Интеграция предметов естественнонаучного цикла | Урванцева Елена Евгеньевна. Работа №338639
Интеграция предметов естественнонаучного цикла через организацию предметной недели как средство формирования личностных
УУД обучающихся.
Цели интеграции предметов естественнонаучного цикла: формирование у школьников целостного мировоззрения и системности представлений о мире; повышение и развитие интереса обучающихся к указанным предметам.
Огромные возможности для формирования личностных УУД предоставляет межпредметная интеграция во внеурочной деятельности. Предметная неделя,посвящённая Победе в Великой Отечественной войне, проведённая учителями биологии, химии и географии подтверждение данной теме.
Интеграция предметов естественнонаучного цикла через организацию предметной недели как средство формирования личностных
УУД обучающихся
Чернышева Марина Валентиновна, учитель географии;
Урванцева Елена Евгеньевна, учитель биологии;
Лекомцева Ольга Леонидовна, учитель химии
Кировского областного государственного
общеобразовательного бюджетного
учреждения«Средняя школа с углубленным
изучением отдельных предметов пгтУни»
Современный мир требует от человека универсальных знаний. Ведь узкий специалист, владеющий знаниями только в одной области, не способен взглянуть на них с другой стороны, по-новому их осмыслить. Поэтому интеграция учебной деятельности – весьма актуальное направление педагогики.
В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрениячеловека.
Мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер.Именно мировоззрение определяет отношение к окружающей действительности и видение мира в целом, место человека в этом мире, а также поведение человека и поступки.
Цели интеграции предметов естественнонаучного цикла: формирование у школьников целостного мировоззрения и системности представлений о мире; повышение и развитие интереса обучающихся к указанным предметам.
Огромные возможности для формирования личностных УУД предоставляет межпредметная интеграция во внеурочной деятельности.
2020 год- благодатная почва для реализации целей интеграции. Указом Президента России он был объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 годов.Проведение мероприятий, посвящённых этой дате - это идеальные условия для развития и формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, а значит развития личностных УУД.
В 2019-2020 учебном году в нашей школе был реализован общешкольный информационно- познавательный проект «Мы память бережно храним», целью которого было развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.Коллективом педагогов и обучающихся школы был разработан целый ряд мероприятий, направленных на сохранение памяти о подвиге предков во время ВОВ. В рамках этого проекта школьные методические объединения проводили предметные недели. За участие в мероприятиях дети получали жетоны в виде орденов и медалей ВОВ. В конце каждой предметной недели детьми подводились промежуточные итоги, подсчитывались заработанные жетоны в копилке каждого класса. По итогам работы самые активные участники получали грамоты и благодарственные письма.
Педагоги естественнонаучных дисциплин не остались в стороне.К памятной дате они разработалии провели предметную неделю «Вклад естественных наук в Победу».В течение предметной недели учителями естественных наук для обучающихся был организован квест, на протяжении которого дети выполняли увлекательные задания («Металлы ковали победу», «Ученые географы во время ВОВ», «Растения - спасатели», «Животные на войне»). На информационном стенде размещался материал об учёных, которые внесли свой вклад в Победу над фашизмом. Это была галерея учёных «Они приближали Победу. Что мы о них знаем?». Информация на стенде была о географах, таких как Сомов М. М. - выдающийся океанограф; Перельман А. И.- учёный, участвовавший в военно-географическом обеспечении Красной Армии, составляя карты условий проходимости местности; Полынов Б. Б. - один из основателей военной географии, и других не менее знаменитых географах. Среди учёных биологов особое место занимали такие известные личности как Ермолаева З.В., получившая первый антибиотик –пенициллин, физиолог КудряшовБ.А. разработал и внедрил в производство препарат тромбин, Ионин И.Д. - главный эпидемиолог и инфекционист Красной Армии и другие. Учёные химики: Ферсман А.Е.- академик РАН, геохимик, минералог, Председатель Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной армии; Зелинский Н.Д.-русский и советский химик-органик, создатель активированного угля, изобретатель первого эффективного противогаза, создатель отечественного синтетического топлива из углеводородов; Вольфкович С.И. - выдающийся советский химик-неорганик занимался технологией производства минеральных удобрений, изучал процессы электротермической возгонки фосфора, получения концентрированных фосфорных удобрений. Изучив данную информацию, обучающиеся легко могли поучаствовать в викторине «Вклад естественных наук в Победу», которая проводилась в заочной форме,и заработать свои жетоны в виде медалей и орденов ВОВ. В кабинете географии были оформлены стенды: «Города - герои», «РГО (российское географическое общество) для Победы». Особое место занимала краеведческая информация «Кировчане - фронту». В кабинете химии находился стенд «Металлы тоже воевали» с информацией о роли химических элементов – металлов, которые помогали ковать Победу над фашистской Германией.В кабинете биологии стенд «Животные на войне» содержал информацию о непосредственном участии их в приближении Победы. Информация на стендах не просто «занимала место». На уроках географии, химии и биологии обучающиеся имели возможностьознакомиться с ней. Познавательный материал рассказывали ученики, проявившие личный интерес к данной теме.Завершилась предметная неделя интеллектуальной игрой «Ученые - естественники для Победы» для 8-10 классов,в которой принимали участие обучающиеся, набравшие наибольшее число жетонов за предыдущие конкурсы. Интеллектуальная игра содержала следующие разделы: «Медицина и война», «Научные открытия», «Ботаники и зоологи», «Географы для фронта», «Кировчане фронту», «Города - герои», «Металлы тоже воевали». Каждый раздел имел четыре сектора, оценивающихся разным количеством баллов. Раздел и номер вопроса выбирался участниками соревнующихся команд. Проработанная информация со стендов, участие в заочной викторине, прохождение квеста помогли мотивированным ученикам с достоинством отвечать на выбранные ими вопросы. Победу одержала сплочённая команда наиболееэрудированных школьников.По итогам предметной недели были поощрены дети, набравшие большее количество жетонов. Наиболее активные классные коллективы были награждены грамотами и благодарностями в торжественной обстановке.
Практическая значимость состоявшейся предметной недели заключается в том, что у её участников появились уникальные знания о военном периоде в истории страны, усилилась позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей вошло более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за советскую науку, учёных-естественников.Интеграция предметов естественнонаучного цикла через организацию предметной недели создала условия для формированияличностных УУД обучающихся во внеурочной деятельности.
Несомненно, общешкольный информационно - познавательный проект «Мы память бережно храним» помогформированию патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей школьников, дал возможность не только заполнить пробелы в знании истории страны, но и вовлёк молодое поколение в реализацию патриотических проектов и мероприятий.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании практически всех предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. Таким образом, интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, она позволяет активно формировать универсальные учебные действия.
На современном этапе содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.