Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре (из опыта работы воспитателя). | Мой кабинет. Работа №346051
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре (из опыта работы воспитателя).
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок.
В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.
Зададимся вопросом: а каких детей ждут наши школы, общество? Безусловно, здоровых, деятельных, интеллектуально развитых и как следствие конкурентно способных.
В отечественной педагогике достаточно глубоко обоснована идея о роли игр в интеллектуальном развитии ребенка.
Но хотелось бы отметить еще один важнейший аспект игры: это внутреннее ощущение свободы, которое испытывает ребенок. Деятельность без удовольствия, никогда не принесет пользы. В игре, удовольствие ребенок может получить не только от результата, но и от эффекта «приятной» новизны.
Ромайкина Анна Петровна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №15 Кировского района
Санкт-Петербурга
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре (из опыта работы воспитателя).
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок.
В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.
Зададимся вопросом: а каких детей ждут наши школы, общество? Безусловно, здоровых, деятельных, интеллектуально развитых и как следствие конкурентно способных.
В отечественной педагогике достаточно глубоко обоснована идея о роли игр в интеллектуальном развитии ребенка.
Но хотелось бы отметить еще один важнейший аспект игры: это внутреннее ощущение свободы, которое испытывает ребенок. Деятельность без удовольствия, никогда не принесет пользы. В игре, удовольствие ребенок может получить не только от результата, но и от эффекта «приятной» новизны.
Итак, игра для ребенка – это свобода, творчество, формирование
познавательных интересов и способностей!
В игре дети:
1. Учатся применять имеющиеся у них знания;
2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;
3. Учатся взаимодействию друг с другом;
Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.
Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развивающей необходимо руководящее участие в ней взрослого.
Учитывая эти факты, я составила цикл коррекционно-развивающих занятий «Играем и Учимся».
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 26 занятий, которые могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия 30-35 минут.
Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру:
1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)
2. Основная часть занятия (20 мин.)
- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;
- динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);
- пальчиковая гимнастика;
- работа в тетради;
- игра (задание) на развитие речи
3. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)
Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий».
Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» я, как это уже стало традицией, завершаю интеллектуальной викториной «Умники и умницы», цель которой создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения, активизации знаний детей. Интеллектуальная викторина представляет систему увлекательных игр и упражнений на логическое мышление. Играя, дети учатся обобщать и находить различия, сравнивать, действовать по правилам, проявляют находчивость, смекалку. Большую радость им доставляет получение грамот, дипломов, медалей «Самый умный».
Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов. Большой интерес вызвала у детей проведённая мною викторина по сказкам К.И. Чуковского, где дошкольники представив свою команду, соревнуясь, путешествия по произведениям Корнея Ивановича, закрепляя свои знания, стремясь к победе получили положительный эмоциональный заряд энергией и хорошее настроение.
Таким образом, занятия по развитию интеллектуальных способностей детей эффективнее проводить в форме игры. Так усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям. Следовательно, данные занятия дают положительный результат, повышают интеллектуальное развитие, что способствует успешному обучению детей в школе.
Особую роль интеллектуальному развитию детей я уделяю и работе с ними в сенсорной комнате. Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи детей происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
Здесь я использую следующие методы работы:
-игры и игровые упражнения;
-дыхательные упражнения;
-релаксационные упражнения;
-беседы, сказкотерапия и пескотерапия;
-подвижные игры;
-наблюдения;
-музыкотерапия
Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
В заключение замечу, что развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса: воспитателя, музыкального руководителя, психолога и т.д., а также родителей.