«Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс» | Бородина Надежда Сергеевна . Работа №363330
»
Педагогический проект в средней группе «Наша армия России».
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Патриотизм, как важный аспект воспитания, включает в себя не только любовь к Родине, но и осознание своей культурной принадлежности, уважение к истории и традициям своего народа. В этом контексте дошкольные учреждения становятся не просто местом для обучения и развития, но и важной платформой для формирования патриотических чувств у детей.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально – нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сопутствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В связи с тем, что президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Этот год станет данью уважения всем, кто сражался за Родину в разные исторические эпохи, а также нынешним героям – участникам специальной военной операции. В детском саду запланирован ряд мероприятий, направленных на формирование у детей чувства гордости и памяти о подвиге предков. В средней группе организованы творческие, игровые и познавательные проекты, один из которых «Наша Армия России», прошел в феврале на кануне празднования «Дня защитника Отечества».
Разрабатывая проект мы столкнулись с проблемой. Множество разных социальных институтов работают в направлении воспитания в том числе и патриотической направленности, но технологий, методик, приемов по ознакомлению детей с событиями ВОВ недостаточно.
В этом контексте проект «Наша Армия России» представляет собой важный шаг в формировании гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, особенно в средней группе. Данный проект направлен на знакомство детей с историей и ценностями Российской армии, что, безусловно, способствует развитию у них чувства гордости за свою страну и осознания значимости защитников Отечества.
Цель проекта- создавать условия для развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с армией РФ
Задачи проекта:
-Разработать и реализовать педагогический краткосрочный проект, содержание которого направлено на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родами войск, военной техникой, с применением технологии «Творческой активности».
-Вовлечение родительской общественности в формировании нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе связи поколений, создание «Стены памяти» и в процессе ознакомления с профессиями пап как защитников отечества.
-Привлечение социальных партнеров в решении задач патриотического направления совместно с детским садом.
Проект был создан с учётом активного вовлечения детей в процесс обучения через игровую и практическую деятельность, основанную на элементарных знаниях об армии России.
Для достижения цели создавались условия для развития творческих способностей у детей, формировались знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
При организации РППС создавались условия для стимулирования развития детей, что позволяло каждому испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля. Также предоставление свободы выбора деятельности. Вовлекались родителей в совместную творческую деятельность.
Материально-технические ресурсы:
Подбор исторической, методической и научной литературы;
Подбор произведений русского народного творчества;
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видео и аудио материал),
Подготовка разного вида бросового материала;
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
Дидактические игры;
Выставки книг, рисунков, поделок.
1 этап- подготовительный Сбор информации по теме проекта. Подбор художественной и познавательной литературы о Российской армии. Оформление выставок об армии и военной технике. Подбор иллюстративного материала по теме. Оформление дидактических игр. Подготовка и изготовление атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Создание презентаций. Информирование родителей о запуске проекта.
2 этап – практический: реализация проекта ( Основные формы организации проекта: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы загадывание загадок на военную тему, подвижные игры, Д/игры, словесные игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование и художественный труд, прослушивание и разучивание песен, физкультминутки и пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевые игры, посещение городского музея, работа с родителями (встреча с папами)).
3 этап – заключительный.
Создание выставки военной техники, проведение мастер- класса «День защитника Отечества», фотовыставка «Мои герои».
Игровые методы, такие как ролевые игры, стали отличным способом вовлечь детей в процесс обучения. Были организованы игры, в которой дети выполняли различные задания, связанные с армейской службой, такие как строевая подготовка или оказание первой помощи.
Проведены занятия о роли армии в защите Родины, организованы выставки рисунков и поделок на тему «Мои герои», «Военная техника» , а также игры , способствующие развитию командного духа. Участие в праздниках и мастер классах, связанных с защитниками Отечества, что составляет важную часть проекта, позволяя детям не только узнать о значении этих дат, но и активно участвовать в общественной жизни.
Роль семьи в патриотическом воспитании также освещена, так как взаимодействие с родителями и вовлечение их в процесс воспитания детей является важным аспектом успешной реализации проекта. Родители и родственники играют критически важную роль в формировании установок ребёнка. В рамках проекта были организованы встречи с интересными людьми, где герои дня делились своим опытом, рассказывали о своих предках, о том, как защищали Родину. С помощью родителей в группе была организована «Вахта памяти», где ежемесячно меняется и пополняется информация. С целью повышения вовлеченности родителей, одним из ярких эпизодов стало приглашение пап и их рассказ о профессии. Защитник Отечества — это не только тот, кто с оружием в руках стоит на страже границ, но и тот, кто проявляет заботу и поддержку в повседневной жизни. Для ребенка папа — это не просто защитник Отечества, это его личный герой. Его примеры мужества и доброты вдохновляют детей и учат, что настоящая защита заключается в любви и заботе о близких. Такой подход не только способствует распространению знаний, но и создает прочные семейные традиции, основанные на уважении к военной службе и патриотизму.
Для воспитания чувства патриотизма, уважения к труду взрослых, развития навыков общения со взрослыми, обогащения знаний детей об армии РФ, в рамках проекта мы посетили музеи и библиотеку, где дошкольники могли узнать о героях войны и значении мужества и отваги. В ходе экскурсии дети увидели экспонаты, связанные с историей России, такие как военные формы, оружие, медали и фотографии, письма с фронта и даже игрушки. Детям были представлены презентация, различного характера игры и мастер- класс. Это создает эмоциональную связь между прошлым и настоящим, позволяя детям почувствовать, что они не просто изучают историю, а становятся частью этой истории.
Подводя итоги, можем сказать, что тема проекта представляет собой не только теоретическую, но и практическую ценность для воспитания новых поколений. Обучая детей основам гражданственности и патриотизма через знакомство с армией, мы закладываем фундамент гражданского общества, в котором каждый будет осознавать свою значимость и ответственность перед родной страной. Важно продолжать этот путь, расширяя рамки проекта и углубляя тематики, чтобы создавать действительно великую нацию, основанную на уважении, любви и гордости за свою страну.
Педагогический проект в средней группе «Наша армия России».
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Патриотизм, как важный аспект воспитания, включает в себя не только любовь к Родине, но и осознание своей культурной принадлежности, уважение к истории и традициям своего народа. В этом контексте дошкольные учреждения становятся не просто местом для обучения и развития, но и важной платформой для формирования патриотических чувств у детей.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально – нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сопутствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В связи с тем, что президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Этот год станет данью уважения всем, кто сражался за Родину в разные исторические эпохи, а также нынешним героям – участникам специальной военной операции. В детском саду запланирован ряд мероприятий, направленных на формирование у детей чувства гордости и памяти о подвиге предков. В средней группе организованы творческие, игровые и познавательные проекты, один из которых «Наша Армия России», прошел в феврале на кануне празднования «Дня защитника Отечества».
Разрабатывая проект мы столкнулись с проблемой. Множество разных социальных институтов работают в направлении воспитания в том числе и патриотической направленности, но технологий, методик, приемов по ознакомлению детей с событиями ВОВ недостаточно.
В этом контексте проект «Наша Армия России» представляет собой важный шаг в формировании гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, особенно в средней группе. Данный проект направлен на знакомство детей с историей и ценностями Российской армии, что, безусловно, способствует развитию у них чувства гордости за свою страну и осознания значимости защитников Отечества.
Цель проекта- создавать условия для развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с армией РФ
Задачи проекта:
-Разработать и реализовать педагогический краткосрочный проект, содержание которого направлено на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родами войск, военной техникой, с применением технологии «Творческой активности».
-Вовлечение родительской общественности в формировании нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе связи поколений, создание «Стены памяти» и в процессе ознакомления с профессиями пап как защитников отечества.
-Привлечение социальных партнеров в решении задач патриотического направления совместно с детским садом.
Проект был создан с учётом активного вовлечения детей в процесс обучения через игровую и практическую деятельность, основанную на элементарных знаниях об армии России.
Для достижения цели создавались условия для развития творческих способностей у детей, формировались знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
При организации РППС создавались условия для стимулирования развития детей, что позволяло каждому испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля. Также предоставление свободы выбора деятельности. Вовлекались родителей в совместную творческую деятельность.
Материально-технические ресурсы:
Подбор исторической, методической и научной литературы;
Подбор произведений русского народного творчества;
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видео и аудио материал),
Подготовка разного вида бросового материала;
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
Дидактические игры;
Выставки книг, рисунков, поделок.
1 этап- подготовительный Сбор информации по теме проекта. Подбор художественной и познавательной литературы о Российской армии. Оформление выставок об армии и военной технике. Подбор иллюстративного материала по теме. Оформление дидактических игр. Подготовка и изготовление атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Создание презентаций. Информирование родителей о запуске проекта.
2 этап – практический: реализация проекта ( Основные формы организации проекта: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы загадывание загадок на военную тему, подвижные игры, Д/игры, словесные игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование и художественный труд, прослушивание и разучивание песен, физкультминутки и пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевые игры, посещение городского музея, работа с родителями (встреча с папами)).
3 этап – заключительный.
Создание выставки военной техники, проведение мастер- класса «День защитника Отечества», фотовыставка «Мои герои».
Игровые методы, такие как ролевые игры, стали отличным способом вовлечь детей в процесс обучения. Были организованы игры, в которой дети выполняли различные задания, связанные с армейской службой, такие как строевая подготовка или оказание первой помощи.
Проведены занятия о роли армии в защите Родины, организованы выставки рисунков и поделок на тему «Мои герои», «Военная техника» , а также игры , способствующие развитию командного духа. Участие в праздниках и мастер классах, связанных с защитниками Отечества, что составляет важную часть проекта, позволяя детям не только узнать о значении этих дат, но и активно участвовать в общественной жизни.
Роль семьи в патриотическом воспитании также освещена, так как взаимодействие с родителями и вовлечение их в процесс воспитания детей является важным аспектом успешной реализации проекта. Родители и родственники играют критически важную роль в формировании установок ребёнка. В рамках проекта были организованы встречи с интересными людьми, где герои дня делились своим опытом, рассказывали о своих предках, о том, как защищали Родину. С помощью родителей в группе была организована «Вахта памяти», где ежемесячно меняется и пополняется информация. С целью повышения вовлеченности родителей, одним из ярких эпизодов стало приглашение пап и их рассказ о профессии. Защитник Отечества — это не только тот, кто с оружием в руках стоит на страже границ, но и тот, кто проявляет заботу и поддержку в повседневной жизни. Для ребенка папа — это не просто защитник Отечества, это его личный герой. Его примеры мужества и доброты вдохновляют детей и учат, что настоящая защита заключается в любви и заботе о близких. Такой подход не только способствует распространению знаний, но и создает прочные семейные традиции, основанные на уважении к военной службе и патриотизму.
Для воспитания чувства патриотизма, уважения к труду взрослых, развития навыков общения со взрослыми, обогащения знаний детей об армии РФ, в рамках проекта мы посетили музеи и библиотеку, где дошкольники могли узнать о героях войны и значении мужества и отваги. В ходе экскурсии дети увидели экспонаты, связанные с историей России, такие как военные формы, оружие, медали и фотографии, письма с фронта и даже игрушки. Детям были представлены презентация, различного характера игры и мастер- класс. Это создает эмоциональную связь между прошлым и настоящим, позволяя детям почувствовать, что они не просто изучают историю, а становятся частью этой истории.
Подводя итоги, можем сказать, что тема проекта представляет собой не только теоретическую, но и практическую ценность для воспитания новых поколений. Обучая детей основам гражданственности и патриотизма через знакомство с армией, мы закладываем фундамент гражданского общества, в котором каждый будет осознавать свою значимость и ответственность перед родной страной. Важно продолжать этот путь, расширяя рамки проекта и углубляя тематики, чтобы создавать действительно великую нацию, основанную на уважении, любви и гордости за свою страну.