Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 09.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интеграция процесса сенсорного развития ребенка раннего возраста в условиях ДОУ | Горенко Яна Игоревна. Работа №308298

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Интеграция процесса сенсорного развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие  его восприятия и формирования представление о внешних свойствах предметов: форме, цвете, велечине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве очень важно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накополения представления об окружающем мире.

 

Интеграция процесса сенсорного развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с. 7].

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей раннего возраста. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины [1, с. 10].

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов – общепринятых свойств образцов внешних предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 54].

Игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения. Игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы, и активизирует речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношений [2, с. 23].

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них – учѐба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала. Пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя [4, с. 20].

Для обогащения сенсорного развития у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Для этого в нашей группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

- развития мелкой моторики, повышения двигательной активности;

- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

- создания положительного эмоционального фона;

- активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Таким образом, я выделила принципы организации уголка:

- доступность;

- безопасность;

- полифункциональность.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. С детьми в своей группе я, провожу развитие познавательной деятельности, в игровой форме, через игровой материал познавательное развитие детей протекает незаметно, в практической деятельности. Дети с интересом принимают участие в играх, игровых занятий, застенчивые, малоактивные дети через игру начинают активно действовать с предметами, проявляют эмоционально свою радость достигнутых результатов, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком.

В своей работе применяю игровые упражнения, для которых необходим разнообразный демонстрационный, раздаточный и др. материал, поэтому весь материал, который используется детьми, хранится в специально отведенном для них месте и доступен в любое время. Материал ежегодно обновляется и пополняется.

В рамках сенсорного развития детей знакомлю их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также провожу работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов:

Знакомство с цветом - “Цветная вода”, “Цветные кубики”, “Ниточки для шариков”, “Бегите ко мне!”, “Разложи по коробочкам”, “Разноцветные палочки”, “Построим башню”, “Наряжаем кукол”, “Четвертый лишний” и др.

Знакомство с геометрическими формами - “Разложи фигуры по местам!”, “Веселый поезд”, “Катится – не катится”, “Фигуры играют в прятки”, “Найди лишнюю фигуру”, “Найди такую же фигуру”, “Башни” и др..

Знакомство с величиной - “Спрячь в ладошке!”, “Накрой платком!”, “Две коробки”, “Вкладыши и башенки”, “Пирамидки”, “Две коробки”, “Где мое место”, “Два поезда” и др.

Количество - “Зайцы и лиса”, “Песочница”, “Грибы на поляне”, “Собираем шишки”, “Наполни кувшин”, “Картинки”, и др.

Пространство - “Тут и там”, “Вверх и вниз”, “Построй, как я”, “Где же мишка”, “Прячьтесь в домик”, “Возьми в руку” и др.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс.

Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Знакомство детей с цветом осуществляю в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Провожу игры – занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» и др., с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.

Использование массажных мячей дает очень хороший результат.

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

В свободной деятельности с детьми организовываю упражнения, для которых использую игровое оборудование, изготовленное из бросового и природного материала, направленные на поисково-исследовательскую деятельность: прищепки, камешки, разные виды макарон, пробки от пластиковых бутылок, клубки ниток и т. д.

Совместно с родителями изготовлено несколько тренажеров с пуговицами, кнопками, шнуровками, липучками. Использование данного игрового оборудования способствовало не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию творчества и фантазии детей.

Дидактические игры провожу 2 - 3 раза в неделю, продолжительностью 7-10 минут. Для поддержания интереса ввожу соревновательный момент, а также момент сюрпризности. Каждый ребенок имеет возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т. д.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время проведения непосредственно образовательной деятельности я стараюсь развивать сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Но, главное я стараюсь создать соответствующие условия и развивающую среду в группе. Помимо различных развивающих игр и пособий, использовали разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр, который пополнили специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется не только совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей.

Таким образом, сенсорное развитие осуществлялось в неразрывной связи с другими видами деятельности.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, являлось единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям детей.

По результатам анкетирования на первичном этапе мониторинга было выявлено, что только 40 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения неинформированности в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Развитие сенсорных способностей у ребенка в детском саду и дома». В информационном центре для родителей постоянно размещались консультационные материалы: "Что такое сенсорика?", «Зачем развивать сенсорные способности у детей?», "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста", "Игры по сенсорному развитию в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей". На стенде размещались информационные листы «Учись, играя», «Вместе с мамой», «Игрушки своими руками».

Была организована тематическая фотовыставка «Вот какие мы умелые» и «Играем вместе», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах.

Для организации более тесного взаимодействия была проведена консультация педагогов на педагогическом совете.

Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников.

Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно применяют знания и умения программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи выполняются на высоком уровне.

В результате сенсорного воспитания дети используют способы чувственного познания мира, наглядно-образные мышления, произходит совершенствование всех видов детской деятельности, начинает формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной куль-

туры / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Просвещение», 1988. – С. 7-12.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному вос-

питанию. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1978. – С. 23-54.

3. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего возраста. – М.: «Просвещение», 1988. – С. 34-85.

4. Менджерицкая Д. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Про-

свещение», 1985. – С. 112.

5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. 2.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6.. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007.

7. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.

8.Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×