Интеллектуальное развитие старших дошкольников. | Неринг Надежда Валентиновна. Работа №318883
Интеллектуальное развитие старших дошкольников.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблемы разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определение целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязей со школьными программами, обеспечение качества и полноты методического обеспечения этих программ.
Интеллектуальное развитие старших дошкольников.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблемы разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определение целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязей со школьными программами, обеспечение качества и полноты методического обеспечения этих программ.
Необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностного ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.
В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Если интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентом процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
Исходным условием интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений являются цели и задачи образовательного процесса, воплощенные в соответствующих концепциях. Актуальность проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в детском саду обусловливает необходимость тщательного анализа исследований и литературных источников по рассматриваемой проблеме.
Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т.д.
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, созданий условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развития познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование, как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека. В широком смысле слова ум это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятия до мышления и воображения включительно.
Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.
Одним из качества ума, которое формируется в процессе интеллектуального воспитания дошкольников, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения.
Особое внимание следует обратить на обобщенные умения, которые нужны на любом занятии. Существенный компонент учебной деятельности – контроль (контролировать свои действия не только по их конечному результату, но и походу достижения).
Учебную деятельность отличает от обычного учебного поведения два аспекта: во-первых, ученик сам стремится к тому, чтобы в ходе учебы он изменился, во-вторых направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса).
Литература
Немецкий
Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания/Б.М.
Немецкий
. – М.,
1987. – 140 с.
Перова М.Н.
Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.