Название статьи:
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка | Елена Александровна Ипатова. Работа №352314. Номер работы: №352314
Дата публикации:
26.11.2024
Автор:
Елена Александровна Ипатова
Описание:
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка направлено на увеличение качества письменной и устной речи. Интерактивные методы и приёмы часто используют на уроках русского языка, так как они помогают результативно и в занимательной форме осваивать трудные темы. Регулярное использование данных методик помогает развить интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ипатова Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ Средняя общеобразовательная школа №34
г. Каменск-Уральский
Аннотация: интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языканаправлено на увеличение качества письменной и устной речи.
Интерактивные методы и приёмы часто используют на уроках русского языка, так как они помогают результативно и в занимательной форме осваивать трудные темы.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, русский язык, младшие школьники.
INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Ipatova Elena Aleksandrovna
primary school teacher
MAOU "Secondary school No. 34"
Kamensk-Uralsky
Abstract: the intellectual development of younger schoolchildren in Russian lessons is aimed at increasing the quality of written and oral speech. Interactive methods and techniques are often used in Russian language lessons, as they help to master difficult topics effectively and in an entertaining way. Keywords: intelligence, intellectual development, Russian language, primary school students. Современная система образования нуждается в обществе, которое способно нестандартно принимать решения, умеет творчески мыслить, т.е. в интеллектуально развитых людях.
Под интеллектом понимается совокупность характеристик, обеспечивающих умственную деятельность человека. Данное понятие состоит из эрудиции, внимания, памяти, наблюдательности, способности к мыслительным операциям, к логическому мышлению и т.д.
Умственные способности можно развивать при помощи выработки определенных навыков и умений, а также умения мыслить самостоятельно, отыскивая разнообразные варианты решений. Данные личностные особенности необходимы каждому человеку для дальнейших успехов в жизни. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо обучать детей не только счету и чтению, но и грамотному письму.
Организуя уроки русского языка, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников, необходимо учитывать следующие принципы:
1.Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект учащихся. При подготовке к уроку учитель выбирает упражнения, при помощи которых у младших школьников развиваются лингвистические способности, вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные личностные особенности: речь, память, внимание.
2.Принцип действенного подхода к обучению. Задача учащихся найти нестандартное решение проблемы, с помощью которого начинают интенсивно развиваться умственные способности.
3.Принцип обоснованного ответа. Учитель должен сформулировать упражнение так, чтобы ученики увидели проблему и могли доказать свою точку зрения, предложить свой вариант решения.
4.Принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся и учителя [1,с. 36].
На уроках русского языка в начальной школе для наилучшего усвоения знаний указанные принципы нужно применять на этапе изучения нового материала. Особенностью уроков в современном образовании является то, что учащиеся получают знания, применяя частично-поисковый метод [4, с. 54].
Интеллектуальная культура учащихся строится:
- на потребности в овладении методическими знаниями;
- на умении анализировать структуру и содержание текстов, учебных заданий;
- на умении увидеть основное в правилах, определениях и т.д.;
- на умении делить на группы объекты и сравнивать их [1, с. 49].
Для того чтобы развить у младших школьников интеллектуальный потенциал, учителю необходимо реализовать следующие цели:
1. Формирование организационных и содержательных условий для развития у учащихся умений анализировать объект познания (определения, текст и др.).
2. Обеспечение развития у учащихся умения сравнить объекты познания.
3. Содействие формированию у младших школьников умения выделять главное в объекте познания (в правилах, определениях, тексте и др.)
4. Развитие у учеников умения разделять на группы познавательные объекты и др. [2, с. 21].
Интеллектуальное развитие младших школьников происходит в результате увеличения роли самих учащихся во время урока, которое основывается на понимании произвольности, способствует наиболее лучшему осознанию образовательного процесса.
Для интеллектуального развития младших школьников на первый план выдвигаются профессиональные качества учителя, использование различных педагогических технологий и методов.
Эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учеников считается соединение наглядного и словесного метода. В зависимости от сочетания на уроках русского языка активности и содержательности действий учащихся с наглядным материалом повышается и способность запоминания. При формировании интеллекта у младших школьников применяются различные методы и формы обучения (использование опорных таблиц, схем, дидактических игр, ребусов, кроссвордов, рассказов, эвристических бесед). Они дают возможность младшим школьникам развивать мыслительные операции, способность давать определения понятиям, устанавливать логическую последовательность между предметами, делить на группы [1, с. 72].
Одной из самых распространенных форм развития интеллектуального потенциала младших школьников считается использование уроков в нетрадиционной форме, например, Поиски королевы Фонетики по самым разным ее разделам (Удивительная волшебная королева Фонетика, Веселая лингвистика), а также применение ребусов, анаграмм, кроссвордов, метаграмм.
Интерактивные методы и приёмы часто используют на уроках русского языка, так как они помогают результативно и в занимательной форме осваивать трудные темы. Это может быть забавное стихотворение, которое помогает легче усвоить правила правописания, а также лингвистические сказки (сказка о суффиксах, о приставках и т.д.). Можно использовать сказочных персонажей, которые обратились за помощью к учащимся, можно стать матросами и отправиться в морское путешествие в страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-викторины, уроки-исследования, экскурсии, Что? Где? Когда?, Самый умный можно считать помощниками при развитии интеллектуальных способностей, т. к. в их основе лежит учебно-познавательная направленность [2, с. 53].
Если учитывать возрастные особенности младших школьников, а также возможности уроков русского языка, можно выделить методы эвристического обучения, которые способствуют формированию их умственных способностей:
1. Метод Если бы .... Учащиеся должны написать картину о том, как будет выглядеть окружающий мир, если что-то изменится, например, не станет антонимов, однокоренных слов, исчезнут сами слова, все предложения будут только распространенными или сложными.
2. Метод гиперболизации предполагает уменьшение или увеличение объекта познания, его определенных характеристик, например, придумать самое короткое или длинное слово.
3. Метод сравнения. При применении этого метода наиболее эффективно использовать вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению? Попытайтесь сравнить несравнимое?
4. Метод конструирования правил. При изучении правил, младшие школьники могут формулировать их сами. Так, в предложенном тексте учащиеся определяют орфограммы, а затем самостоятельно делают вывод о правописании, после этого предлагается сравнить правило учащихся с правилом, которое предложено в учебнике [3, с. 35].
Также существует большое количество эвристических приемов, с помощью которых можно развить интеллектуальные способности учащихся на уроках русского языка, например: найди ошибку, фактологический диктант, взаимоопрос, логическая цепочка, опрос-итог, щадящий опрос и другие.
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка– этоцелая система, направленная на увеличение качества письменной и устной речи. С помощью такой организации учебного процесса значительно увеличивается интерес к русскому языку. Учащиеся изучают новые приёмы запоминания, у них развивается способность мышления к осуществлению мыслительных операций. Интеллектуальное развитие учащихся оказывает влияние на их орфографическую грамотность.Младшие школьники начинают испытывать уверенность в своих возможностях, появляется интерес ко всему новому, любовь к языку.
Список использованных источников:
Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Г.А. Бакулина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
Волкова, М.В. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / М.В. Волкова. – Слободской: Знание, 2003. – 128с.
Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Л.В. Горина. – Инта: Знание, 2010. – 76с.
Шихова, О.В. Педагогика и методика начального образования [Текст] / О.В. Шихова. – Вологда: Русь, 2003. – 460с.
Скачать работу
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ипатова Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ Средняя общеобразовательная школа №34
г. Каменск-Уральский
Аннотация: интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языканаправлено на увеличение качества письменной и устной речи.
Интерактивные методы и приёмы часто используют на уроках русского языка, так как они помогают результативно и в занимательной форме осваивать трудные темы.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, русский язык, младшие школьники.
INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Ipatova Elena Aleksandrovna
primary school teacher
MAOU "Secondary school No. 34"
Kamensk-Uralsky
Abstract: the intellectual development of younger schoolchildren in Russian lessons is aimed at increasing the quality of written and oral speech. Interactive methods and techniques are often used in Russian language lessons, as they help to master difficult topics effectively and in an entertaining way. Keywords: intelligence, intellectual development, Russian language, primary school students. Современная система образования нуждается в обществе, которое способно нестандартно принимать решения, умеет творчески мыслить, т.е. в интеллектуально развитых людях.
Под интеллектом понимается совокупность характеристик, обеспечивающих умственную деятельность человека. Данное понятие состоит из эрудиции, внимания, памяти, наблюдательности, способности к мыслительным операциям, к логическому мышлению и т.д.
Умственные способности можно развивать при помощи выработки определенных навыков и умений, а также умения мыслить самостоятельно, отыскивая разнообразные варианты решений. Данные личностные особенности необходимы каждому человеку для дальнейших успехов в жизни. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо обучать детей не только счету и чтению, но и грамотному письму.
Организуя уроки русского языка, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников, необходимо учитывать следующие принципы:
1.Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект учащихся. При подготовке к уроку учитель выбирает упражнения, при помощи которых у младших школьников развиваются лингвистические способности, вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные личностные особенности: речь, память, внимание.
2.Принцип действенного подхода к обучению. Задача учащихся найти нестандартное решение проблемы, с помощью которого начинают интенсивно развиваться умственные способности.
3.Принцип обоснованного ответа. Учитель должен сформулировать упражнение так, чтобы ученики увидели проблему и могли доказать свою точку зрения, предложить свой вариант решения.
4.Принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся и учителя [1,с. 36].
На уроках русского языка в начальной школе для наилучшего усвоения знаний указанные принципы нужно применять на этапе изучения нового материала. Особенностью уроков в современном образовании является то, что учащиеся получают знания, применяя частично-поисковый метод [4, с. 54].
Интеллектуальная культура учащихся строится:
- на потребности в овладении методическими знаниями;
- на умении анализировать структуру и содержание текстов, учебных заданий;
- на умении увидеть основное в правилах, определениях и т.д.;
- на умении делить на группы объекты и сравнивать их [1, с. 49].
Для того чтобы развить у младших школьников интеллектуальный потенциал, учителю необходимо реализовать следующие цели:
1. Формирование организационных и содержательных условий для развития у учащихся умений анализировать объект познания (определения, текст и др.).
2. Обеспечение развития у учащихся умения сравнить объекты познания.
3. Содействие формированию у младших школьников умения выделять главное в объекте познания (в правилах, определениях, тексте и др.)
4. Развитие у учеников умения разделять на группы познавательные объекты и др. [2, с. 21].
Интеллектуальное развитие младших школьников происходит в результате увеличения роли самих учащихся во время урока, которое основывается на понимании произвольности, способствует наиболее лучшему осознанию образовательного процесса.
Для интеллектуального развития младших школьников на первый план выдвигаются профессиональные качества учителя, использование различных педагогических технологий и методов.
Эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учеников считается соединение наглядного и словесного метода. В зависимости от сочетания на уроках русского языка активности и содержательности действий учащихся с наглядным материалом повышается и способность запоминания. При формировании интеллекта у младших школьников применяются различные методы и формы обучения (использование опорных таблиц, схем, дидактических игр, ребусов, кроссвордов, рассказов, эвристических бесед). Они дают возможность младшим школьникам развивать мыслительные операции, способность давать определения понятиям, устанавливать логическую последовательность между предметами, делить на группы [1, с. 72].
Одной из самых распространенных форм развития интеллектуального потенциала младших школьников считается использование уроков в нетрадиционной форме, например, Поиски королевы Фонетики по самым разным ее разделам (Удивительная волшебная королева Фонетика, Веселая лингвистика), а также применение ребусов, анаграмм, кроссвордов, метаграмм.
Интерактивные методы и приёмы часто используют на уроках русского языка, так как они помогают результативно и в занимательной форме осваивать трудные темы. Это может быть забавное стихотворение, которое помогает легче усвоить правила правописания, а также лингвистические сказки (сказка о суффиксах, о приставках и т.д.). Можно использовать сказочных персонажей, которые обратились за помощью к учащимся, можно стать матросами и отправиться в морское путешествие в страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-викторины, уроки-исследования, экскурсии, Что? Где? Когда?, Самый умный можно считать помощниками при развитии интеллектуальных способностей, т. к. в их основе лежит учебно-познавательная направленность [2, с. 53].
Если учитывать возрастные особенности младших школьников, а также возможности уроков русского языка, можно выделить методы эвристического обучения, которые способствуют формированию их умственных способностей:
1. Метод Если бы .... Учащиеся должны написать картину о том, как будет выглядеть окружающий мир, если что-то изменится, например, не станет антонимов, однокоренных слов, исчезнут сами слова, все предложения будут только распространенными или сложными.
2. Метод гиперболизации предполагает уменьшение или увеличение объекта познания, его определенных характеристик, например, придумать самое короткое или длинное слово.
3. Метод сравнения. При применении этого метода наиболее эффективно использовать вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению? Попытайтесь сравнить несравнимое?
4. Метод конструирования правил. При изучении правил, младшие школьники могут формулировать их сами. Так, в предложенном тексте учащиеся определяют орфограммы, а затем самостоятельно делают вывод о правописании, после этого предлагается сравнить правило учащихся с правилом, которое предложено в учебнике [3, с. 35].
Также существует большое количество эвристических приемов, с помощью которых можно развить интеллектуальные способности учащихся на уроках русского языка, например: найди ошибку, фактологический диктант, взаимоопрос, логическая цепочка, опрос-итог, щадящий опрос и другие.
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка– этоцелая система, направленная на увеличение качества письменной и устной речи. С помощью такой организации учебного процесса значительно увеличивается интерес к русскому языку. Учащиеся изучают новые приёмы запоминания, у них развивается способность мышления к осуществлению мыслительных операций. Интеллектуальное развитие учащихся оказывает влияние на их орфографическую грамотность.Младшие школьники начинают испытывать уверенность в своих возможностях, появляется интерес ко всему новому, любовь к языку.
Список использованных источников:
Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Г.А. Бакулина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
Волкова, М.В. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / М.В. Волкова. – Слободской: Знание, 2003. – 128с.
Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Л.В. Горина. – Инта: Знание, 2010. – 76с.
Шихова, О.В. Педагогика и методика начального образования [Текст] / О.В. Шихова. – Вологда: Русь, 2003. – 460с.