Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы | Кизилова Анна Олеговна. Работа №338913
На мой взгляд, активное использование игровой деятельности в учебном процессе просто необходимо. Игра позволяет успешно формировать и закреплять положительное отношение к учебной деятельности. Играя на уроке, дети психологически раскованы, что способствует проявлению их творческих способностей, нивелирует негативное отношение к объективно сложному учебному труду.
Наверное, каждому учителю на собственном опыте приходилось убедиться в правдивости утверждения, что игра – наиболее эмоциональная форма усвоения знаний: она дарит учащимся радость, создавая стабильную ситуацию успеха и одновременно обеспечивая развитие речи. Именно поэтому из всего колоссального массива методической палитры я с особым удовольствием использую интеллектуальные игры на уроках языка и литературы.
Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы
Автор; учитель русского языка и литературы ГБУ ОО ЗО «СОШ № 15»
Кизилова Анна Олеговна
Игровая деятельность является одной из ведущих форм становления и развития личности. Выдающийся педагог В. Сухомлинский ставил игру наряду с любым творчеством: "Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок". "Не думайте, что все это пройдет без вести с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: очень вероятно, что с этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые […] свяжутся в одну большую сеть, которая определит характер и направление человека,” – на ничем незаменимое и непреходящее значение игры указывал другой великий дидактик России К. Ушинский.
Использование на уроках русского языка и литературы игровых элементов обеспечивает его проведение в соответствии с современными общепедагогическими, психологическими и дидактическими требованиями, ведь в игре учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, формирует познавательную самостоятельность, активность и интересы детей, создаёт уникальное единство словесных, наглядных и практических методов обучения, даёт возможность рационально использовать время.
Психолого-педагогические исследования последних лет говорят о том, что в среднем с помощью игры учащиеся усваивают информацию на 70%, что значительно эффективнее, чем, например, при использовании учителем репродуктивных методов обучения.
На мой взгляд, активное использование игровой деятельности в учебном процессе просто необходимо. Игра позволяет успешно формировать и закреплять положительное отношение к учебной деятельности. Играя на уроке, дети психологически раскованы, что способствует проявлению их творческих способностей, нивелирует негативное отношение к объективно сложному учебному труду.
Итак, игра в учебном процессе создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, раскрывает коммуникативные навыки, разнообразит виды деятельности. А в гармоничном соединении с другими методическими формами способствует более глубокому усвоению знаний, индивидуализации обучения, определению и выявлению интересов учащихся, уровня сформированности у них необходимых умений и навыков.
Наверное, каждому учителю на собственном опыте приходилось убедиться в правдивости утверждения, что игра – наиболее эмоциональная форма усвоения знаний: она дарит учащимся радость, создавая стабильную ситуацию успеха и одновременно обеспечивая развитие речи. Именно поэтому из всего колоссального массива методической палитры я с особым удовольствием использую интеллектуальные игры на уроках языка и литературы.
КРЕСТИКИ-НОЛИКИ
Методическая ценность
Игра способствует развитию логического мышления, творческого воображения и внимания. В этой игре есть элемент соревнования, что, безусловно, экономит время на уроке, так как учащиеся стараются поскорее выполнить поставленную перед ними задачу, и помогает совершенствовать навыки общения, сотрудничества, проявить лидерские качества и снять эмоциональное напряжение. Использовать эту игру можно на любом этапе урока, кроме контроля знаний.
Правила игры
Использую эту игру на уроках русского языка при выполнении какого-либо одного объёмного упражнения чаще в групповой работе.
На обычной школьной доске чертится игровое поле или выводится его изображение на интерактивную доску. При выполнении задания учитывается правильность и скорость. Та группа или тот ученик, который первым справился с заданием, отвечает и, если его ответ правильный, он выходит к доске и ставит крестик или нолик на игровом поле. Выигрывает та группа, которая поставит на поле три или пять своих знаков в один ряд. Затем игровое поле при необходимости обновляется.
Упражнения для игры
(
10 класс
):
1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:
А) -ек, -ик, -чик: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, огурец, пряник, помидор, палец, поясок, порог, стул, совок, шалаш, щенок;
Б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;
В) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;
Г) -ечк, -ичк-: блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семя, сито, Тоня, умница;
Д) -к-, -енк-, -инк-, -оньк-, -еньк-: басня, башня, береза, бусина, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня;
Е) -чик, -щик: барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь;
Ж) -ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-, -инств-: нищий, купец, товарищ, кривой, свежий, текучий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
2. Расставьте ударения в словах:
агЕнт
алфавИт
арЕст
асимметрИя
баловАт
ь
(
ся
)
бАрмен
бесОвщина
блАговест
бутЫль
вероисповЕдание
верховЕнство
граждАнство
гротЕсковый
дефИс
дешевИзна
диспансЕр
дрЕвко
духовнИк
жалюзИ
жерлО
завИдно
изЫск
Иконопись
иконопИсец
исчЕрпать
каталОг
кладовАя
клАла
коклЮш
красИвее
кремЕнь
кУхонный
ломОть
мастерскИ
мЕльком
многочасовЫе
мозаИчный
мусоропровОд
намЕрение
непроторЁнный
несказАнно
новорождЁнный
обеспЕчение
обесцЕнить
облегчИть
односостАвное
оптОвый
освЕдомиться
Отзыв (на рукопись)
отзЫв
(депутата)
откУпорить
отчАсти
пАмятуя
повторЁнный
принУдить
санитарИя
свЁкла
слИвовый
(джем)
скрОенный
созЫв
сосредоточЕние
срЕдства
столЯр
торгИ
танцОвщица
тУфля
углубИть
украИнский
упрОчение
устАвный
феЕрия
фенОмен
(явление)
хвОя
хлОпковое
ходАтайство
христианИн
шассИ
щавЕль
чЕрапть
экспЕрт
языковАя
(норма)
языкОвая
(колбаса)
ЛАБИРИНТ
Методическая ценность
Игра является разновидностью предыдущей, она также развивает логику, стратегическое мышление, способствует сплочению команды.
Игра формирует целый ряд личностных качеств: упорство, целеустремлённость, умение распределять время. Важным отличием является то, что количество рабочих групп учащихся здесь не ограничено.
2. Правила игры
Если в крестики-нолики современные дети умеют играть, то правилам этой игры следует уделить внимание.
Игровое поле тут значительно больше. Оно должно быть в клетку и может быть любой, самой причудливой, формы. На игровом поле учащиеся каждой группы ставят чёрточки разного цвета при условии правильного и быстрого ответа. Тот из учащихся, кто закрыл квадрат, т.е. поставил четвёртую его черту, ставит в этом квадрате точку, крестик, нолик или любой другой знак, обеспечивая, таким образом, право следующего хода своей группе.
3. Упражнения для игры
Эта игра долгосрочная, поэтому я её я использую в течение цикла уроков, посвящённых изучению одной темы. Мы можем возвращаться к игре в процессе урока при выполнении отдельных заданий. Каждый учащийся той группы, у которой наибольшее количество заполненных квадратов, получает поощрение, например, в виде дополнительной оценки за работу на уроках на заключительном этапе изучения темы.
ЛИНГВОЭСТАФЕТА
1. Методическая ценность
Игра совершенствует языковые и речевые навыки учащихся, глубоко знакомит их с определёнными языковыми явлениями путём активной деятельности, создаёт условия для повторения и закрепления знаний изучаемых разделов языкознания, а также воспитывает чувство коллективизма, единства, ответственности за общее дело и развивает умение быстро ориентироваться в задании, анализировать языковой материал и совершать с ним заданные операции. Лингвоэстафета может проводиться при изучении любого из разделов языкознания.
2. Правила игры
Класс делится на необходимое количество команд-групп, каждая из которых получает карточку с количеством заданий, совпадающим с количеством учащихся группы. Эти задания учащиеся должны распределить между собой в процессе обсуждения и выполнять их по очереди около доски. Каждый следующий учащийся приступает к выполнению своего задания только тогда, когда предыдущий член команды справился со своим. Победителем является та группа, которая быстро и правильно выполнила все задания. Лингвоэстафету провожу под весёлую музыку, которая не должна отвлекать учащихся.
3. Упражнения для игры (5 класс, фрагмент урока)
Тема урока «Правила употребления твёрдого знака»
Урок формирования учений и навыков.
Фонетическая эстафета
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на странице _____. Предлагаю вам выполнить упражнение № _____ , но необычным способом. Попробуем устроить соревнование – «Фонетическую эстафету». Перед вами на партах лежат четыре карточки с заданиями к этому упражнению. Возьмите себе каждый по одной. Вам нужно выполнить указанные на карточках задания, по очереди выходя к доске. Помните, что вы команда, и каждый отдельно работает на общий результат. Будьте внимательны, следите за правильностью выполнения задания и за скоростью. Та группа, которая первой справится с заданием, станет победителем. Время пошло!
Схема этапов эстафеты:
1 ученик – выписывает слова в соответствии с орфограммой, которую в начале урока прорабатывала группа, и расставляет ударения в словах.
2 ученик – делит записанные слова на слоги.
3 ученик – делит слова для переноса.
4 ученик – записывает слова фонетической транскрипцией.
Орфограммы, с которыми учащиеся работали в группах:
1 группа – перед я, ю, е, ё после приставок и морфем, оканчивающихся на твёрдый согласный (подъезд, изъять, объект)
2 группа – в иноязычных словах перед я, ю, є, ё (субъект, инъекция, адъютант)
3 группа – после числительных перед я, ю, е, ё. (четырёхъярусный, трёхъядерный, двухъякорный)
4 группа – твёрдый знак не пишется (иняз, безынтересный, Вьетнам)
АНТИФЕЙК
Методическая ценность
Эту игру провожу на уроках литературы, она способствует усвоению и восприятию художественного текста, умению работать с текстом, выделять главное; развивает речевые навыки, творческие способности, внимание и память, словарный запас; формирует умение находить неправдивую информацию и опровергать её, опираясь на достоверный источник; воспитывает любовь к образному слову и литературе.
2. Правила игры
Учащимся раздаются карточки с текстом, например, с описанием героя литературного произведения или каких-то событий, описанных в произведении, но в этом тексте есть определённые неточности. Учащимся необходимо найти фейковую информацию и опровергнуть её, ссылаясь на содержание произведения. Текст с фейковыми вкраплениями может быть подготовлен учителем или самими учащимися.
3. Упражнения для игры (9 класс)
Описание Григория Печорина (М. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»)
«Его звали… Григорием Алексеевичем (Александровичем) Печориным…»
«…молодой человек лет двадцати (двадцати пяти)…»
«Он был высокого (среднего) роста; крепкого сложения (стройный)…»
«…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его большой (маленькой аристократической) руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев…»
«…тонкий стан его и широкие плечи доказывали аристократическое происхождение (его крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными)…»
«Его кожа была смуглой и грубой (имела какую-то женскую нежность); тёмные (белокурые) волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором не было морщин, (только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства). Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак генетической аномалии (породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади). Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был нос с горбинкой (немного вздернутый нос), зубы ослепительной белизны и зелёные (карие) глаза…»
«Во-первых, они (глаза) не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — продолжительный, подолгу останавливался на вас, (непродолжительный, но проницательный и тяжелый), оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
«…пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть такое же пыльное бельё, несвежее от постоянного пребывания в дороге (ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека)…»
«Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он размахивал (не размахивал) руками ( верный признак некоторой скрытности характера)».
СТАТИСТИКА
Методическая ценность
Это, скорее, не игра, а игровой элемент, приучающий юных читателей находить нужную информацию, быть внимательными к деталям и развивающий их память и логическое мышление. Достаточно, например, запомнить дату, упомянутую в произведении, ― и она «обрастает» подробностями событий, описанных автором.
Правила игры
Начиная работу над художественным произведением, учащиеся в процессе чтения особое внимание уделяют цифрам, датам и количественным показателям, которые упоминаются в произведении. Составляют список чисел, который потом предоставляют на проверку учителю. Эти данные можно использовать при взаимной проверке или даже на контрольной работе.
Упражнения для игры (9 класс)
Статистика поэмы «Мёртвые души» Н. Гоголя.
Дайте пояснения указанным ниже числовым показателям, ссылаясь на текст):
1). 10000 рублей – капитал Чичикова, который остался у него после разоблачения его махинаций во времена таможенной службы — «...и увернулся из-под уголовного суда! Но уже ни капитала, ни разных заграничных вещиц, ничего не осталось ему. Удержалось у него тысячонок десяток, да дюжины две голландских рубашек, да небольшая бричка, да два крепостных человека: кучер Селифан и лакей Петрушка. Вот в каком положении очутился герой наш!., и съежился он, и опустился в грязь и низменную жизнь».;
2). 50 копеек – деньги, которые оставил Чичикову отец после того, как устроил его в школу — «При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства…»
3). 2 крепостных – было у Чичикова — «Удержалось у него тысячонок десяток, да дюжины две голландских рубашек, да небольшая бричка, да два крепостных человека: кучер Селифан и лакей Петрушка».
4). 200000 рублей – столько денег надеется Чичиков выручить с залога мёртвых душ в Опекунском совете — «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!...»
5). 200 рублей – Чичиков надеется получить в Опекунском совете в размере 200р. за душу — «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!...»
6). 5 человек – помещики, у которых Чичиков скупал крепостных — Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.
7). 1000 крепостных – столько мёртвых душ планирует приобрести Чичиков — «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!...»
8). ≈ 400 душ – приблизительно столько крепостных удалось Чичикову приобрести в результате его аферы — «Чичиков проснулся, потянул руки и ноги и почувствовал, что выспался хорошо. Полежав минуты две на спине, он щелкнул рукою и вспомнил с просиявшим лицом, что у него теперь без малого четыреста душ».
9). 2,5 рубля – цена, которую заплатил Чичиков Собакевичу за душу —
— Какая ж ваша будет последняя цена? — сказал наконец Собакевич.
— Два с полтиною.
— Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа. Уж хоть по три рубли дайте!
— Не могу.
10). 1000 рублей – начальный капитал Чичикова, с которого началась его карьера после продажи родительского дома — «В это время умер отец его […] Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей».
Также можно использовать этот приём на уроках русского языка для запоминания количества склонений имени существительного, разрядов местоимений или подчинительных союзов, времён глаголов, падежей, количества частей речи, типов подчинения в СПП или видов односложных предложений в русском языке и т.д.
РЕКЛАМА
Методическая ценность
С помощью этой игры создаются условия для более глубокого понимания языковых или литературных явлений, более полного их усвоения и запоминания. Игра развивает творческие способности учащихся, речевые навыки, артистизм, режиссёрское видение, способствует проявлению индивидуальности, реализации потенциала учащихся, формирует представление о рекламе как о форме связей с общественностью.
2. Правила игры
Учащиеся получают задание подготовить сценарий рекламного ролика языкового или литературного понятия, орфограммы, части речи, синтаксической конструкции и т.д. Подготовив ролик индивидуально или в группе, учащиеся демонстрируют его одноклассникам. Жюри, выбранное из числа учащихся класса, оценивает каждое выступление, учитывая его содержательные и формальные показатели. Наивысший балл жюри означает победу команды или учащегося, что выражается выставлением им в журнал оценки высокого уровня.
3. Упражнения для игры (5 класс)
Тема урока «Правила употребления твёрдого знака»
Урок формирования учений и навыков.
Учитель: А урок мы традиционно начнём с проверки домашнего задания. Напомните, пожалуйста, каким оно было? (Творческая проектная группа учащихся на предыдущем уроке получила опережающее задание ― подготовить рекламу твёрдого знака).
— Этот знак ― тёмная лошадка в русском алфавите под номером 28, ему отведена очень ответственная роль ― разделительная. Он имеет очень длинную и интересную историю. Сейчас он встречается в русском языке крайне редко, а раньше был самым «дорогим» знаком, потому что, наоборот, встречался чаще всех остальных букв. Своё современное имя он получил относительно недавно. Что же это за знак? (СЛАЙД № 3)
Этот знак – такая штука...
В общем, нет такого звука.
Буква есть, а звука нет.
Почему? Пока секрет!
Знаем, есть и въезд и съезд,
Есть подъём и есть подъезд,
Нам без них нельзя никак,
Очень важен этот знак!
— Если у вас твёрдый характер, крепкая сила воли и есть цель в жизни, заходите в нашу языковую лавку прямо сейчас! Ведь сегордня у нас акционная распродажа! Кроме того, действует выгодное предложение: первым трём покупателям – бонус: сразу десять таких знаков вместо одного!
Учитель: Спасибо! После такой рекламы невозможно пройти мимо вашей языковой лавки. Непременно хочется заглянуть сюда и приобрести эти чудесные бонусные знаки.
Заключение. Это лишь некоторые интеллектуальные игры, которые я использую на своих уроках.
Но при всей привлекательности идеи использования игровой деятельности в процессе обучения, я учитываю то, что игры уместны и эффективны не на всех уроках. Неестественной будет, к примеру, игровая контрольная работа или игра в течение всего урока при изучении совершенно нового материала, хотя и на таких уроках возможны игропаузы для актуализации знаний, например, или снятия стрессовых проявлений.
Куда богаче игровой потенциал имеют уроки обобщения полученных знаний, закрепления их или выработки практических умений и навыков. Живо и эффективно проходит в игровой форме подготовка к контрольной работе, когда ученики имеют необходимый багаж знаний и нужно его актуализировать и систематизировать.
Во время планирования, подготовки и проведения игры на уроке соблюдаю следующие правила и принципы:
четко осознаю дидактические задачи использования игровых элементов в учебном
процессе
и организовать всю деятельность на уроке с ориентацией на выполнение этих задач;
все участники должны знать и выполнять правила игры, о них я подробно информирую до ее начала;
на игровом уроке не должно быть сторонних наблюдателей, поэтому важно привлечь всех к активной деятельности. Вместе с тем участие в игре – дело добровольное, поэтому не стоит заставлять играть детей пассивных, или тех, которые стесняются. Сначала им можно предложить роли экспертов или ассистентов учителя;
периодически меняю правила игры, чтобы она не надоедала и оставалась интересной;
как можно полнее использую богатые возможности игры для развития умения работать в коллективе, что предполагает распределение ролей в команде, причем лучше, если это сделают сами ученики (под косвенным руководством учителя);
игра невозможна без духа соревнования, поэтому победители в ней должны быть
обязательно
и они должны быть награждены;
как и любой урок, игровой так же завершается подведением итогов.
Действительно, каждому учителю-филологу необходимо прилагать усилия и проявлять высокое профессиональное мастерство во время подготовки к каждому уроку, чтобы донести до учащихся красоту и богатство русского языка и литературы, чтобы вооружить их необходимым минимумом информации. Для этого необходимо избегать в своей работе штампов и тщательно создавать собственный спектр методических приёмов, дополнять оригинальными инновациями традиционную палитру методов. И игровые методы подходят для этого как нельзя лучше.
Форма игры является вполне мотивированной и уместной, поскольку наиболее удачно и результативно раскрепощает учащихся, снимает скованность, ведь ошибки, которые учащиеся допускают во время игры, не огорчают так сильно, как при выполнении обычных упражнений. К тому же учитель во время игры выступает не как контролёр, а как игрок или ведущий, что дополнительно снимает тревожность, облегчает налаживание общения на уроке и, таким образом, повышает уровень познавательной активности учащихся.
При условии широкого использования на уроках русского языка и литературы, интеллектуальные игры помогают постоянно поддерживать высокий тонус внимания и интереса учащихся к изучаемой дисциплине.