Интерактивные игрыв воспитательно- образовательной деятельности ДОУ | Ломакина Татьяна Петровна. Работа №252962
Автор: Ломакина Татьяна Петровна
Интерактивная дидактическая игра – это современный и признанный метод обучения и воспитания, который обладает такими функциями как образовательная, развивающая и воспитывающая. В процессе такой игры у ребенка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
Интерактивные игры
в воспитательно- образовательной деятельности ДОУ
Консультация для воспитателей
Ломакина Т.П., воспитатель
МДОУ ЦРР детский сад «Рябинушка №4 г.Подольск
На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно стали внедряться в жизнь инновационные технологии, возросли требования к уровню воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Педагоги- дошкольники встали перед необходимостью адаптироваться в своей деятельности к условиям нового информационного века и поиску более эффективых форм работы.
Дошкольный возраст отличается психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальной, аудиальной) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Поэтому для повышения познавательной активности детей наряду с традиционными формами работы рекомендуется использовать интерактивные игры-презентации. Такая форма работы на занятиях вызывает у детей особый интерес, и помогает лучше усвоить учебный материал.
Английское слово «интерактивный» переводится как «беседовать», «взаимодействовать с кем-либо». По сравнению с активными методами, интерактивные ориентированы не только на общее взаимодействие воспитателя с дошкольниками, но и на взаимодействие детей друг с другом. В интерактивной технологии (интерактивные игры-презентации) воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт воспитателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.
Интерактивная дидактическая игра – это современный и признанный метод обучения и воспитания, который обладает такими функциями как образовательная, развивающая и воспитывающая. В процессе такой игры у ребенка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
Если сравнивать с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
- информация на экране в игровой форме понятная дошкольникам и вызывает интерес к образовательной деятельности;
- эффекты, привлекающие детей;
- носят исследовательский характер;
- развивают широкий спектр навыков и представлений.
Интерактивные дидактические игры делятся на обучающие, контролирующие и обобщающие.
Обучающей
считается
игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретаю
т новые знания,
умения и нав
ы
к
и (
«Играем с Машей»(звуки),
«По грибы мы в лес пойдём»,
«Помоги
Красной шапочке собрать цветы», «Машина арифметика»,
«Веселый охотник»
).
Контролирующ
ая –
это
игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, п
роверке ранее полученных знаний (
«
В гостях
у сказки», «Помоги Незнайке собрать урожай»,
«Собери по цвету»,
«Золотая осень с Машей»
).
Обобщающие
игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения де
йствовать в различных
ситуациях («Найди лишнее
»,
«Забавные фигурки», «Транспорт», «Доктор Айболит»,
«Почини игрушку»
).
Основными принципами в работе с интерактивными играми являются:
д
оступность
;
п
овторяемость
;
а
ктуальность
;
к
оллективность
;
элемент новизны
.
При отборе игр важно учитывать ряд правил, предъявляемых к развивающим и обучающим интерактивным играм:
объекты
на экране
большие
по размеру и знакомы детям;
текст задания озвучива
ет
ся диктором, либо взрослым;
задания интересны, понятны, просты в управлении;
соответствие
возрастным
особенностям;
занимательны;
грамотны;
созда
ющие
ситуации успеха;
в незатейливой игровой форме;
Компетентность воспитателей в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои игры- презентации по методикам дошкольного образования и использовать в образовательной деятельности согласно темам календарно-тематического планирования: «Моя семья », «Транспорт», «День Победы», «Военные профессии», «Поговорим об этикете», «Декоративно-прикладное искусство», «Насекомые», «Светофор», «Животные весной», «Дикие животные нашего края», и т.д.
Интерактивные игры - презентации можно успешно включать в такие образовательные области как, познавательное развитие (формирование целостной картины мира), познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений), художественно–эстетическое развитие (рисование), речевое развитие.
Следует отметить, что компьютер – это новое мощное средство для интеллектуального развития детей, но необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровьесберегающих технологий. Поэтому важно включать в игры:
- пальчиковую гимнастику для подготовки моторики рук к работе (« Фруктовые ладошки», « Корзинка овощей», («Разминка для пальчиков», «Веселый домик»);
- физминутки, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку для снятия мышечного напряжения («Три медведя», «», «Про лягушонка», «Веселые зайцы»);
- в заключительной части занятия гимнастику для глаз, для снятия зрительного напряжения («Гимнастика для глаз с капелькой», «Гимнастика для укрепления глазных мышц», «Львёнок и Черепаха», «Чунга-Чанга», «Винни-Пух»).
Кроме того, необходимо помнить о санитарных нормах использования ИКТ. Согласно СанПиН, при работе за компьютером детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м от экрана, занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в день. Продолжительность непрерывной работы с компьютером на занятиях для детей 6-7 лет – 15 мин,
Безусловно, практическое использование интерактивных игр-презентаций в ДОУ позволяет повысить познавательную активность детей, мотивацию, расширить и систематизировать знания, дошкольники обучаются способам практической деятельности с использованием ИКТ. Эта форму обучения можно считать достаточно эффективным способом формирования знаний у детей-дошкольников. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Литература:
«Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
Интерактивные игры в дошкольном
образовании.http://vospitateljam.ru/ispolzovanie-interaktivnyx-texnologij-v-doshkolnom-obrazovanii/
Пахомов И. В., Р. Г.
Прокди
Создание презентаций в
PowerPoint
2010:—
Москва, Наука и техника, 2011 г.- 80 с.
Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) Красноярск,
КрГУ
, 2003 г.
https://pedsovet.org
Сборник докладов "Технологии образования "