Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интерактивные игры для формирования лексических навыков АЯ в средней школе | Бычина А.Г., Фоминых М.В.. Работа №331011

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Интерактивные игры обеспечивают возможность создания учебной среды, где теория и практика усваиваются одновременно, а это способствует формированию критического мышления, коммуникативного навыка, развитию мировоззрения, логического мышления и тд. Целью данной статьи является изучение эффективности применения интерактивных игры для формирования лексических навыков на уроках английского языка. Научная новизна состоит в обобщении опыта обучения лексике на основе самостоятельно разработанных интерактивных игр.

Бычина А.Г., Фоминых М.В. (Екатеринбург, Россия)

ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Интерактивные игры для формирования

лексических навыков АЯ в средней школе

Аннотация: Интерактивные игры обеспечивают возможность создания учебной среды, где теория и практика усваиваются одновременно, а это способствует формированию критического мышления, коммуникативного навыка, развитию мировоззрения, логического мышления и тд. Целью данной статьи является изучение эффективности применения интерактивных игры для формирования лексических навыков на уроках английского языка. Научная новизна состоит в обобщении опыта обучения лексике на основе самостоятельно разработанных интерактивных игр.

Ключевые слова: лексика, обучение иностранному языку, интерактивные игры, интерактивное обучение, английский язык, методика обучения

На каждом уроке иностранного языка следует уделять важное внимание формированию и улучшению лексических навыков, поскольку они являются основой для развития коммуникативной компетенции.

Современное образование ставит перед собой задачу использования инновационных методов обучения. Однако, многие обучающиеся сталкиваются с проблемой нехватки практики в использовании изученных лексических единиц. Их лексический запас может быть обширным, но им не хватает навыков применения этих слов в реальных условиях. Это может быть связано с отсутствием мотивации или недостаточным практическим опытом.

В частности, интерактивные игры на уроках английского языка становятся все более популярными при формировании лексического навыка. Такой подход к обучению не только увлекателен для обучающихся, но и способствует более глубокому усвоению материала. Более того, интерактивные игры позволяют организовать учебный материал по темам и создать обстановку, приближенную к естественным коммуникативным ситуациям с носителями изучаемого языка.

Для того, чтобы определить понятие «интерактивная игра», необходимо для начала рассмотреть, что понимается под методикой интерактивного обучения.

Интерактивное обучение часто связывают с использованием информационных технологий, особенного в контексте дистанционного образования с использованием доступных онлайн ресурсов, например, учебники, справочники и тд. [6, с.8]

По мнению Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой, интерактивное обучение – это способ изучения, осуществляемый путем совместной деятельности обучающихся, где все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом. При этом всегда происходит смена деятельности, например, дискуссия, игра, работа в группах и тд. [6, с.8-9]

При интерактивном методе роль учителя заключается в том, чтобы направлять деятельность учащихся на достижение цели урока, который включает интерактивные упражнения и задания. [9, с. 24-25]

Т. Сорова утверждает, что интерактивный метод обучения – это «метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога и беседы». [5]

Суть интерактивного метода обучения заключается в том, что они стимулируют не только активное взаимодействие между преподавателем и обучающимся, но и между самими обучающимися. Особенность такого метода обучения ставит ведущую роль в процессе познания на обучающихся, в то время как роль педагога сводится к направлению учебной деятельности для достижения поставленных целей на занятии. [5]

Гибкость преподавателя при таком подходе необходима для успеха учащихся, поскольку они становятся способными выражать свое собственное мнение во время урока, укрепляя уверенность в себе. Кроме того, это помогает учащимся быть мотивированными, а также улучшить свои навыки общения со сверстниками. Таким образом, они могут стать более активными во время занятий. [10, с. 50-55]

Д.Ш. Шавкиева, Н.А. Абдукадырова, Д.К. Камалова считают, что занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом. Тренинг – это процесс, в ходе которого обучающиеся приобретают умения, навыки в конкретной области путем выполнения последовательных действий, заданий. [7, с. 450-451]

Таким образом, мы можем сказать, что интерактивное обучение – это взаимодействие между обучающимися и педагогом с использованием учебного материала. Целью интерактивного метода является полное вовлечение ученика в процесс изучения иностранного языка, создание условий для его активной деятельности. Более того, роль учителя расценивается больше как роль наставника, который должен направлять деятельность учеников, чтобы достигнуть поставленных целей и задач урока.

Стоит отметить, что преимущество интерактивного метода обучения заключается в том, что он позволяет вовлечь в процесс обучения всех обучающихся. Каждый может выражать свое мнение, задавать вопросы, обсуждать, анализировать и размышлять.

Интерактивное обучение, где преобладает активное взаимодействие учащихся в группах, может вызвать определенные трудности в начале, но дальнейшие преимущества этого подхода становятся очевидными:

- все участники образовательного процесса становятся активными и мотивированными, так как у них есть общая цель;

- появляются комфортные условия, где обучающиеся чувствуют себя свободно и уверенно, а их мнение уважается всей группой;

- развитие личностных качеств, поскольку каждому участнику предоставляется возможность принять лидирующую роль;

- развитие речи и коммуникативных навыков у всех обучающихся;

- лучшее усваивание материла благодаря повторению и применению полученных знаний. [4, с. 2-5]

Следовательно, можно предположить, что использование интерактивных игр представляют стимулирующую среду, которая эффективно позволяет использовать и закреплять новую лексику, а значит происходит развитие коммуникативного навыка.

В отличие от традиционного метода обучения, интерактивный подразумевает, что педагог теперь выступает в роли помощника и одного из участников информации. Для того, чтобы использовать такие методы, у учителя должно быть знание различных методик группового взаимодействия.

Несомненно, у каждого метода обучения есть и недостатки. Одна из главных проблем – качество интерактивного материала. Велика вероятность того, что вместо мотивирующей среды преподаватель превратит задания в простые и интересные, но не обучающие. Еще один недостаток заключается в том, что некоторым учителям сложно применять интерактивные материалы на практике из-за привычки использовать одни и те же упражнения УМК. [10, с. 50-55]

Дуракова Н.И. главными недостатками интерактивного обучения выделяет:

- ограниченный ассортимент методических разработок;

- значительные затраты на приобретение оборудования;

- низкая профессиональная подготовка преподавателей.

Ограниченное время занятий, уровень владения языком каждого обучающегося, недостаточное владение лексическим материалом - эти недостатки ограничивают внедрение интерактивных уроков в школе. Более того, каждый их этих недостатков имеет серьезные последствия для учителей сегодня. [1, с. 1-4]

Таким образом, интерактивное обучение имеет свои преимущества – активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, возможность усвоения материала и лексики в мотивирующей обстановке. Также есть некоторые недостатки при таком методе обучения – временные ограничения, затраты на оборудование, необходимость разнообразных ресурсов, которые определённым образом влияют на образовательный процесс.

Определив понятие «интерактивное обучение», рассмотрим более детально дефиницию интерактивных игр.

Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, который объединяет функции образования, развития и воспитания обучающихся. Одно из основных направлений использования интерактивных игры является поощрение исследовательской и познавательной деятельности ученика. [3, с. 3161]

По мнению Д.Ю. Бахмутовой интерактивная игра представляет собой обучающую игру, которая включает процесс социального взаимодействия участников с различными устройствами, такими как компьютер, доска и тд [1, с. 7]

Из всего вышесказанного можно сказать, что интерактивная игра это обучающая игра, основанная на использовании игровых элементов и технологий для активного участия учеников в процессе обучения. Целью таких игр является повышение мотивации, заинтересованности и активности обучающихся, а также улучшение усвоения и запоминания учебного материала. Более того, интерактивные игры уменьшают воздействие стресса при погружении в другую языковую среду, расширяют спектр методов обучения иностранному языку.

Одним из ключевых элементов успешного освоения английского языка являются лексические навыки. Лексика в системе языковых средств является важным элементом, несущим семантические значимые связи. В отличие от грамматики и фонетики, система в лексике выражена в гораздо меньшей степени, поэтому лексический материал представляет собой совокупность единичных фактов, не имеющих системы. [11, с. 1-5] В связи с этим возникают большие трудности в изучении лексики, поэтому требует поэтапной и тщательной работы над формированием этих навыков.

Современная методика обучения иностранным языкам придает большое значение работе над лексикой, так как это помогает развить навык речи. Можно сказать, что цель изучения лексики – это формирование и улучшение лексических навыков.

В условиях современного образования для более легкого усвоения новой лексики интерактивные игры могут помочь обучающимся сформировать лексический навык, поскольку они включают элементы познания и взаимодействия, что делает процесс обучения более интересным и эффективным.

Для проверки эффективности использования интерактивных игр в формировании лексических навыков на уроках английского языка нами была проведена экспериментальная работа в одной из школ города Ревда. Были определены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы 9-х классов, каждая по 13 человек.

На констатирующем этапе были проведены наблюдения, анализ УМК «Spotlight 9» по темам «Celebrations» и «Life & Living», а также фиксировались данные исходного уровня сформированности лексических навыков у обучающихся 9-х классов по определенной теме с помощью входного тестирования. [8, с. 9-40]

При анализе выбранных тем УМК мы выяснили, что темы, подобранные в УМК актуальны для учеников 9-х классов, и соответствуют интересам, возрастным особенностям и возможностям. Более того, можно заметить уклон на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке. Однако, большая часть заданий для самостоятельной работы в учебнике подразумевает работу в парах или группах, чтобы развивался коммуникативный навык.

Для определения нужности интерактивных игр для запоминания лексики и эффективности выбранного программного обеспечения для развития лексического навыка у обучающихся, был проведен содержательный анализ предыдущих уроков по пройденной теме «Celebrations».

Для проведения эксперимента была выбрана тема «Life & Living», поскольку обучающиеся перешли к изучению этой темы, поэтому не имело смысла менять логическую последовательность модулей. Были проведены предварительные тесты перед каждым уроком для 9 «Б» (экспериментальная группа – 13 человек) и 9 «В» (контрольная группа – 13 человек) классов, чтобы определить предварительную сформированность уровня лексических навыков по теме.

Для отбора групп для эксперимента были использованы следующие критерии: наличие общей программы по английскому языку, одновременное выполнение учебного плана, равная степень обученности и умственных способностей учащихся. Полученные результаты представлены на рисунке (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа

Констатирующий этап показал, что обучающиеся недостаточно осведомлены темой урока. Таким образом проведение входного тестирования позволило нам отследить процесс освоения новой лексики на уроке с использованием традиционного подхода и метода интерактивного обучения.

При проведении исследования мы не стали отказываться от упражнений запоминания новых слов, предложенных в учебнике, так как они обладают своими преимуществами. Однако, добавление интерактивных игр сделает работу на уроке более эффективной.

Отличия в результат между контрольной и экспериментальной группами оказались незначительными, что позволило перейти к следующему этапу эксперимента – формирующемуся.

В течение исследования нам было важно провести эксперимент и проверить будут ли интерактивные игры способствовать большему усвоению лексического материала, поэтому мы выбрали тему «Life & Living» и разработали для этого модуля интерактивные игры. Игры были разработаны таким образом, чтобы можно было их использовать на платформе Wordwall и в качестве раздаточного материала, чтобы обучающиеся взаимодействовали в группах.

На данном этапе с обучающимися контрольной группы был проведен урок по традиционной методике с использованием УМК «Spotlight 9». Также в качестве домашней работы для закрепления полученных навыков обучающимся давались два упражнения из учебника – написание письма по вопросам и повторение изученной лексики.

В процессе проведения урока было замечено безразличное отношение к выполнению упражнений и низкая концентрация внимания. Обучающиеся контрольной группы испытывали трудности с запоминанием новой лексики и часто переспрашивали перевод, а их письменные работы характеризуются множествами ошибкам.

Обучающиеся экспериментальной группы изучали новую тему и лексику урока с помощью интерактивного метода обучения. Некоторые упражнения учебника мы заменили на собственно разработанные интерактивные игры.

Стоит отметить, что обучающиеся испытывали положительные эмоции, им было весело и интересно, они старались запомнить слова, чтобы правильно составить рассказ. Это полностью соответствует цели проведения интерактивной игры относительно развития лексического навыка. Примечательно, что в качестве домашней работы, в отличие от прошлого, стандартного урока, мы задали детям сначала выучить слова, а потом закрепить их с помощью игры «The lost word», чтобы ученик осознал и заметил свои пробелы в словах.

Таким образом, в ходе игр достигалось повышение внимания и улучшение памяти. Игровая ситуация незаметно способствовала их включению в образовательный процесс.

Проведение уроков в группах разными методами – традиционным и интерактивным, мы перешли этапу эксперимента – заключительному.

На заключительном этапе эксперимента была проведено повторное тестирование. Обучающимся контрольной и экспериментальных групп было предложено решить задания наподобие тех, которые давались на констатирующем этапе, но с другими данными. Результаты проведения тестирования по усвоению лексики урока, проведенного без интерактивной игры в 9 «В» (КГ) классе представлены на рисунке (рис. 2)

Рисунок 2. Результаты итогового тестирования контрольной группы

Результаты проведения тестирования по усвоению лексики урока, проведенного без интерактивной игры в 9 «Б» (ЭГ) классе представлены на рисунке (рис. 3)

Рисунок 3. Результаты итогового тестирования экспериментальной группы

Для более наглядного сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп, мы обозначили их разницу в диаграмме на рисунке (рис. 4)

Рисунок 4. Сравнение результатов итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп

По результатам итогового этапа видно, что результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Следовательно, проведение урока с использованием интерактивных игр оказывает положительное влияние на процесс усвоения лексики обучающимися.

Дополнительно хотим отметить, что для эффективного обучения необходимо создавать интересное и разнообразное окружение, где дети будут мотивированы и заинтересованы в выполнении заданий. Это поможет им оставаться внимательными и активными на протяжении всего урока. Динамические и разнообразные методы обучения, включая игры, групповую работу и интерактивные задания, могут помочь привлечь внимание и увлечь обучающихся, создавая таким образом более эффективную учебную атмосферу.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что использование интерактивных игр в процессе обучения лексике играет важную роль в формировании коммуникативного навыка. Они повышают мотивацию и интерес к языковому обучению, способствуют активному использованию новых слов в речи и индивидуализирует процесс обучения. Актуальность использования интерактивных игр при обучении лексике на уроках ИЯ объясняется не только социальным требованием, но и потребностью обучающихся в самореализации в условиях современного общества.

Однако, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, разнообразие методов и подходов в использовании интерактивных игр, чтобы максимально эффективно применять их в процессе изучения языка.


Литература

Бахмутова, Д.Ю. Применение интерактивных игр в обучении говорению на уроках иностранного языка младших школьников: специальность 44.03.01 Педагогическое образование профиль – «Иностранный язык» факультета иностранных языков и лингводидактики: автореферат выпускной квалификационной работы бакалавра / Бахмутова Дарья Юрьевна. – Саратов, 2023. – 14 с.

Дуракова

Н.И. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»: электронный журнал. С. 1-4.

URL

:

https

://

interactive

-

plus

.

ru

/

e

-

articles

/790/

Action

790-555544.

pdf

Емельяненко Ю. Р. Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

2017. №7(39).

С

. 3161–3165.

URL:

https://e-koncept.ru/2017/970959.htm

Королёва Н. М., Костерина И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании

// Ученые записки: электронный научный журнал Курского гос. университета.

2015. №1(33).

С

. 2-5.

URL:

file:///C:/Users/79221/Downloads/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii.pdf

Сорова

Т

. Интерактивные методы обучения // Образовательный портал «Справочник».

URL

:

https

://

spravochnick

.

ru

/

pedagogika

/

teoriya

_

obucheniya

/

interaktivnye

_

metody

_

obucheniya

/ (дата обращения: 1

4

.02.2024).

Т.С.

Панина

.

Современные способы активизации обучения

: учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

-

176 с.

-

978-5-7695-5042-3

Шавкиева

Д. Ш.,

Абдукадырова

Н.А., Камалова

Д.К.

Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой

ученый

: электронный журнал

. 2014.

№10(69).

С. 450-451.

URL:

https://moluch.ru/archive/69/11949/

Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е.

Подоляко

, В. Эванс

.

Английский в фокусе: 9 класс: учеб. пособие для

общеобразоват

. организаций пособие / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е.

Подоляко

, В. Эванс. – Москва:

Express

Publishing

: Просвещение, 2021. – 167 с. – ISBN 978-5-09-078340-8

Fattoyeva

Z

.

R

.

Interactive

methods

of

teaching

English

languages

// Теория и практика современной науки

:

электронный журнал

.

2018.

№4(34)

.

С

. 24-25.

URL:

file:///C:/Users/79221/Downloads/interactive-methods-of-teaching-english-languages.pdf

Malikaxon

X.

М

.,

Iqbolxon

S.A. The advantages and disadvantages of interactive teaching at schools

//

Central Asian Research Journal

For

Interdisciplinary Studies (CARJIS). 2022.

3

(

2

)

.

С

. 50-55.

URL:

file:///C:/Users/79221/Downloads/the-advantages-and-disadvantages-of-interactive-teaching-at-schools.pdf

Posukhova

E.A. Formation of lexical and grammar skills in the process of teaching English //

Cyberleninka

:

elektron

.

zhurn

. 2023: 1-5.

URL:

file:///C:/Users/79221/Downloads/formation-of-lexical-and-grammar-skills-in-the-process-of-teaching-english.pdf

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×