«Интерактивные игры – занятия в ознакомлении детей с профессиями» | Светлана Стефановна Ткачук. Работа №349645
Использование современных образовательных компьютерныхтехнологий является одним из наиболее эффективных способов образования детей,положительно влияет на качество современного образования, помогает ускорить, облегчить, заменить привычные способы подачи информации,благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Применяемые на данный момент в дошкольном учреждении информационно-коммуникационные технологии можно разделить на: -мультимедийные презентации; -виртуальные экскурсии;
-интерактивные игры.
Педагогическая мастерская «Интерактивные игры – занятия в ознакомлении детей с профессиями»
МДОУ ЦРР – д/с «Классика» города Нерюнгри
Ткачук Светлана Стефановна, воспитатель
Одна из главных задач ранней профориентации и трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Важно научить детей разобраться в этом многообразии, рассказать подрастающему поколению, чем занимаются люди, определить какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии. Знакомство детей с трудом взрослых и ранняя профориентация воспитанников - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период.
Данное направление в дошкольном учреждении реализуется через разнообразные формы и методы. Использование современных образовательных компьютерныхтехнологий является одним из наиболее эффективных способов образования детей,положительно влияет на качество современного образования, помогает ускорить, облегчить, заменить привычные способы подачи информации,благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Применяемые на данный момент в дошкольном учреждении информационно-коммуникационные технологии можно разделить на: -мультимедийные презентации; -виртуальные экскурсии;
-интерактивные игры. В практике работы каждого педагога есть мультимедийные презентации, созданные самостоятельно или заимствованные в интернете, на педагогических порталах. Использование мультимедийных презентаций на занятиях с детьми решает одну из проблем, скоторой сталкивались педагоги ранее: где найти необходимый наглядный материал? Кроме того, в последнее время все большую популярность приобретают интерактивные презентации или игры-презентации, которые реагируют на действия пользователей. Такая форма работы на занятиях вызывает у детей особый интерес, что в свою очередь помогает лучше усваивать учебный материал. Реализуется такая игра-презентация с помощью различных эффектов анимации. Мультимедийные презентации позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов. Они должны быть едины по стилю оформления, структуре изложения материала и отражать следующие компоненты: — наглядно-познавательный: рабочее место; инструменты; профессиональные действия узкие специализации внутри профессии; — закрепляющий «Найди лишнее»; «Выбери нужное» и т.д. На этапе знакомства детей с конкретной профессией можно показать первые вводные слайды: рабочее место, инструменты, действия, специализации. Например, при знакомстве с профессией продавец, показать слайды с изображением магазина, торгового центра, прилавка, продавца. Рассмотреть иллюстрации: весы, касса, товар, тележка, корзина. Предложить классифицировать товары: продукты, игрушки, одежду, цветы. В следующий раз, при показе презентации, дети сами могут рассказывать содержание слайдов, совершенствуя активный словарный запас: рассматривать слайды и рассуждать на вопрос, каким транспортом перевозят товары, и как товар попадает в магазин.
Используем презентации и мультимедийные игры по ознакомлению с разными профессиями и результатами их труда:
«Строитель»;
«Швея»;
«Повар»
;
«Врач
»
;
«Космос»;
«Астроном»
«Служба спасения» и другие.
Для создания игр для детей дошкольного возраста можно использовать программу MicrosoftPowerPoint. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход педагога. Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Образовательная функция предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелое использование этих правил при решении других задач.
Развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы: мыслительных процессов, внимания, памяти.
Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является в дальнейшем важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе. Педагог должен активно использовать в работе разнообразные методы и приемы, но не перенасыщать образовательный процесс «эффектными» средствами. Понятие «интерактивный» (inter – между, меж; active от act) – действовать, действие. Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана действия. Интерактивные игры в формировании представлений дошкольников о профессиях используются, в основном, для уточнения и закрепления пройденного материала. Их можно включать как в НОД, так и в совместную деятельность педагога с детьми. Они способствуют развитию внимания и усидчивости детей, поддерживают и развивают познавательный интерес, создают такие условия, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Реализуются игры с помощью различных эффектов анимации и помогают детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать материал! Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этой работе вновь. Дома они могут рассказать родителям об увиденном, совместно с ними найти в энциклопедиях, Интернете дополнительную информацию и поделится ею в детском саду. Это создаѐт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения и познавательной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
1. Подбор педагогом заданий и упражнений для детей. (Возможно проведение подготовительной образовательной деятельности); 2. Ребенка знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции (могут быть предложены в ходе игры).3. В процессе игры дети могут взаимодействовать друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия ребенка. 4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали, каков результат).Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Интерактивные игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.Большое значение имеет проведение подготовительной образовательной деятельности: словесные, дидактические, настольные игры. К профориентационным играм можно отнести целый класс игр, объединенных названием “Угадай профессию”:
“Профессия на букву...”,
(«П»…пожарный, продавец, писатель).
“Отгадай профессию
” (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу),
«Подбери картинки к профессии
” (угадать задуманную профессию с помощью
предложенных картинок).
“Профессия – результат” (повар – борщ, строитель – здание)
“Кто больше подберет
предметов
к профессиям
” (называть предметы как результаты труда по месту их производства - хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская).
«Чудесная коробочка» (определи на ощупь предметы разных профессий).
«Соедини по точкам» (отгадать, людям какой профессии принадлежат предметы).
Лото «П
рофессии
»
.
“Ассоциация
”
(
угадать
задуманную профессию с помощью
ассоциативных вопросов типа “Какой запах (цвет) у профессии?”,
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Назови профессии", «Угадайте, кто работает с этими вещами», «Определи профессию по результату труда». В игре «Назови профессии людей», у которых одинаковый предмет труда»,детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой: шофер, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель троллейбуса, трамвая;с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, милиционер, артист и т.д. - с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) –сживотными: ветеринар, дрессировщик, доярка, скотник, телятница, птичница) - с растениями: агроном, полевод, садовник. В игре "Кто больше назовет предметов", детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, стройка, ветеринарная клиника), "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости). Интерактивные игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Формы организации детей во время таких игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые. Интерактивные игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Умные машины", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шоферов, работников супермаркета и т.д. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий, пополняют и активизируют словарь ребенка, формируют правильное произношение, развивает связную речь. Грамотное планирование проведения интерактивных игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении важной задачи - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Таким образом, интерактивная игра –это игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность дидактического цикла процесса воспитания.
Вывод: применение информационно-коммуникационных технологий не только обогащают предметно — развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования — подготовка разносторонне развитой личности.