Интерактивные формы обучения правилам дорожного движения в классах малой наполняемостью | Довганев Константин Георгиевич. Работа №354977
Возникновение интереса к изучению ПДД зависит от методики преподавния, от того, насколько умело будет построена учебная работа.Новые подходы к обучению Правилам дорожного движения в современной школе вызваны объективной необходимостью активизации познавательной деятельности и самостоятельности учащихся
Интерактивные формы обучения
Правилам Дорожного Движения
в классе малой наполняемости
ДовганевКонстантин Георгиевич
Преподаватель-организатор ОБЗР
МКОУ СОШ 5 с.Сергиевское
Большой объем умственной нагрузки в процессе обучения заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу по правилам дорожного движения на уроках основ безопасности жизнедеятельности и на классных часах. Зачастую дети уверены в том, что уже все знают, и нередко отмахиваются от изучения нового и повторения уже известного материала. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний и умений.
Возникновение интереса к изучению ПДД зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Новые подходы к обучению Правилам дорожного движения в современной школе вызваны объективной необходимостью активизации познавательной деятельности и самостоятельности учащихся, повышения качества знаний, формирования творческих умений и навыков в овладении ими культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.
Немаловажная роль здесь отводится интерактивным формам работы - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему наибольшим развивающим воздействием. Технология интерактивного обучения (ТИО) – это система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В классе с малым количеством учащихся интерактивное обучение способно создать комфортные условия, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, который организуется таким образом, что все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания.
Это помогает объединить учебную деятельность и межличностное познавательное общение каждого школьника и учителя. Отсюда возникает целая система взаимодействий между участниками учебного процесса: учитель - ученик, учитель - класс, ученик - ученик, ученик - класс, группа - группа. Разные формы взаимодействий способствуют формированию следующих навыков: умению сотрудничать (работать вместе), умению общаться, умению вести себя в конфликтных ситуациях, сплоченности в коллективе и т.д.
Активное, постоянное взаимодействие между учителем и учеником способно обеспечить реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их учения.
При изучении Правил дорожного движения в рамках курса ОБЖ можно широко применять такие методы и приемы, используемые в технологии интерактивного обучения, как:
- индивидуальная работа;
- групповая работа (в основном это малые группы);
- ролевые игры;
- презентации (выполненные самими школьниками);
- дидактические игры;
- игровые уроки и конкурсы;
- анализ ситуаций;
- кроссворды, ребусы, головоломки и др.
В классе с малым количеством детей интерактивное обучение предполагает и внутригрупповую, и межгрупповую, и индивидуальную активность учащихся, которая проявляется в различных формах:
1) физическая активность, которая заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий учащихся по взаимодействию, например, в сюжетной или ролевой игре. Учащиеся могут менять рабочее место, пересаживаться, работать в малых группах, говорить, писать, делать рисунки и т.д. Также эта форма активности подразумевает проведение занятия на свежем воздухе, на площадке или стадионе (Игра-упражнение "Регулировщик", игра-соревнование "Дорожный экспресс").
2) социальная активность, которая проявляется в том, что учащиеся сами инициируют взаимодействие друг с другом, используя различные приемы и техники обмена информацией, то есть, задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т.д.("Лото", "Домино", кроссворды, "Крестики-нолики").
3) познавательная активность, которая выражается в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему (ситуационный анализ), определять способы её решения, предлагать рекомендации, вырабатывать советы ("Дорожные ситуации", "Домино", кроссворды)
В обучении правилам дорожного движения определенное место занимают дидактические и развивающие игры, которые являются средством развития познавательной активности детей и подростков. Использование дидактических игр в процессе обучения правилам дорожного движения помогает повышать интерес к изучению материала, снимают напряжение, помогают переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Отдельные игры, применяемые мною на уроках ОБЖ, составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Малое количество учеников в классе позволяет изготовить раздаточный материал на каждого. Дидактические игры занимают на уроке не более пяти минут. Их можно проводить либо в начале урока для повторения пройденной ранее темы, либо в конце – для закрепления нового. Но иногда для активизации внимания учащихся можно использовать их в середине урока.
Ролевые игры хорошо уживаются с "серьезным" учением, к которому относится изучение правил дорожного движения. Включение в занятие игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении изучаемого материала. Ролевая игра в процессе обучения позволяет имитировать, воссоздать условия, содержание, отношение между участниками дорожного движения, предполагает воспроизведение реальной действительности.
В классе малой наполняемости никто не остается в стороне. Каждый ученик решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия могут отразиться на общих результатах. Ролевая игра – это метод обучения умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за свои действия и поступки. Как результат – повышается интерес к изучаемому материалу, развивается чувство товарищества и взаимной ответственности.
В старших классах ребята с удовольствием становятся участниками ДТП и обыгрывают произошедшее с использованием знаний видов ответственности за нарушение ПДД.
Особое место в обучении ПДД занимает метод конкретных ситуаций , анализируя которые учащиеся решают такие проблемы, с которыми возможно придется сталкиваться в жизни. Этот метод позволяет не только информировать учащихся о потенциальных опасностях, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий на дороге.
При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попавших в дорожно-транспортное происшествие. Конечная цель ситуативного обучения – приучить учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде. Они должны научиться предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения ДТП (экстремальных ситуаций) или смягчения их последствия.
Использование кроссвордов в учебной деятельности позволяет не только в необычной форме повторить и закрепить изученный материал, но и способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому материалу, разнообразит занятие. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Учащиеся с удовольствием составляют кроссворды сами. Учитель предварительно проверяет подготовленные кроссворды, а на уроках ученики обмениваются ими.
Кроссворд можно включить в любую часть урока в виде игры, когда класс делится на две команды (по рядам). В этом случае на доске вывешивается полотно с кроссвордом. Команды получают листы с вопросами и по одному фломастеру или маркеру разного цвета. Ими участники команды записывают слова. Побеждает та команда, которая отгадает больше слов. Это можно проверить по цвету фломастера, которым заполнялись клеточки кроссворда.
Еще одним из приемов технологии интерактивного обучения, используемого при изучении ПДД, является презентация. Плюсы этого приема в нашей школе в том, что практически на каждого ученика имеется компьютер, за которым он может работать на уроке. Эта форма овладения учебным материалом напоминает научное исследование, поэтому воспитывает у школьников интерес и сообразительность, активность, самостоятельность и ответственность.
Изучение необходимой литературы, самостоятельные наблюдения, работа с интернетом, сканирование фотографий, создание анимационных слайдов и многое другое дают учащимся первые элементарные сведения о методах научного поиска. Оформление презентации – результат кропотливой работы. В маленьком классе каждый ученик успевает продемонстрировать свою работу. По ходу представления презентации ребята обмениваются опытом подготовки и создания презентации. После этого идет обсуждение, анализ и разбор проделанной работы.
В классе малой наполняемости детей невозможно провести открытое внеклассное мероприятие. Поэтому возможно объединять в команды учащихся из нескольких классов. После прохождения учебного материала по изучению Правил дорожного движения рекомендуется организовать общешкольные мероприятия.