"Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях" | Закуева Аймесей Магомедовна. Работа №305263
В статье представлены примеры интеграции изучения основ финансовой грмотности в образовательные области в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интеграця как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса.В процессе интеграции образовательных областей использутся различные формы, виды детской деятельности. При этом учитывается, что игра, общение и исследовательская деятеятельностья являются в дошкольном возрасте особо значимыми.
Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях в условиях ФГОС дошкольного образования
Закуева А.М.,
воспитатель МБДОУ «Новоаганский ДСКВ
«Лесная сказка»
Основная цель включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации – содействиеформированиюпервичныхсоциальныхкомпетенцийдошкольников в сфере личных и семейных финансов. Для достиженияэтой цели необходимовключить изучение основ финансовой грамотностив различные образовательные области.
Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере финансов.
В нашем детском саду реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», рассчитанная на два года обучения. Цель данной программы - формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
В программе представлены все образовательные области и направления развития дошкольников, обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие
Социально- коммуникативное развитиепредполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам.
Предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамкахнравственно-трудового воспитания. Это, конечно же, знакомство детей с миром профессий и формирование у них понятия о качестве труда. Большое значение придается знакомству с трудом взрослых через реальные встречи с людьми разных профессий. В нашем саду есть традиция «Встречи с интересными людьми», когда в группу приходят представители разных профессий и в ходе бесед рассказывают о них нашим воспитанникам. Рассказы папы или мамы воспринимаются детьми более эмоционально. Они начинают больше ценить труд, потому что этим занимаются их самые близкие люди.
Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии. Это могут быть экскурсии по зданию детского сада, а также на различные предприятия, которые функционируют в поселении, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
Известно, что труд взрослых дети отражают в сюжетно-ролевой игре. Самыми распространенными сюжетно-ролевыми играми среди дошкольников являются «Магазин», «Парикмахерская», «Школа», «Водители» и др. Чтобы максимально эффективно использовать потенциал игры, необходимо постоянно обогащать её новыми сюжетами. Например, в игре «Магазин» нужно не просто знакомить детей с профессией продавца и ролью покупателя, но также показать значимость других профессий. Сюжетом для такой игры может стать следующий: «Водитель привез в магазин товар. Грузчики должны аккуратно разгрузить его, а продавцы-консультанты красиво разместить на полках. Покупатели выбирают необходимый товар и оплачивают его на кассе. (При этом можно ограничить покупателя определенным лимитом денежных средств, выбором более качественного товара и т.д.)». В ходе такой игры воспитанники не только знакомятся с разными профессиями, но и такими понятиями как «очередь», «товарно-денежные отношения», «размен», «экономия».
Для организации сюжетно-ролевых игр в группе имеются разнообразные костюмы, игрушки, атрибуты и материалы. В их накоплении активное участие принимают родители. Они необходимы для того, чтобы дети могли в игровой форме более реалистично представить себе ту или иную профессию.
Так, играя в сюжетно-ролевые игры, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике, получают представления о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
В экономическом воспитании дошкольников помогают сюжетно – дидактические игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Особый интерес у детей вызывают развлечения, праздники (например«Русская ярмарка»). Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций.
В процессе изучения основ финансовой грамотности очень важно речевое развитие. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
С целью обогащения речевого запаса знакомим детей с экономическими терминами: труд, деньги, финансы, товар, цена, бюджет и др. В группе мы создали свою «Экономическую азбуку», которая постоянно пополняется новыми терминами. Таким образом, обогащается активный словарь детей.
Задачи развития связной речи решаются через составление рассказов о профессии. Так же применяются дидактические игры. В нашей практике используются следующие виды дидактических игр:
на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»;
на развитие лексического строя речи:
«Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»;
на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».
Восприятие литературных произведений также содействует формированию у детей основ финансовой грамотности. Одним из литературных жанров с огромными дидактическими возможностями является сказка. Целесообразность использования сказок в экономическом воспитании детей доказана многими педагогами и учеными (О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др.)
Народные сказки, вобравшие в себя вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).Своеобразной мини-программой по ознакомлению дошкольников с экономическими понятиями являются авторские сказки К.Д. Ушинского, В.Катаева, А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и др.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
В рамках реализации программы мы разделили сказки на несколько групп, соответствующих блокам программы:
сказки, отражающие труд людей (
«Теремок», «
Хаврошечка
», «
Морозко
», «Мужик и медведь»; А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его
Балде
», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «
Федорино
горе»);
сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения
(
Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»);
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д. (
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво»)
с
казки о бартере
(«Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»);
сказки о рекламе («Лиса и козёл»; Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал»)
сказки о купле-продаже («Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»).
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой грамотности содержится и в потешках, загадках, пословицах, поговорках, которые также систематически используются в работе с детьми.
Закрепить знания по разным темам помогают также беседы-обсуждения. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.
Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных
понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).
Безусловно, финансовая грамотность связана с математическим развитием дошкольников. На занятиях по математике дети учатся определять количество, измерять, а также составлять и решать простейшие задачи. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
Занятия по математическому развитию детей мы обогащаем экономическим содержанием. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку, математические ребусы оживляют путь познания сложных экономических явлений. Сочетая в себе элементы проблемности и занимательности, они вызывают напряжение ума, развивают логику рассуждений и доставляют радость Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям.
Постигать азы финансовой грамотности можно и в опытно-экспериментальной деятельности. Например, во всем известном эксперименте с цветами, которые выращиваются в разных условиях (один – на окне, где много света, другой – в темном шкафу) можно провести аналогию с выращиванием овощей. Какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями, и какой доход от этого можно получить.
В ознакомлении дошкольников с окружающим миром также можно включать финансовое содержание. Например, при изучении темы «Транспорт» можно создать проблемную ситуацию «Каким видом транспорта сказочному герою можно добраться до цели?». При этом показать, что следует выбрать более экономичный по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги маршрут.
Знакомство с новым материалом можно интересно и увлекательно организовать в ходе игры- путешествия «Музей денег» или «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
Особое место занимают интеллектуальные игры «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Приобщить детей к экономической действительности помогают проблемные ситуации, в ходе которых они учатся ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Художественно-эстетическое развитиетакже очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.
В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда. Так в процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от его качества, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.
Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, например, составление рекламы).
В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи физического развития реализуются через:
подвижные игры с правилами («Сапожник»)
игр
ы
на развитие внимания и координацию движений
игры-соревнования («Самый быстрый», «Шахтеры», «Пополни кошелек», «Мои домашние обязанности» и т.д.)
игры-имитации («Изобрази профессию», «Кто что делает?»)
В процессе интеграции всех образовательных областей, представленных в ФГОС ДО, рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие их синтез, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. При этомледует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.
Список литературы:
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.
Табих
. – Минск:
Выш
.
шк
., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169
с
.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб
.: «
Детство – пресс», 2001. – 176с.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.