Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре (из опыта работы воспитателя). | Мой кабинет. Работа №346051

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре (из опыта работы воспитателя).

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок.

     В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.

Зададимся вопросом: а  каких  детей ждут наши школы, общество? Безусловно, здоровых,  деятельных, интеллектуально развитых и как следствие конкурентно способных.

      В отечественной педагогике достаточно глубоко обоснована идея о роли  игр в интеллектуальном  развитии ребенка.

     Но хотелось бы отметить еще один важнейший аспект игры: это внутреннее ощущение свободы, которое испытывает ребенок. Деятельность без удовольствия, никогда не принесет пользы. В игре, удовольствие ребенок может получить не только от результата, но и от эффекта «приятной» новизны.

Ромайкина Анна Петровна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №15 Кировского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре (из опыта работы воспитателя).

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок.

     В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.

Зададимся вопросом: а  каких  детей ждут наши школы, общество? Безусловно, здоровых,  деятельных, интеллектуально развитых и как следствие конкурентно способных.

      В отечественной педагогике достаточно глубоко обоснована идея о роли  игр в интеллектуальном  развитии ребенка.

     Но хотелось бы отметить еще один важнейший аспект игры: это внутреннее ощущение свободы, которое испытывает ребенок. Деятельность без удовольствия, никогда не принесет пользы. В игре, удовольствие ребенок может получить не только от результата, но и от эффекта «приятной» новизны.

     Итак, игра для ребенка – это свобода, творчество, формирование

познавательных  интересов и способностей!

    В игре дети:

1. Учатся применять имеющиеся у них знания;

2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;

3. Учатся взаимодействию друг с другом;

     Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.

      Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развивающей необходимо руководящее участие в ней взрослого.

      Учитывая эти факты, я составила  цикл коррекционно-развивающих занятий «Играем и  Учимся».

  Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.

        Данный цикл занятий  рассчитан для работы с детьми  6-7 лет по подготовке их к школе. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 26 занятий, которые  могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один  раз   в неделю. Длительность занятия 30-35 минут.

Новизна.  Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру:

1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)

2. Основная часть занятия (20 мин.)

- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

- динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);

- пальчиковая гимнастика;

- работа в тетради;

- игра (задание) на развитие речи

       3. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)

      Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий».

      Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока»  я, как это уже стало традицией, завершаю  интеллектуальной викториной «Умники и умницы», цель которой  создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения, активизации знаний детей. Интеллектуальная викторина  представляет систему увлекательных игр и упражнений на логическое мышление. Играя,   дети учатся обобщать и находить различия, сравнивать, действовать по правилам, проявляют находчивость, смекалку. Большую радость им доставляет получение грамот, дипломов, медалей «Самый умный».

       Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов. Большой интерес вызвала у детей проведённая мною викторина по сказкам К.И. Чуковского, где дошкольники представив свою команду, соревнуясь, путешествия по произведениям  Корнея Ивановича, закрепляя свои знания, стремясь к победе  получили положительный эмоциональный  заряд энергией и хорошее настроение.

     Таким образом, занятия по развитию интеллектуальных способностей детей эффективнее проводить в форме игры. Так усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям. Следовательно, данные занятия дают положительный результат, повышают интеллектуальное развитие, что способствует  успешному обучению детей в школе.

       Особую роль интеллектуальному развитию детей я уделяю и работе с ними в сенсорной комнате. Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи  детей  происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

       Здесь я использую следующие методы работы:

-игры и игровые упражнения;

-дыхательные упражнения;

-релаксационные упражнения;

-беседы, сказкотерапия и пескотерапия;

-подвижные игры;

-наблюдения;

-музыкотерапия

      Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.

        В заключение замечу, что развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса: воспитателя, музыкального руководителя, психолога и т.д., а также родителей.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×