Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников | Гады Марина Николаевна. Работа №350226

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Интегрированные уроки - это учебные занятия, в рамках которых объединены несколько предметов либо тем для более глубокого и комплексного изучения материала. Особенности построения интегрированных уроков, типы уроков. Интегрирование предметов.Данный метод активно применяется в современной педагогике.

 

 

Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников.

Интегрированные уроки - это методика обучения, при которой несколько предметов объединяются в одно уроке с целью усиления понимания и связей между ними. Данный метод активно применяется в современной педагогике, в том числе и при обучении младших школьников.

Почему интегрированные уроки так важны для младших школьников? Первая причина заключается в том, что дети в данном возрасте еще не имеют четкого представления о разделении знаний на отдельные предметы. Они воспринимают мир как единое целое, и интегрированные уроки помогают им лучше понять, как все предметы взаимосвязаны друг с другом.

Интегрированные уроки способствуют развитию у младших школьников креативности и мышления "вне коробки". Обучение через интегрированные уроки позволяет детям видеть, как можно применять знания из разных предметов для решения сложных задач и проблем.

Кроме того, интегрированные уроки способствуют формированию навыков сотрудничества и командной работы у учащихся. Работа над проектами, которые включают в себя элементы нескольких предметов, учит детей эффективно общаться, решать конфликты и договариваться при принятии решений.

Наконец, интегрированные уроки помогают детям лучше запоминать информацию, так как она связана в их уме с другими знаниями и опытом. И наконец, интегрированные уроки могут быть более интересными и увлекательными для учеников, так как они позволяют погружаться в разнообразные виды деятельности и экспериментировать.

Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания, во-вторых, учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, дети должны проявлять творческие способности, ум.

Можно выделить следующие положительные моменты в проведении интегрированных уроков:

а) эти уроки позволяют преподнести учебный материал глубже, показав его с различных сторон (литературы, музыки, изобразительного искусства).

б) такие уроки способствуют прочному овладению знаний, повышению интеллекта детей.

в) дают возможность более эффективно провести закрепление, обобщение знаний.

г) широко решают цели и задачи учебно-воспитательного процесса.

Создавать интегрированные уроки трудно, но очень интересно. Надо творить, стремиться делать учение посильным и интересным, постоянно повышать уровень профессионального мастерства.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеет используемые учителем методические приемы при проведении интегрированных уроков: демонстрация наглядных пособий, использование художественной литературы, музыкальных произведений, технических средств обучения, привлечение в процесс изложения нового материала, ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умением учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных связей, явлений природы, развитии науки и техники.

В этом смысле нельзя забывать известного положения Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное учение, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание учиться.

Учет возрастных особенностей учащихся, стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога.

Учитель продумывает организацию учебной деятельности школьников на интегрированных уроках: сосредоточивает внимание на главных, ведущих идеях. преподносит материал в занимательной, интересной форме, организует их творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников.

Одна из главных проблем интегрированных уроков – понимание учителем и учёт им особенностей каждого конкретного ребёнка. В интегрированных уроках надо соединить отдельные элементы в единое целое, чтобы каждому ребёнку стала понятна суть обучения.

Не менее важно, чтобы на этих уроках осуществлялось развитие речи детей. Это и обогащение, активизации словаря, развитие связной речи.

Интегрированные уроки помогают в ознакомлении школьников с окружающим миром. Сегодня, как никогда раньше, все усилия нужно направить на повышение качества знаний учащихся и добиваться высоких результатов. Качество знаний зависит и от особенностей познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности.

Особенности построения интегрированных уроков

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется. В начальных классах интегрированный урок имеет структуру комбинируемого урока.

Дозировка учебного материала, используемого на уроке.

Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.

При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребенку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, дети должны проявлять творческие способности, ум. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать.

Интегрированный урок – это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели интегрированного обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала.

Существуют разнообразные типы интегрированных уроков:

урок формирования новых знаний;

урок формирования умений и навыков;

применение знаний на практике;

урок повторения;

систематизация и обобщение знаний, закрепление умений;

урок контроля и проверки знаний и умений;

комбинированный урок.

От каждого учителя требуется личная ответственность за свою деятельность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно и творчески строить учебно-воспитательный процесс.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1.Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Чтение и письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение и изобразительное искусство.

В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство.

В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные. Со времен К. Д. Ушинского они проводятся в единстве. В настоящее время в первом полугодии первоклассники обучаются чтению и письму на таких уроках.

И одним из обязательных и основных требований интегрированного

преподавания на уроке – это повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому  что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала,  вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. При этом ученики справятся с подобной работой только тогда, если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

Значит, задача учителя научить ребенка самостоятельности и развить в нем познавательный интерес к предмету исследования. 

Таким образом, интегрированные уроки играют важную роль в обучении младших школьников, помогая им лучше понимать мир, развивать креативные способности, учиться трудиться в команде и усваивать знания более эффективно. Все это делает данную методику обучения необходимой и востребованной в современной школьной педагогике.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×