (в зависимости от реализуемой модели);
Определение механизмов финансирования реализации дополнительных образовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей;
Создание нормативной базы реализации дополнительных образовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей;
Определение перечня реализуемых дополнительных образовательных программ согласно образовательным направленностям.
Решение вопросов кадрового сопровождения дополнительных образовательных программ;
Научно - методическое сопровождение реализации дополнительных образовательных программ;
Контроль со стороны администрации за составлением ИУП в общеобразовательных учреждениях;
Организация сетевых групп;
Составление плана интеграционного взаимодействия образовательных учреждений и разработка сетевого расписания;
Планирование организации
мониторинга хода обучения и результатов освоение интегративных дополнительных образовательных программ
;
Информационное обеспечение интеграционного взаимодействия образовательных учреждений;
Решение других вопросов ресурсного обеспечения реализации интегративных дополнительных образовательных программ.
На первом этапе планирования образовательным учреждениям разных видов важно определить проблемы муниципальной образовательной системы, которые будут решаться за счет организации интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей.
« Желаемый образ интегративных учреждений», как и возможный путь к нему, могут быть заданы комплексом индикаторов и показателей, которые формируются в ходе разработки целостной стратегической Программы развития.
В качестве примерных задач научно - методического обеспечения интеграционного взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей могут выступать:
Стратегическое планирование интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей;
Оценка ресурсов интегрированных образовательных учреждений для обеспечения реализации дополнительных образовательных программ;
Содействие общеобразовательным учреждениям в составлении интегрированных дополнительных образовательных программ;
Содействие общеобразовательным учреждениям в составлении индивидуальных учебных планов (ИУП);
Оценка эффективности результатов интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей.
Нормативно - правовые механизмы интеграции общего и
дополнительного образования детей.
на начальной стадии (аналитико - исследовательского) этапа эксперимента осущестляется:
осмысление участниками проекта его концептуальных оснований через анализ философской,
психолого
- педагогической
литературы, диссертационных исследований по данной проблеме;
определены диагностические методы исследования;
изучено состояние исследуемой проблемы в теории и практике системы дополнительного образования детей и общеобразовательной школы;
определены проблема и
теоретико
- методологические
подходы к ее рассмотрению;
сформулированы: тема, объект, предмет, рабочая гипотеза и задачи исследования;
разработана программа и методика констатирующего этапа эксперимента;
произведен анализ кадрового потенциала
осуществлена презентация программы эксперимента;
разработана теоретическая модель развития творческого потенциала обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей;
проведены диагностические исследования по определению уровневой динамики развития творческого потенциала педагогов дополнительного образования,
креативности
обучающихся
произведена
обработка и интерпретация результатов комплексных диагностических исследований по определению уровней развития творческого потенциала ПДО и
креативности
обучающихся;
определены и обоснованы организационно - педагогические и
психолого
- педагогические
условия развития творческого
потенциала обучающихся и осуществлена реализация начальной стадии констатирующего этапа эксперимента.
Нормативно - правовым механизмом интеграции общего и дополнительного образования детей на муниципальном уровне выступают условия становления целостного развивающего образовательного пространства интегрированных учреждений общего и дополнительного образования детей, закрепленных сопутствующим деятельности номенклатурным документом, среди которых мы выделяем:
Организационно – управленческие.
Кадровые.
Материально – технические.
Организационно – методические.
Информационно – коммуникативные.
Организационно – педагогические (содержательные).
Психолого
– педагогические
.
Эффективное функционирование инновационной модели интеграции общего и дополнительного образования по развитию творческого потенциала обучающихся обеспечивает два вида договоров: двухсторонний «Договор о научно- педагогическом сотрудничестве и опытно- экспериментальной работе Данный договор определяет обязанности сторон и условия осуществления научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по реализации совместных образовательных и научно-исследовательских программ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; двухсторонний договор между учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными школами по внедрению экспериментальных дополнительных образовательных программ (проектов) по художественно - эстетической, социально- педагогической и другим образовательным направленностям во внеурочное время и закрепленный подписями директоров учреждений – партнеров ( учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ), педагогов – экспериментаторов (исполнителей программ (проектов) и учителей школ (участников программ (проектов), а также другие акты из двух вышеперечисленных групп нормативно - правовых документов.
При реализации организационно – управленческих условий, на основании «Договора о сотрудничестве», заключенного с каждой общеобразовательной школой – партнером отдельно по единой форме
Обязанностями общеобразовательных школ района выступает деятельность по обеспечению:
организации
посещения занятий учащимися экспериментальных классов в соответствии с согласованным сторонами расписанием;
соблюдения регламента
выполнения программы (проекта) объемом не более 1 часа в неделю (35-45 минут) по 1 проекту на 1 группу детей (не более 15 человек);
Обязанностями учреждений дополнительного образования является деятельность по обеспечению:
квалифицированными педагогическими кадрами для полноценного проведения занятий по экспериментальным дополнительным образовательным программам (проектам) за счет штатного расписания
;
прозрачности эксперимента (п
редставление открытого отчета для администрации, учителей, педагогов дополнительного образования и родителей по эффективности прохождения эксперимента).
Ответственность за жизнь и здоровье детей, в случае отсутствия возможности школ разделить класс на две группы (не более 15 человек в каждой, согласно санитарно- эпидемиологическим нормам ОУДОД) одинаково возлагается на исполнителя программы (проекта) – педагога дополнительного образования и участника - классного руководителя.
При реализации кадровых условий, на основании «Договора о сотрудничестве» обязанностями учреждений дополнительного образования выступает деятельность по обеспечению:
качество
выполнения программы
,
направленной на развитие творческого потенциала
обучающихся
в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей,
и
в этой связи
,
основной ориентир
учреждений дополнительного образования
направлен на повышение квалификации педагогов дополнительного образования
(участие педагогов в
экспериментальной тематической неделе отделов
учреждений дополнительного образования
, научно
- практических конференциях
, тематических педсоветах, семинарах
- практикумах и др.
).
Данная деятельность способствует освоению педагогами – экспериментаторами правового поля решения профессиональных задач; разработки ими научно – методического комплекса для реализации дополнительных образовательных программ (проектов), развивает способность к определению стратегии и тактики собственной инновационной педагогической деятельности.
При реализации материально – технических условий, на основании «Договора о сотрудничестве» обязанностями общеобразовательных школ района выступает деятельность по обеспечению:
педагога дополнительного образования
необходимыми для инновационной деятельности помещением и техническими ресурсами во время проведения экспериментальных занятий
;
материалами в минимально необходимом объеме (в данном случае педагогами
учреждений дополнительного образования
перед началом учебной четверти оформляется заявка на классного руководителя – для приобретения родителями учащихся экспериментальных групп перечня необходимых материалов для реализации программы).
Финансово- хозяйственный механизм, регулирующий деятельность системы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе функционирует по принципу внебюджетного финансирования за счет приобретения родителями необходимых, согласно заявке, материалов.
При реализации организационно – методических условий, на основании «Договора о сотрудничестве» обязанностями учреждений дополнительного образования выступает деятельность по обеспечению освоения учащимися экспериментальных групп художественно - эстетических, нравственных ценностей, транслируемых дополнительными образовательными программами (проектами), которые включают в себя создание условий:
для повышения мотивации к концептуальному осмыслению и рефлексии педагогами – экспериментаторами собственной педагогической деятельности
(педагогические советы; совещания при директоре; семинары – практикумы; встречи с коллегами; экспертиза качества экспериментальной деятельности; поощрения);
для актуализации личностного участия педагогов в экспериментальной деятельности
(Круглый стол; проведение заседаний научно- методического совета
;
популяризация разработанных и частично реализуемых на практике инновационных социально – педагогических и художественно- эстетических образовательных программ (В мире прекрасного); экспериментальных проектов ;
для овладения педагогами представлениями о профессионально – значимых качествах педагога исследователя и умениями организовать самодиагностику уровня развития творческого потенциала
(
применение
валидных
диагностических методик по определению творческого потенциала ПДО;
психолого
- педагогическое
и научно – методическое сопровождение экспериментальной деятельности ПДО по осмыслению, освоению и осуществлению в педагогической
практике этапов подготовки и проведения педагогических экспериментов, состава и структуры экспериментальной работы;
методов опытно – экспериментальной работы, путей и средств организации опытно – экспериментальной деятельности ПДО, способов проведения анализа и подведения итогов этой работы, овладению методами проведения педагогической диагностики исследования при реализации экспериментальной площадки;
для выбора педагогами адекватных возрасту форм и методов художественно- эстетического, социального развития и воспитания обучающихся, вариативных образовательных стратегий
(индивидуальное научно – методическое консультирование; формирование электронной библиотеки
учреждений дополнительного образования
по инновационным педагогическим технологиям и др.);
для экспертизы качества профессиональной деятельности педагогов
(анализы экспериментальных занятий методистами учреждения и независимыми экспертами – учителями школ, родителями в рамках эксперимента и при осуществлении текущего вспомогательного контроля – рейтинговая система оценки).
В качестве организационных механизмов интеграции общего и дополнительного образования детей в перспективе могут быть:
разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленные на решение воспитательных задач;
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение
специалистов, обмен опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности;
разработка планов интегрированной научно - методической службы, обеспечивающей интеграцию общего и дополнительного образования детей по развитию творческого потенциала обучающихся;
оформление информационного сайта (методического инструментария для педагогов дополнительного образования, учителей- экспериментаторов школ) по актуальным проблемам
процессов интеграции общего и дополнительного образования детей.
При реализации информационно – коммуникативных условий, на основании «Договора о сотрудничестве» обязанностями учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ района выступает деятельность по обеспечению:
условий для эффективного взаимодействия с коллегами
(разъяснение целей и задач, направлений реализации экспериментальных образовательных программ); диалог; сотрудничество; участие в совместных тематических педсоветах, независимой экспертизе качества проведения педагогами учреждений дополнительного образования экспериментальных занятий;
устранения
конфликтных ситуаций
(разъяснительная и практическая работа с педагогами – экспериментаторами, учителями школ по повышению педагогической культуры и навыков коммуникации: семинары – тренинги; изучение и обсуждение нормативно – правовых актов);
актуализации
навыков слушания, аргументации и убеждения
(обеспечение условий для выработки инновационной позиции педагогов учреждений дополнительного образования и учителей школ по технологии развития творческого потенциала обучающихся; повышения педагогического такта и навыков делового общения);
развития
умений педагогов публично представлять результаты свое работы
(обеспечение условий для обобщения успешного опыта профессиональной деятельности по реализации проекта, установлению конструктивного сотрудничества с коллегами, отстаиванию своих позиций при продвижении новшеств, согласовании совместной деятельности);
развития умений использовать в своей деятельности законодательные и иные нормативные акты
(обеспечение условий для грамотного выстраивания педагогами – экспериментаторами инновационной деятельности, опираясь на нормативно – правовую базу);
расширения
возможностей по организации продуктивного взаимодействия со
всеми субъектами образовательного
процесса
(осуществление через учителя контакта с родителями по обеспечению материально – технических условий реализации проектов, выполнения совместно с ребенком творческих заданий, повышению педагогической культуры родителей и др.)
При реализации организационно – педагогических (содержательных) условий, на основании «Договора о сотрудничестве» обязанностями учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ района выступает деятельность по обеспечению:
определения перспектив продолжения внедрения во внеурочную деятельность экспериментальных дополнительных образовательных программ (проектов)
,
рассчитанных на последующие циклы обучения и другие
уч.г.г
.
Актуальность исследования интеграционных процессов общего и дополнительного образования детей.
Актуальность исследования интеграции в образовательных учреждениях на научно-методическом уровне обусловлена исторически сложившейся оторванностью системы дополнительного образования детей и общего образования и изменением государственных приоритетов в сфере образования от фрагментарного к целостному восприятию образовательного процесса, введением новых организационно-содержательных форм, использованием всех имеющихся ресурсов муниципального и регионального образовательного пространства.
Все это потребовало от творческой группы исследователей учреждений дополнительного образования уточнения сущности и содержания взаимосвязи общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих успешное развитие личности в современном обществе.
Теоретическую основу исследования интеграционных процессов составили: работы по проблемам интеграции в образовательном процессе (В.С. Безрукова, Э.Н. Гусинский, А.И. Гурьев, М. Новицкая, А.В. Петров и др.); работы, посвященные проблемам развития системы дополнительного образования детей: А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, И.И. Зарецкая, В.Н. Иванченко, М.Б. Коваль, А.М. Рябченко, М.О. Чеков; теория управления образовательными системами: В.П. Беспалько, В.А. Кальней, С.Е. Шишов; исследования по проблеме целостного образовательного процесса: В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.
Многие авторы затрагивают преимущественно вопросы межпредметных связей в содержании и методах обучения, ограничиваясь рамками общеобразовательной школы. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей, влияние интеграционных процессов на развитие личности обучающегося, не получили ещё необходимой научной интерпретации в научных исследованиях.
Е.А. Логинова рассматривает интегрированный подход в образовании, опираясь на многочисленные составляющие интеграции.
« Интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:
целостность формируемой личности школьника;
единство жизнедеятельности человека и его образования;
взаимосвязь наследственных, социальных и педагогических факторов;
целостность научно-педагогического знания;
целостность педагогического воздействия;
единство процессов развития, воспитания и обучения;
целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения,
межпредметные
связи, взаимозависимость учебной и
внеурочной
деятельности);
взаимообусловленность теоретической и практической деятельности человека;
единство образования и самообразования»
« Каждая из перечисленных составляющих интеграции в образовании не нова и исследована в педагогической науке. Однако рассмотрение этих элементов-систем в органической связи позволяет, с одной стороны, иначе построить образование в целом, с другой, - качественно преобразовать каждый составляющий его элемент для достижения поставленной цели. Такое рассмотрение и будет называться интегрированным подходом. Интегрированный подход в обучении способствует не только интенсификации, систематизации учебно-познавательной и другой деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, эстетической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция актуальна и необходима в современном образовательном учреждении».
Сегодня наука быстро развивается, увеличивается количество информации, которой необходимо овладеть человеку. Усвоить всю эту информацию один раз и на всю жизнь невозможно, это непрерывный процесс, направленный на формирование единой картины мира. Поэтому обучающимся необходимо дать средства для самостоятельного и непрерывного самообразования. Необходимо обеспечить не только усвоение основ знаний и способов деятельности, но и обучить таким умственным действиям, которые помогут обучающимся самостоятельно решать жизненные задачи различного уровня сложности. Важным условием умственного развития является также усвоение структур творческой деятельности. Решить эту задачу средствами только обучения нельзя.
Следовательно, интегрированный подход предполагает комплексное исследование образовательной среды с одновременным изучением его составляющих. Только при таком подходе к образованию можно обеспечить целостное развитие личности.
Исследуя процесс интеграции, А. Католиков выделяет два её вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своём предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности)
В рамках нашей федеральной экспериментальной площадки назрела потребность в экспериментальной проверке интегрированных форм сотрудничества общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей.
Теоретическое изучение проблемы свидетельствует о том, что интеграция - явление более глубокое, нежели просто совместная деятельность субъектов образования; оно включает взаимосвязи групп, явлений и процессов.
В связи с этими факторами и возникает потребность в дополнительных исследованиях, содержащих научно-теоретический анализ, оценку тенденций и перспектив развития современных подходов к проблеме обеспечения взаимосвязи общего и дополнительного образования детей в условиях интеграции учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ
Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования
Модернизация российского образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и технологиям деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Одним из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является – переход на новые образовательные стандарты, включающие в себя совокупность требований: к структуре основной образовательной программы, впервые нацеленной на интеграцию учебной и внеурочной деятельности; к результатам, как предметным, так и личностным; к условиям реализации основной образовательной программы, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса, а также ее кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, учебно-методическому обеспечению.
В связи с этим усилилось внимание государства и общества к учреждениям дополнительного образования детей, оказывающим услуги, не реализуемые в других учебных заведениях.
По словам Президента РФ, именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Дополнительное образование детей (ДОД) – это самостоятельная автономная и специфичная область отечественного образования, предполагающая целенаправленный процесс развития личности и обучения посредством оказания дополнительных услуг в соответствии с основными дополнительными образовательными программами.
Основное предназначение этой системы – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и подростков.
В педагогической науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
Отечественная образовательная практика на протяжении десятков лет убедительно доказала обществу и государству, что целостная педагогическая система образования, которая бы гармонично соединила процессы развития, воспитания и обучения подрастающего поколения не сложилась или точнее говоря, отсутствует и по настоящее время.
Возвращаясь к вопросу об интеграции общего и дополнительного образования детей, и рассматривая их как равноправные автономные сферы отечественного образования, мы можем говорить о реальном взаимодействии (интеграции) этих двух сфер в единое социокультурное и образовательное пространство с целью воспитания, развития и становления личности ребенка.
В реальной педагогической практике глубина и уровень целостности могут зависеть от многих факторов, например, от своевременного разрешения педагогическими работниками противоречия между целостностью личности ребенка и прямыми педагогическими, родительскими влияниями или опосредованными влияниями на личность ребенка в процессе жизнедеятельности и жизнетворчества и т. д.
Школьный государственный образовательный стандарт не может обеспечить культурное развитие личности ребенка без организации на базе школы системы детских творческих объединений ( кружков по интересам обучающихся, клубов, студий, секций по различным направлениям деятельности, авторских школ художественных ремесел и т. д. ). Потребность общеобразовательной школы в развитии системы дополнительного образования детей внутри нее диктуется самой общеобразовательной школой.
Практика также убедительно доказала следующее явление: дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы учителя школы, классные руководители, педагоги - организаторы, старшие школьные вожатые, педагоги дополнительного образования, методисты, административные кадры школы и ОУДОД, которые создают максимальные условия для эффективного взаимодействия общего и дополнительного образования детей.
В таком сотрудничестве и взаимопонимании система дополнительного образования детей может оформиться в самостоятельную организационную структуру на базе школы, существующую в тесной интеграционной связи с учебно - воспитательным процессом школы.
Интегрированные образовательные программы учреждения дополнительного образования детей наравне со школьными учебными программами по смежным образовательным областям могут вводиться в Учебный план школы для их непосредственной реализации.
Однако, в общеобразовательной школе долгие годы имело место ярко выраженное основное противоречие, находящееся в содержании учебно- воспитательного процесса: обязательное освоение государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогический коллектив на достижение школьниками обязательных результатов обучения, и одновременно , свободное творческое развитие личности ребенка.
Разрешение данного противоречия просматривается в содержании ФГОС второго поколения, направленного на путь взаимодействия, в условиях массовой общеобразовательной школы, предметно- ориентированной и личностно- развивающей педагогики.
Личностно - развивающая педагогика - это педагогика сегодняшнего дня, это современная система дополнительного образования детей.
Поэтому дополнительное образование детей в школе может решить следующие задачи:
создание эстетической, эмоциональной комфортной обстановки в школе для позитивного восприятия
обучающимися
ценностей общего образования;
компенсацию недостатков общего образования;
расширение, углубление и корректировку знаний и навыков детей
,
полученных в других образовательных институтах;
привнесение в школу гуманитарных
,
научно – технических, культурологических, социально- педагогических, художественно- эстетических,
физкультурно
- спортивных,
туристско
- краеведческих образовательных программ и
учебно
- методических пособий нового поколения.
При определении сущности интегрированного подхода необходимо выявить не только интеграционные составляющие, но и определить взаимосвязи между ними и отношения их с целым (образованием).
Интеграция в образовании понимается нами как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение социокультурного и образовательного пространства интегрированных учреждений
Главной целью интеграции общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса. Именно интеграция способствует развитию компетентностей обучающихся, стимулирует познавательную активность детей и подростков, имеющую личностно- деятельностный и личностно- ориентированный характер
Такое взаимодействие должно быть основано на равном значении систем общего и дополнительного образования детей относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей. По этим связям между образовательными системами должен происходить обмен ресурсами, информацией и перемещение контингента обучающихся.
Каждая из образовательных подсистем должна обладать доступом ко всем объединенным ресурсам и тем самым усиливать собственные возможности. При этом обучающиеся приобретают возможность получить более широкий спектр дополнительных образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные образовательные маршруты.
Интеграцию общего и дополнительного образования детей теоретически мы рассматриваем как форму связи между различными видами образования, основанными на одном типовом подходе - образовательном, как форму, возникающую в результате совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов образовательного и социокультурного пространства в целях личностного развития каждого обучающегося.
Субъекты интеграции действуют как равноправные партнеры. Уровень обучения и развития и воспитания определяется здесь мерой совместного труда педагогов и обучающихся, т.е. субъектов образования, заинтересованных в качественных результатах интегративного образования.
Очевидно, что при интеграции общего и дополнительного образования детей одним из ведущих видов деятельности становится проектно-исследовательская деятельность, а основными подходами – личностно- деятельностный , личностно-ориентированный и компетентностный.
Личностно-ориентированное обучение – это система обучения, гарантирующая достижение обучающимся максимально возможного для него качества образования, обеспечивающее освоение им культуры и вхождение в социум.
Сегодня актуальным является организация взаимодействия различных видов образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, которое мы определяем как целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей природной и социальной среды, сформированный в результате деятельности человека созидательного и интегративного характера.
Поэтому понять процессы взаимодействия общего и дополнительного образования детей вне системного подхода практически невозможно. Исходя из классического принципа целостности и системности образовательного процесса, мы можем предположить, что целостная образовательная система вправе реализовывать две главные взаимосвязанные цели: социализацию и индивидуализацию каждого ребенка.
Ф.Г. Афанасьев, опираясь на теоретические положения, существующие в философии, дал новое определение понятия системы как «совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интегративных качеств, несвойственных образующим ее частям, компонентам»
Обратимся к расширенному определению « системы», данной Ильиной Т.А.
«Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления , и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление».
Актуальным является научное определение целостности педагогического процесса, сформулированное В.А. Сластениным , В.П. Кашириным , где под целостностью понимается синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий субъектов этого процесса, а также внутреннее единство составляющих частей, выходящих на гармоничное взаимодействие.
«Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников , которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности- сознание, чувства, волю. Любая деятельность, наполненная нравственно- эстетическими элементами , вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно- ценностное отношение к явлениям действительности , отвечает требованиям целостного педагогического процесса»[
Трудно не согласиться с этим развернутым научным определением целостности педагогического процесса.
Формы сотрудничества образовательных учреждений в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.
В условиях, когда появились различные формы интегрированных образовательных учреждений разного вида, в которых четко прослеживается тенденция взаимодействия общего и дополнительного образования детей , (школа полного дня, школа здоровья, школа-центр, дошкольное образовательное учреждение- учреждение дополнительного образования детей - Вуз и т. д.) открылись значительные возможности таких учреждений в формировании современного типа личности, который востребован жизнью.
Формы сотрудничества могут быть следующими:
совместная разработка и реализация образовательных, развивающих,
досуговых
и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;
совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и
валелогических
служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с
ограниченными возможностями здоровья;
создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;
совместное осуществление
медико-психолого-педагогического
мониторинга динамики развития, воспитанности и
обученности
детей.
К организационно- педагогическим условиям, которые содействуют развитию определенных качеств педагогических коллективов образовательных учреждений, вступающих во взаимодействие и определяющих совместный успех, следует отнести:
общую мотивацию в сфере модернизации образования, единство по стратегическим вопросам, с учетом специфики учебно-воспитательного потенциала обеих структур;
разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на его развитие.
Примерные формы работы интегрированных учреждений по развитию творческого потенциала обучающихся.
Обеспечение условий для проявления творческой активности обучающихся школы и УДОД (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, диспутов, творческих отчетов, выпуск литературных альманахов, сборников работ, выпуск лицейских предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов, проведение «Недели науки и творчества»).
Создание банка творческих дел и уровневой динамики
достижений
обучающихся школы и УДОД в различных образовательных направленностях.
Разработка совместно с обучающимися модифицированных образовательных программ клубов по интересам, кружков
,
студий, творческих объединений; привлечение обучающихся к созданию авторских дополнительных образовательных программ учебных курсов и переработке действующих в соответствии с интересами, склонностями обучающихся.
Создание системы работы с родителями обучающихся по реализации их творческих способностей для решения проблем совершенствования УВР с детьми и подростками в условиях интеграции школы и УДОД.
Участие в городских, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах, инновационных проектах, фестивалях, смотрах, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся школ и УДОД.
Создание системы научно-методического обеспечения работы учителя и педагога дополнительного образования по развитию творческого потенциала
обучающихся
.
В качестве перспективных интегрирующих форм взаимодействия образовательных учреждений можно выделить:
проектную деятельность;
профильные школы;
творческие лаборатории;
ассоциации; лагеря и экспедиции;
клубы;
объединения по интересам;
научные общества и т. п.
Структурно-организационные уровни внеурочной деятельности.
Можно назвать как минимум четыре условных уровня внеурочной деятельности.
Первый уровень характеризуется набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей образовательных учреждений.
Второй уровень отличается определенной внутренней консолидацией, различной направленностью образовательной деятельности учреждений.
Третий уровень предполагает развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения общеобразовательной школы, включающего в себя творческие объединения в рамках единой Образовательной программы, где педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень предполагает интеграцию общего и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Каждый уровень внеурочной деятельности предполагает реализацию дополнительных образовательных программ нового поколения.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
ориентация на широкое гуманитарное содержание, по
зволяющее гармонично сочетать национальные и общечело
веческие ценности;
отбор содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении связывается с учетом интересов и потребностей са
мих детей, пожеланиями родителей, рекомендациями школьного психолога, опытом внеурочной деятельности педагога;
формирование у
обучающихся
целостного и эмоциональ
но-образного восприятия мира;
обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного
возраста и которые недостаточно представле
ны в основном образовании;
развитие познавательной, социальной, творческой актив
ности ребенка, его духовно- нравственных качеств;
обязательная опора на содержание основного образова
ния, использование его историко-культурологического компо
нента;
реализация целостности интегрированного образовательного процесса.
Результат интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей способен обеспечить:
необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств;
целостность всей образовательной системы и в то же время ее многообразность;
решение общих и индивидуальных проблем, как педагогических работников, так и обучающихся;
более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и инновационных педагогических технологий;
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры, науки, производства).
Таким образом, эффективность интеграции общего и дополнительного образования детей предположительно мы определяем как результат, который достигается в совместной научно-обоснованной деятельности всех субъектов интегративного образовательного процесса, соответствующий ожидаемому результату
ЛИТЕРАТУРА
1.Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества [Текст] /Г.С.Батищев.- СПб, 1997.
2.Безрукова, B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации [Текст] / В.С.Безрукова. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Сверд. инж.-пед. ин-т.-Свердловск, 1990. С.5-25.
3.Библер, В. С. Мышление как творчество [Текст] / В.С. Библер. – М., 1975.
4.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б.Богоявленская.- М.: ИЦ « Академия», 2002.
5.Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст] / Д.Б.Богоявленская.- Вопросы психологии, 1971.-№ 1.-С. 144-146.
6.Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: Южное отделение Российской академии образования, 1977. – С. 28.
7.Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: Южное отделение Российской академии образования, 1997. – 47 с.
8. Большой толковый словарь: русско-английский, англо-русский [Текст] : в 2 т. / пер. с англ. Н.И. Марчук; сост. Д. Джери, Дж. Джери. – М: Вече; АСТ, 1999. – 544 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки [Текст] / Л.С.Выготский. - М., 1967.
10.Гаязов, P.P. Интеграция деятельности учреждений общего и дополнительного образования в физическом воспитании сельских школьников. Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / P.P. Гаязов. - Чебоксары, 2006. 236 С.
11.Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 238 с.