ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И СЛОЖНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. | Лилия Чаплыгина. Работа №340439
На протяжении последних десятилетий информатика стала неотъемлемой частью современного образования. Ее роль и значимость возрастают с каждым годом, поскольку компьютерные технологии проникают во все сферы нашей жизни. Таким образом, преподавание информатики становится все важнее, и вместе с тем возникает необходимость интегрировать ее в другие предметы.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И СЛОЖНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.
Чаплыгина Л.Ю.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича
Город Ростов-на-Дону
E-mail eesivokon@sfedu.ru, Lkos@sfedu.ru
Современное образование активно использует традиционные методы обучения и трансформирует их в учебном процессе, дополняя современнми цифровыми технологиями. Цифровая трансформация охватывает широкий спектр изменений, начиная от внедрения интерактивных учебных материалов и технических средств обучения, до создания виртуальных классов и образовательных платформ. Одним из ключевых аспектов цифровой трансформации образования является доступ к знаниям и образовательным ресурсам через интернет. В ходе развития онлайн-образования студенты получили возможность изучать новые предметы, учиться на курсах ведущих университетов мира и повышать свой уровень знаний, не выходя из дома. В связи с этим отсутствие навыков работы с компьютером является критической проблемой среди обучающихся. Развивать эти навыки можно не только на уроках информатики, но и на других предметах, интегрируя в них информатику. С помощью цифровых технологий можно адаптировать учебный материал и задания под индивидуальные потребности и способности каждого ученика.
Интегрированный урок информатики представляет собой объединение определённых тем и разделов информатики с материалами других дисциплин. Это позволяет ученикам видеть взаимосвязь между различными предметами, применять полученные знания на практике, расширять свой кругозор и повышать мотивацию изучения сразу нескольких дисциплин. Яркими примерами интеграции урока информатики, может быть применение кругов Эйлера на вероятности и статистике, построение диаграмм и других схем на биологии или географии, использование графического моделирования на геометрии при изучении геометрических фигур и многое другое. Сочетание математики и компьютерных технологий является самой распространённой интеграцией на практике. В статье «Лабораторные работы при изучении геометрии треугольника» в сборнике «Лучшая студенческая статья 2023» продемонстрированы несколько удачных примеров использования интерактивных платформ на уроках математике, таких как Desmos Geometry (рис.1).
Рис.1 Создание и изучение свойств треугольника на платформе Desmos Geometry
Интегрированный урок информатики – это эффективный способ объединить различные предметы, он позволяет создать новый формат обучения, в котором знания и навыки, полученные на информатике, становятся не объектом изучения, а средством изучения, жизненно важными и практически применимыми. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание учебного материала и подготавливает обучающихся к взаимодействию в современном информационном обществе. Он также стимулирует творческое мышление, ведь при решении интегрированных задач обучающиеся будут вынуждены применять ранее полученные знания в нестандартных для них ситуациях.
Но каким образом можно наоборот внедрить математические понятия, химические формулы или физические явления в обучение информатике, чтобы сделать обучение более интересным и практичным? Первоначально, необходимо выявить те аспекты выбранной науки, которые можно легко и эффективно вписать в контекст урока информатики. Например, понятия алгоритма и вычислительной сложности являются ключевыми в информатике, и они легко сочетаются с идеями математических алгоритмов и задач. Ученики могут изучать различные методы решения математических проблем, используя программы и алгоритмы компьютерного моделирования. Другой возможностью является использование интерактивных инструментов для визуализации и анализа физических явлений. Например, использование графического редактора или программного обеспечения для воссоздания и наглядной демонстрации законов физики. Также можно выполнять проектные задания, в которых ученики решают сложные экономические или статистические задачи с использованием программирования. Так создание алгоритма расчета налогов будет прекрасной интеграцией обществознания. А моделирование прогнозов для выпадения кубика в теории игр или анализ частотности символов и распределения случайных чисел могут помочь понять основы вероятности и статистики. Такие проекты не только помогут развить логическое мышление и навыки программирования, но и позволят учащимся увидеть практическое применение двух областей знаний.
Важно отметить, что наряду с множеством положительных сторон интеграции информатики в другие школьные предметы учитель сталкивается с рядом проблемам при реализации интегрированного урока. Во-первых, многие школы, несмотря на цифровую трансформацию образования всё ещё не оснащены достаточным количеством интерактивной техники. В частности, такие проблемы в основном касаются не только школ сельской местности, но и в городских школах зачастую наличие техники не означает её готовность к применению. В компьютерных классах нехватка оборудования для всех обучающихся или внезапное отключение электроэнергии может сорвать интегрированный урок, запланированный с использованием этих средств. Во-вторых, сложностью в реализации интегрированного урока информатики может стать недостаточная подготовка учителя в сфере интегрируемой науки, поэтому подобные уроки становятся более эффективными при организации учителем с двумя профилями подготовки или совместным проведением урока.
Таким образом, интегрирование урока информатики предоставляет широкий спектр возможностей для более глубокого и практического освоения многих предметов. Обучающиеся могут лучше понять практическую значимость информатики, применив её в качестве инструмента решения практических задач.
Литература:
1. Бешенков С. А. Школьное образование: Информатика и информационные
технологии. / Информатика и образование, 2000, № 7
2. Соколова Н.Ю., Как активизировать познавательную деятельность
учащихся/Педагогика. – 2008 – №7
3. Костюкова Л.Ю. Лабораторные работы при изучении геометрии треугольника // Лучшая студенческая статья 2023. - Пенза: МЦНС «НАУКА и просвещение», 2023. - С. 91-97.