Интеллектуальная игра "ЗОЖ и литература" | Кузина Анастасия Витальевна. Работа №309883
Изучение литературных произведений, биографии писателей - прекрасный источник для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Изучая литературу, мы анализируем произведения, где герой стремится к идеалу, стремится избавиться от пагубных привычек и пристрастий. Знакомясь с жизнью писателей, поэтов обращаем внимание, что многие занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Ведь недаром гласит народная пословица «В здоровом теле – здоровый дух». Без душевного благополучия невозможно здоровье человека. Внеурочное занятие расширяет кругозор детей, позволяет познакомиться с интересными фактами из жизни писателей, что способствует развитию интереса к изучению литературы.
Интеллектуальная игра «ЗОЖ и литература»
Пояснительная записка
Одна из задач, которую ставит перед собой педагог, – формирование у обучающихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов»(1). В нашем образовательном учреждении реализуется программа «Здоровье», которая предусматривает внеклассную деятельность в данном направлении по различным учебным предметам. В разработке представлена интеллектуальная игра по литературе по теме «ЗОЖ и литература»
Актуальность
Изучение литературных произведений, биографии писателей - прекрасный источник для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Изучая литературу, мы анализируем произведения, где герой стремится к идеалу, стремится избавиться от пагубных привычек и пристрастий. Знакомясь с жизнью писателей, поэтов обращаем внимание, что многие занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Ведь недаром гласит народная пословица «В здоровом теле – здоровый дух». Без душевного благополучия невозможно здоровье человека. Внеурочное занятие расширяет кругозор детей, позволяет познакомиться с интересными фактами из жизни писателей, что способствует развитию интереса к изучению литературы.
В качестве формы мероприятия избрана интеллектуальная игра, так как именно игра даёт возможность ребёнку продемонстрировать приобретённые знания, умения, навыки, проявить интеллектуальные способности. Игра способствует формированию умения работать в команде, развивать коммуникативные способности. Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся.
Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние. Я считаю, что преподаватель, использующий интеллектуальную игру, организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.(1)
Методическая разработка может быть использована как внеклассное мероприятие по предмету «литература» для обучающихся 6-7 класса, как урок внеклассного чтения, отдельные этапы можно использовать на уроках при изучении жизни и творчества писателей.
Цель методической разработки
Формирование потребности у обучающихся в здоровом образе жизни через изучение биографии писателей, анализ литературных произведений.
Задачи
-узнать, какую роль в жизни писателей играла физическая культура, спорт;
-проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема злоупотребления алкоголем;
-на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни;
-совершенствовать умения работать в группе
Категория участников – обучающиеся 6-7 класса
Условия и правила проведения интеллектуальной игры «ЗОЖ и литература»
- в игре участвуют две команды (возможно несколько);
-игра состоит из 5 раундов
- на обдумывание ответа, выполнения задания дается 30 секунд;
- за каждый правильный ответ команда получает 1 балл;
-игра состоит из раундов, отвечают обе команды
-победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов
Оформление
Высказывания писателей, поэтов о здоровом образе жизни, значении физической культуры, спорта для человека.
«Если не бегаешь , пока здоров – придётся бегать, когда заболеешь» (Гораций)
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» (Л.Н.Толстой)
«Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи» (В.Маяковский)
«Излишний покой расслабляет тело и бывает причиною многих, даже тяжёлых болезней» (А.Радищев)
Ход игры
Учитель.
Зачитывает высказывания писателей, беседует с обучающимися и определяет тему «ЗОЖ и литература», цель, объясняет условия игры
1 раунд «ЗОЖ в жизни писателей»
Цель: формирование потребности заниматься физической культурой, спортом на примере жизни писателей.
Задание для команд: по описанию необходимо узнать и назвать фамилию, отчество писателя имя
1. В 80 лет он катался на велосипеде, его можно было увидеть на коньках на яснополянском катке, увлекался верховой ездой, охотой, ходил на медведя, замечательно играл в теннис, был хорошим пловцом и любителем шахмат. (5)
Ответ - Л.Н.Толстой
2. «Программу тренировок» этот писатель описывал так: «20 пудов муки, смешанных с водой, дают 30 пудов теста. Тесто нужно хорошо месить, а это делалось руками. Караваи печёного весового хлеба я нёс в лавку рано утром часов в шесть. Затем накладывал большую корзину булками, сайками-2-2,5 пуда и нёс за город в духовную академию».
Ответ- Максим Горький
3.Этот писатель увлекался классической борьбой, даже организовал борцовский клуб «Киевское атлетическое общество. Он автор рассказа о маленьком спортсмене - гимнасте Серёжи.
Ответ- А.И.Куприн
4.Он был настоящий Геркулес: свёртывал в трубку серебряные ложки, вгонял пальцем в стенку гвозди, разгибал подковы. Он же автор сказки о спортивном мальчике из дерева.
Ответ- А.Толстой
5. Этот известный писатель, проснувшись утром, садился в ванну со льдом, а летом отправлялся к бегущей под горой реке Сороти.
Ответ-А.С.Пушкин
Пауза «Здорово! Интересно!»
Презентация «Спорт в жизни писателей» (приложение 1) (6,10)
2 раунд «Народная мудрость гласит»
Цель: формирование потребности здорового образа жизни через знакомство с произведениями устного народного творчества – пословицами
Задание: командам предлагается 5 пословиц с пропущенными словами, обучающимся необходимо восстановить эти произведения.
Здоровье дороже ____________.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ________в тепле.
В здоровом теле -
здоровый
_______.
Чистая вода - для
хвори
________.
Ум да __________ дороже всего.
Курить - здоровью _________.
Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - _________потерял
Ответ:
Здоровье дороже богатства.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
В здоровом теле - здоровый дух.
Чистая вода - для
хвори
беда.
Ум да здоровье дороже всего.
Курить - здоровью вредить.
Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял
Пауза «Игра-это здорово!»
Разучивание с обучающимися игры «Слепни»
Информация: Михаил Юрьевич Лермонтов рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам. Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах и прежде всего подвижные игры.
Дети играли в слепни . Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас- Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов. (2)
3 раунд «ЗОЖ в жизни литературных героев»
Цель: формирование потребности в ЗОЖ на примерах анализа эпизода из литературного произведения.
Задание командам:
-узнать героев,
-объяснить, что обеспечивает здоровый образ жизни
-объяснить, как вредные привычки повлияли на жизнь героя
1. « - Господи, горемыка я, горемыка неисходная. Судьба-то, сударь моя, подумаешь. В младых летах был я бит через немца хозяина, в лучший сустав жизни бит от своего же брата, наконец в зрелые годы вот до чего дослужился…
…-Ах, ты, забубенный человек! …Барыне угодно, чтобы ты женился. Слышишь. Он полагает, что ты остепенишься.»
Ответ: Капитон, И.С.Тургенев «Муму»
2. «Совет …: будьте как дети, ходите по земле босиком, и тогда вы познаете истину».
Ответ: Антипыч, М.Пришвин «Кладовая солнца»
3.Упал в лесу, верхушки сосен облегчили падение, герой обладает незаурядной силой воли, 18 суток – без воды, еды, спичек.
Ответ: Алексей Мересьев, Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
4. Скоро 10 лет Серёже, Диме нет ещё шести, -
Дима всё никак не может до Серёжи дорасти.
Бедный Дима, он моложе!
Он завидует Серёже!
Брату всё разрешено –
Он в четвёртом классе
Может он ходить в кино, брать билеты в кассе.
У него в портфеле ножик, на груди горят значки,
А теперь ещё Серёже доктор выписал очки.
Нет, ребята, это слишком!
Он в очках явился вдруг!
Во дворе сказал мальчишкам:
Я ужасно близорук!
И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло –
Он сказал, что это…
-Хлеб
Ничего не видит Дима.
Стул берёт – садиться мимо
И кричит:
-Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу, я очки носить хочу!
Ответ: «Очки» А.Барто
5 . Хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия.
«О! да это будет со временем добрый полковник! – …, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»
Ответ: Остап, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Пауза Посылка от литературного героя
Задание для команд: определить, что находится в посылке, какое значение имеет для здорового образа жизни.
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел …»
(три красных яблока. В.Распутин «Уроки французского»)
(учитель угощает обучающихся яблоками)
Подведение итогов, награждение победителей.
Рефлексия (блиц-беседа по вопросам)
-сегодня я узнал...
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Список литературы
Выжелевская
А.П. Формирование здорового образа жизни
Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников. – М.: Худ. лит
.,
1989
Не славы ради… Биографические рассказы о великих русских людях. 2-е изд.,
испр
. – М.,1998.
Пушкин А.С. В воспоминаниях современников. – М.: Худ. Лит
.,
1985.
Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого. – М.: Книга, 1989.
Интернет-ресурсы
6.http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/11/07
7.http://www.selfcreation.ru/zdorove/zdorovyj-obraz-zhizni-znamenityx
8.http://www.diyarov.ru/
9.http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00171252_0.html
10.http://mineralov.ru/izvestnye-pisateli-i-ih-zdorovyj-obraz-zhizni.html
11.http://www.myshared.ru/slide/930309/