Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интенсификация работы учителя по формированию у обучающихся художественной культуры в процессе изучения изобразительного искусства | Хаджинова Ольга Леонидовна. Работа №343933

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интенсификации деятельности учителя в процессе формирования художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. Описываются методические подходы, педагогические технологии и практические приемы, способствующие активизации творческого потенциала обучающихся. Особое внимание уделяется интеграции современных педагогических методов, которые помогают учителю более эффективно воздействовать на культурное развитие школьников, а также необходимости создания условий для всестороннего эстетического воспитания. В статье подчеркивается важность формирования художественного восприятия и понимания искусства через активное взаимодействие обучающихся с художественными произведениями и использование креативных форм работы.

Ключевые слова: интенсификация, художественная культура, изобразительное искусство, педагогические технологии, эстетическое воспитание, творческий потенциал, культурное развитие.

 

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Хаджинова Ольга Леонидовна, учитель

ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского

муниципального округа" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интенсификации деятельности учителя в процессе формирования художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. Описываются методические подходы, педагогические технологии и практические приемы, способствующие активизации творческого потенциала обучающихся. Особое внимание уделяется интеграции современных педагогических методов, которые помогают учителю более эффективно воздействовать на культурное развитие школьников, а также необходимости создания условий для всестороннего эстетического воспитания. В статье подчеркивается важность формирования художественного восприятия и понимания искусства через активное взаимодействие обучающихся с художественными произведениями и использование креативных форм работы.

Ключевые слова: интенсификация, художественная культура, изобразительное искусство, педагогические технологии, эстетическое воспитание, творческий потенциал, культурное развитие.

 

Формирование художественной культуры у обучающихся – важнейшая задача современного образования. Изучение изобразительного искусства играет ключевую роль в этом процессе, так как оно способствует развитию творческих способностей, эстетического восприятия и понимания мирового культурного наследия. Однако в условиях современного мира, когда информационная нагрузка на учеников растет, возрастает и необходимость интенсификации работы учителя, чтобы сделать образовательный процесс более продуктивным и результативным. Цель данной статьи – рассмотреть, каким образом можно интенсифицировать деятельность учителя по формированию художественной культуры обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Художественная культура является важным компонентом общего культурного развития личности. Она формирует у школьников не только эстетическое восприятие мира, но и развивает способность к критическому мышлению, рефлексии, эмоциональному отклику на искусство. Основные задачи учителя в этом процессе заключаются в том, чтобы способствовать воспитанию у учеников интереса к художественной деятельности, развивать чувство вкуса, понимание и осознание значения искусства в жизни человека и общества.

Для достижения этой цели учителю необходимо создавать благоприятные условия для изучения изобразительного искусства, вовлекать учащихся в процесс активного взаимодействия с художественными произведениями, а также развивать их творческие способности. Художественная культура учащихся включает в себя не только знание фактов об искусстве, но и способность понимать и интерпретировать произведения, воспринимать и оценивать их эстетическую ценность.

Интенсификация образовательного процесса предполагает более эффективное использование времени и ресурсов для достижения лучших результатов. В контексте изобразительного искусства это может быть достигнуто через ряд педагогических приемов и технологий, которые направлены на активизацию учебной деятельности, развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся.

Одним из ключевых методов интенсификации работы является применение интерактивных форм обучения. Такие методы позволяют вовлечь учеников в активный процесс познания, сделать его более динамичным и интересным. Примером интерактивного подхода может служить использование групповой работы, диспутов, анализа произведений искусства в формате дискуссий. Это способствует не только лучшему усвоению материала, но и формированию навыков коллективной деятельности и критического мышления.

Современные технологии играют важную роль в образовательном процессе. Они позволяют значительно интенсифицировать работу учителя, делая обучение более эффективным и увлекательным. Введение мультимедийных средств, таких как интерактивные доски, презентации, виртуальные экскурсии по музеям, расширяет возможности учителя в обучении изобразительному искусству. Ученики могут визуализировать изучаемый материал, что помогает им лучше усваивать информацию и развивать творческое мышление.

Использование цифровых ресурсов, таких как интернет-ресурсы, базы данных музеев, коллекции произведений искусства, позволяет учителю предоставить ученикам доступ к разнообразным источникам информации. Это не только делает уроки более интересными, но и способствует развитию самостоятельного поиска информации, что является важным аспектом современного образовательного процесса.

Одной из перспективных технологий является метод проектов, который позволяет учащимся глубже погружаться в материал, изучать его в контексте реальных задач и применять полученные знания на практике. Например, школьники могут готовить мини-исследования по теме художественных направлений, создавать собственные произведения, вдохновленные творчеством известных художников, что способствует более глубокому пониманию материала и формированию устойчивого интереса к искусству.

Творческая деятельность является важной частью процесса формирования художественной культуры. Чем активнее ученики вовлечены в создание собственных произведений искусства, тем лучше они понимают эстетические принципы и приемы, используемые в мировой культуре. Учитель должен создавать на уроках изобразительного искусства условия для креативного самовыражения, поощрять нестандартные идеи и творческое мышление.

Интенсификация работы в этом направлении может осуществляться через разнообразные формы творческих заданий. Например, задания по созданию композиций, использование различных техник (коллаж, акварель, графика), экспериментирование с материалами и форматами. Это позволяет ученикам лучше освоить практические навыки, а также развивает их способность к художественному мышлению.

Особое внимание следует уделять созданию благоприятной атмосферы для творческой работы. Ученики должны чувствовать себя свободно в своем художественном самовыражении, без страха ошибки или осуждения. Это помогает развивать не только их творческие способности, но и уверенность в своих силах, что также является важным компонентом общего образовательного процесса.

Формирование эстетического восприятия и художественного вкуса – важнейший аспект работы учителя в процессе обучения изобразительному искусству. Это требует не только передачи знаний о конкретных произведениях или художниках, но и развития у учеников способности видеть и ценить красоту в окружающем мире, критически осмысливать и оценивать произведения искусства.

Учителю необходимо вводить в образовательный процесс методы, направленные на формирование у школьников навыков анализа произведений искусства. Это может включать такие приемы, как обсуждение картин, коллективный анализ художественных произведений, знакомство с различными художественными стилями и направлениями. Важно, чтобы ученики не только знали факты об искусстве, но и умели сопоставлять разные стили, направления и техники, формировать собственное мнение о произведении и его значении.

Развитию эстетического восприятия способствует также работа с художественными произведениями на уроках. Например, можно проводить занятия по изучению отдельных шедевров мировой живописи, графики, скульптуры. Важно, чтобы учащиеся не только знали общие характеристики направления, но и могли глубже понять внутренние смыслы произведений, их художественную ценность и значимость в контексте мировой культуры.

Интенсификация работы учителя требует регулярного анализа и оценки эффективности образовательного процесса. Это может быть достигнуто через различные формы контроля, такие как устные и письменные опросы, анализ творческих работ учащихся, участие в конкурсах и выставках. Оценка успехов обучающихся в освоении изобразительного искусства важна не только для понимания их прогресса, но и для корректировки методов преподавания.

Важным критерием успеха учителя является не только уровень усвоения знаний, но и развитие интереса к искусству, творческих способностей и художественного вкуса у школьников. Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики воспринимали искусство не как обязательный предмет, а как неотъемлемую часть своей культурной и духовной жизни.

В заключение можно отметить, что интенсификация работы учителя по формированию художественной культуры у обучающихся требует применения разнообразных педагогических методов, направленных на активизацию творческого процесса, вовлечение учащихся в активное изучение искусства и формирование у них глубокого эстетического восприятия. Использование современных технологий, интерактивных методов обучения, проектных работ и творческих заданий способствует повышению эффективности образовательного процесса. Формирование художественной культуры у школьников – это не только задача передачи знаний, но и воспитание целостной личности, способной воспринимать и оценивать красоту мира. В этом заключается важнейшая миссия учителя изобразительного искусства.

 

Список литературы

 

1.Дубровин, В. М.  Основы изобразительного искусства. Композиция : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

2.Конова, И. Г.  Методика преподавания мировой художественной культуры : учебное пособие для вузов / И. Г. Конова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

3.Тютюнова, Ю. М.  Краткосрочные изображения в изобразительном искусстве : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Тютюнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×