Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интерактивные методы обучения в начальной школе | Денисова Валентина Терентьевна. Работа №290402

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Денисова Валентина Терентьевна
Интерактивное обучение – это разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод обучения. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением»

Обязательные условия интерактивного обучения:

1.            Демократический стиль общения

2.            Доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися

3.            Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность

4.            Опора на личный педагогический опыт обучающихся

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»

Денисова Валентина Терентьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №63 п. Чернышевск

Забайкальский край

Интерактивное обучение – это разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод обучения. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением»

Обязательные условия интерактивного обучения:

Демократический стиль общения

Доверительные, позитивные отношения между

обучающим

и обучающимися

Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность

Опора на личный педагогический опыт

обучающихся

Интерактивные методы:

- мозговой штурм (участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные)

- работа в парах, группах (важным моментом данной работы является принятие группового решения. Учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению)

- проектный метод (самостоятельная работа над поставленной задачей)

- дебаты (обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон)

- карусель/хоровод (передвижение по классу в поиске решения)

- ролевая (деловая) игра (обыгрывание ситуаций)

- тренинги (совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением)

- кейсы (решение конкретной ситуации)

- мастер- класс ( передача практического опыта учителя учащимся)

Приведу примеры использования интерактивных методов на уроках в начальной школе:

Методы начала урока:

«Здороваемся глазами» - Сейчас я с вами поздороваюсь. Но поздороваюсь молча, глазами. При этом вам предстоит глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

«Добро в ладошках» - Учащиеся соединяют ладоши, «собрав» в них свое добро и «передают» соседу по парте.

Методы рефлексии (проводятся в начале и конце урока):

Оценка результата

:

количество тучек в начале урока – неуверенные в своих способностях ученики.

Солнышки в конце урока - качество усвоения нового материала

Прием «Корзина» идей, понятий, имён…

Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или дум

ают ученики по обсуждаемой теме

.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме

Обмен информацией проводится по следующему плану:

задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

с

начала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради

все

что он знает по данной проблеме

з

атем происходит обмен информацией в парах или группах

д

алее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при

этом

не повторяя ранее сказанного

в

се сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в « корзинке» идей ( без комментариев)

,

даже если они ошибочны.

В корзину идей можно « сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения могут быть связаны в логические цепи.

в

се ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

 

«Две минуты отдыха

»

проводятся с целью – снять усталость и напряжение, расслабиться.

Сядьте удобнее, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Мысленно перенеситесь туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где Вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там… Делайте то, что вы привыкли делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две- три минуты.

«Пантомима» - цель (встряхнуться, весело расслабиться)

Проведение: ведущий выбирает одного человека, говорит ему на ухо какое-нибудь предложение или словосочетание, например, идет дождь. С помощью жестов и мимики участник должен объяснить учащимся задание. Кто угадает первым, тому и показывать далее.

Метод «Чтение со СТОПАМИ»

Текст читается дозированно.

После каждой смысловой части обязательно делается остановка.

Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Инсёрт

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Данный метод можно использовать не только на любых уроках, но и на каждом этапе урока.

Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Мини-интервью или Журналист

Желающие быть журналистами задают вопросы классу по теме урока, передают друг другу микрофон. Кому адресуют вопрос, выбирают сами.

 

Инфо-карусель

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока.

Класс разбивается на малые группы по числу столов

Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет предложенные задания.

По истечению отведенного времени, каждая группа заканчивает работу за своим

столом

и переходят к другому.

Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом.

На столах помимо информации лежат чистые листы бумаги, на которых малые группы записывают свои соображения. Также можно использовать «Маршрутные листы», в которые необходимо внести ответы на предложенные вопросы, используя информационный материал.

 

«

Ищем клад

»

используется на этапе «Первичного усвоения знаний»

Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.

 

«

Кубик

Блума

»

На гранях кубика написано начало высказывания:

- Предложи

- Назови

- Придумай ситуацию…

- Объясни

- Поделись

- Почему

Технология проведения: учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало высказывания, которое необходимо продолжить.

Облако слов

– это форма визуализации данн

ых. Представляет собой набор клю

чевых слов или словосочетаний, написанных разными размерами шрифта

или цвета. Можно

использовать при определении темы урока:

Рассмотрите облако слов и попробуйте назвать тему урока.

Как вы думаете, какие понятия будут рассмотрены в данной теме?

Значение

каких слов вам неизвестно в этом облаке?

При изучении нового материала – с помощью облака слов отыскивают, выделяют и устанавливают взаимосвязь между изучаемыми понятиями.

При проведении словарного диктанта – учащиеся записывают слова, а проверяют написание по облаку.

На этапе рефлексии возможно тоже использование: в облаке слова – узнал, понял, добился, легко, трудно и т, а учащимся нужно составить высказывания, используя данные слова.

Составить облако слов можно на сайте https: //wordcloud.pro/ru

Преимущества и недостатки интерактивного обучения

Преимущества для учащихся:

- самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;

- развитые навыки общения для обмена опытом;

- критическое мышление;

- творческие навыки;

- психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;

- легкое усвоение материала;

- расширенные познавательные возможности.

Сложности для педагога:

- сохранение баланса между игрой и обучением;

- адаптация метода под особенности характера и поведения детей;

- высокий уровень организаторских способностей;

- борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;

- одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;

- энергозатратность.

Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.

На рынке образовательных услуг представлено огромное количество онлайн-сервисов и платформ, я на протяжении многих лет в своей работе использую образовательную платформу Учиу. На мой взгляд, для начальной школы эта платформа наиболее оптимальна. Учиу — это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС. Ученику нужен только компьютер, ноутбук, телефон или планшет. Выполняя различные задания на платформе, ученик получает баллы, но самое главное свой жизненный опыт.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×