Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

интеллектуальный марафона по химии "России славные сыны" | Елена Александровна Колесникова. Работа №296350

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елена Александровна Колесникова
Патриотизм  на данном этапе жизни нашего общества выходит на передний план в воспитании подростающего поколения. В науке химии примеров самоотверженного служения своему государству, преумножения его славы великое множество. Наши прославленные учёные-химики, такие как: М.В. Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, Н.Д.Зелинский,А.Н.Бах, А.П.Бородин - это пример гордости за нашу отечествееную науку и великих сынов России, принёссших славу нашей Родине своими величайшими открытиями в химической науке. Химический марафон имеет цель, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью этих замечательных учёных, с их открытиями, привить чувство гордости за отечественных учёных и страну, воспитавших их. 

Интеллектуальный марафон

«России славные сыны»

мероприятие по химии для учеников 10-11 классов.

 

Подготовила: учитель биологии и химии

МБОУ «Ромодановская СОШ №3»

Колесникова Елена Александровна

 

«Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов,

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать!

Ломоносов М.В.

Цель.

- развитие познавательных интересов;

- укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

- воспитание патриотизма, гордости и уважения к людям, внёсшим вклад в развитие российской и мировой химической науки.

Задачи.

Формирование положительных мотиваций к изучению химии.

Воспитывать чувство патриотизма и уважение к истории науки.

 

Ход мероприятия.

Учитель. У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои имена, которые никогда не будут забыты, которые снискали почёт и уважение современников, и благодарную память потомков.

Мы справедливо гордимся тем, что основоположников современной химии весь мир называет славные имена великих русских учёных. Кто из нас не знает Ломоносова – гениального учёного, который в своих стихах показал, какие силы и способности таятся в русском народе:

О, вы, которых ожидает

Отечество из недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовёт из стран чужих.

О, ваши дни благословенны,

Дерзайте, ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов,

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать!

И Русская земля дала миру не мало таких сынов, которые прославили своё Отечество – Менделеев, Бутлеров, Зинин, Лебедев, Зелинский, Бородин, Бах и многие другие. Следует преклоняться перед патриотизмом, талантом и беззаветной преданностью науке этих учёных, которые смогли выдвинуть русскую химию на одно из первых мест в мире. Они верили, «что посев научный взойдёт для жатвы народной». На сегодняшнем мероприятии мы совершим марафон в историю русской химии, вспомним имена великих русских химиков, а в конце нашего пути, лучшие из вас будут удостоены звания «Мудрый филин» или «Мудрая сова».

Наш марафон делится на этапы, каждый из которых отражён на ваших маршрутных листах (на нём в контурах России отмечены города: Архангельск, Тобольск, Москва, Казань, Санкт-петербург).

Вопросы и ответы оцениваются баллами: красные – 6 баллов, жёлтые – 5 баллов, оранжевые – 4 балла, белые – 3 балла, зелёные – 2 балла, конечно же, зелёные вопросы самые простые, а красные самые сложные. Можно заработать и дополнительные баллы, за дополнения, получив фиолетовый жетон. Итоги будут подведены в конце марафона.

Но прежде нам нужно разыграть право первого хода, тот, кто первый ответит на вопрос тот и открывает наш марафон, если ответа не будет, право ответа переходит другой команде, если с вопросом не справились обе команды, то вопрос переходит в зал.

Вопрос? Звучит музыка из оперы «Князь Игорь»

Возможные ответы 1. Автор Александр Прокопьевич Бородин

2. произведение «Князь Игорь»

3. автор был химиком

4. автор родился в 1833 году

1 этап. «Исторический портрет» ( назвать имя выдающегося русого химика о котором пойдёт речь) вопросы идут от простых к сложным – от зелёного к красным.

Он много раз слышал просьбы знаменитых химиков и музыкантов отказаться от одного из своих занятий. «Поменьше занимайтесь романсами, на Вас я возлагаю свои надежды

- часто говорил студенту профессор Н.Н.Зинин. «Занимайтесь музыкой

- призывал уже известного профессора-химика композитор

Н.А.Римский-Корсаков

( А.П.Бородин)

Он оказал огромное влияние на развитие науки и культуры в России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и геолог. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени.

(М.В.Ломоносов)

Он открыл критическую температуру, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии, разработал процесс приготовления бездымного пороха. За свои заслуги был избран членом 70 академий и научных обществ разных стран мира. Девиз его научной деятельности «Посев научный взойдёт для жатвы народной». 101 элемент периодической таблицы назван его именем.

(Д.И.Менделеев)

Учился в Казанском университете, в котором и был оставлен на кафедре химии по его окончании. Ученик знаменитого Н.Н.Зинина. Ввёл в химию понятие о химическом строении молекул. Обосновал явление изомерии. Создал первую в России школу химиков-органиков.

(А.М.Бутлеров)

Биохимик, академик, основатель школы биохимиков. Разрабатывая теорию обмена веществ, пришёл к выводу: все процессы обмена веществ, представляют сопряжённые реакции, следующие закономерно одна за другой. Создал схемы обменных процессов, в наши дни, вошедшие во все учебники по биохимии. Разрабатывал проблемы энзимологии – учение о ферментах и биологическом катализе.

(Алексей Николаевич Бах)

2 этап. «Химическое событие» (ответить какому химическому событию посвящены стихи)

 

В простых и сложных веществах

Все элементы изучались…

В разнообразиях они

Черты подобий проявляли.

И люди не одной страны

Меж ними сходства всё искали.

Никто, однако, не открыл

Того, что обнаружил гений!...

Своей системой показал

В различье элементов – сходство,

И этим миру показал

Науки русской превосходство.

(Открытие Периодической системы Д.И.Менделеевым)

2.У кислот и оснований сто веков войны.

Им о мире разговоры вовсе не нужны.

Только победителей не будет никогда:

В результате всех реакций нота и вода.

(реакция нейтрализации)

3.Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса,

* * *

Пою перед тобой в восторге похвалу

Ни камням дорогим, ни злату,…

* * *

Не должно тленности примером быть,

Чего и сильный огонь не может разрушить:

Оно им рождено; огонь его родитель….

(трактат о пользе стекла, СТЕКЛО)

4.Обычной серой посыпал

Свои пластиночки и как-то уронил

Одну из них в огонь. Он испугался,

Схватил кусочек, гнул его и мял –

Гораздо лучше тот по свойствам оказался.

И, чудо, даже липнуть перестал.

Так изобрёл он вулканизацию

Чем вызвал в мире новую сенсацию!

(изобретение резины)

5.В банный жар сойди создатель,

В теплоту, отец небесный,

Что бы нам подать здоровье,

Что б спокойствие вернуть нам!

Затопчи здесь злые искры,

Погаси здесь тленье злое,

Уничтожь чрезмерность жара,

Жар дурной отсюда вышли,

Что б детей твоих не сжёг он,

Не убил твоих творений.

(как не допустить образование угарного газа)

 

3 этап. «Из первых уст» (определить автора слов)

 

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотри, куда ни оглянись везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания

.» (

М.В.Ломоносов)

«Призывая к теоретическим химическим занятиям, я убеждён, что зову людей к полезнейшему труду, к навыку правильно общаться с природою, к готовности и возможности сделаться практиками. А для этого необходимо усвоить, прежде всего, химическую практику, т.е. мастерство предмета, искусство спрашивать природу и слышать её ответы в лабораториях и книгах…» (Д.И.Менделеев)

Он любил повторять «Если без науки не может быть современной промышленности, то без неё не может быть современной науки». (Д.И.Менделеев)

«…Умейте задавать вопросы природе и стремитесь понять её

.» (

Н.Д.Зелинский)

Он считал нефть «драгоценным даром природы, который следовало бы беречь для лучшего социального будущего человечества» и использование её как топлива, по его мнению, было недопустимо, он писал: «Природа создала нам циклические и иные формы, которыми так богата нефть и поэтому химику всегда очень трудно примириться с тем, что он видит, когда сжигают углеводы в различных топках

.» (

Н.Д.Зелинский)

 

этап. «Реакция, я о тебе всё знаю»

(написать уравнение реакции, описанной в отрывке)

 

Эта реакция была открыта русским учёным Михаилом Георгиевичем

Кучеровым

в 1881 году

.

(

р

еакция получения уксусного альдегида из ацетилена и воды на ртутном катализаторе)

Если пропускать его при температуре 450-500 градусов над активированным углем, то он превратится в простой ароматический углеводород. Этот метод в 1927 году применил Николай Дмитриевич Зелинский

.

(

р

еакция получения бензола из ацетилена)

В 1926 году Высший Совет Народного хозяйства СССР объявил конкурс на лучший способ получения искусственного каучука. Победителями этого конкурса стали ленинградские химики во главе с С.

А. Лебедевым

в 19

3

2 году

.

(

р

еакция получения каучука из этилового спирта на цинково-алюминиевом катализаторе)

Этот способ разработан в конце 40-х годов советскими учёными

Р.Ю.Удрисом

, П.Г.Сергеевым,

Б.Д.Кружаловым

. Для получения фенола удалось использовать экономически выгодные продукты – бензол и пропилен. Сейчас во всём мире практически вся часть фенола производится этим способом, т.к. он по технико-экономическим показателям значительно выгоднее ранее существующих

.

(

к

умольный

способ производства фенола)

Эта реакция была открыта русским химиком Михаилом Александровичем Бутлеровым в 1861 году.

Самоконденсация

формальдегида под действием

гидроксидов

щелочных металлов с образованием простых углеводов. Эта реакция может быть использована для получения пищи в системах жизнедеятельности космических

кораблей

.

(

р

еакция получения глюкозы из формальдегида)

 

5 этап. «Цветные ящики» (узнать по описанию, что находится в ящике)

 

В воде родится, а воды боится.

(поваренная соль)

За 200 лет до нашей эры сок этого злака употребляли в пищу китайцы и индусы. Затем его стали выращивать в Египте, Греции, Сицилии. В

VIII

веке нашей эры сок в твёрдом виде служил предметом торговли персов. В 1747 году берлинский аптекарь

Марграф

определил, что его количество в этом растении семейства

Маревых

достигает 6%. И в 1801 году во Франции был построен первый завод по его производству. Теперь это вещество мы используем каждый день.

( сахароза)

Для производства этого вещества необходимо громадное количество воды, для получения некоторых видов до 400 м/т. Впервые оно было изготовлено в 105 году пекинским придворным чиновником

Цай

Лунем. В то время самые мудрейшие советники императора не могли предсказать, какую роль для человечества оно сыграет.

(бумага)

Некоторые из этих веществ получаются и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Так, например, в организме человека образуется 400 грамм этого вещества, что хватило бы для изготовления 8 л очень популярного в быту консерванта. А если вам потребуется отвинтить гайку, всего и потребуется положить на неё тряпку, смоченную этим веществом.

(уксусная кислота)

Его название происходит от греческого слова – сладкий: не имеет запаха, в любых соотношениях смешивается с водой, этанолом, поглощает влагу из воздуха, составляет основу жиров, его используют для производства кондитерских изделий, ликёров, мыл, кремов для обуви, взрывчатых веществ, лекарств.

(глицерин – пропантриол-1,2,3)

Дополнительные баллы можно заработать, объяснив, почему в маршрутном листе объявлены остановки именно в этих городах. (Архангельск – родина Ломоносова, Тобольск – родной город Менделеева, Казань – место учёбы и работы Бутлерова, Москва – город в который стекались все новаторские идеи и были сделаны величайшие открытия, Санкт-Петербург – колыбель передовых технологий)

 

Заканчивается марафон подсчётом голосов по таблице.

 

Этап марафона

2

балла

3

балла

4

балла

5

баллов

6

баллов

Архангельск

1.

 

Исторический портрет

 

 

 

 

 

Тобольск

2.

Химическое событие

 

 

 

 

 

Казань

3.

Из первых уст

 

 

 

 

 

Москва

4.

Реакция, я о тебе всё знаю

 

 

 

 

 

Санкт –Петербург

5

Цветные ящики

 

 

 

 

 

 

«+» - полный ответ

« - » - неполный ответ

«v» - дополнение

Учитель. Наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающихся русских учёных-химиков, их открытия, их вклад в развитие отечественной и мировой науки и промышленности. Вы показали определённую сумму знаний. А закончить наш марафон мне бы хотелось слова замечательного русского химика-органика, профессора Николая Дмитриевича Зелинского из его обращения к молодёжи

«Молодой человек моей Родины!

…Сейчас мне хочется передать тебе – человеку, которому принадлежит будущее – основное, что мне кажется, определяет победы в жизни и науке. Первое – это настойчиво овладевай всей широтой, имеющихся в распоряжении человечества знаний…

Не замыкайся в узких рамках одной, выбранной специальности. Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе не чему учиться…

Умей работать в коллективе – умей слушать критику и не бойся критиковать, недостатки всегда виднее со стороны. Критика предохранит от самоуспокоенности, от самонадеянности, от нескромности, она поможет избежать ошибок.

Наша жизнь открывает широчайшие возможности для развития всех твоих способностей. Используй эти возможности!»

 

Список литературы.

Книга для чтения по органической химии. Составитель

П.Ф.Буцкус

.

М.:Просвещение

, 1985

Энциклопедический словарь юного химика. Составитель

Крицман

В.А.,

Стацко

В.В. М.: Педагогика, 1993

Химическая энциклопедия. Т. 1-2,М.: Советская энциклопедия,1988

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 10.Органическая химия. М.: Просвещение,1993

М.М.Андреев «Н.Д.Зелинский». М.: Просвещение, 1984

А.А.Макареня

«Д.И.Менделеев». М.: Просвещение, 1983

Г.И.Чуприна «А.Н.Бах». М.: Просвещение,1986

Материал статей из журналов «Химия в школе» 2002-2007 год.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×