Интерактивные методы организации деятельности как способ формирования устно-речевых умений учащихся | Дарья Викторовна Саидова. Работа №351376
Федеральный Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу.
Интерактивные методы организации деятельности как способ формирования устно-речевых умений учащихся
Федеральный Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу.
Интерактивный (Inter – это взаимный, act – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивность - образовательное взаимодействие - это вид информационного обмена обучаемых с окружающей информационной средой. Учебное окружение, или учебная среда, выступают как реальность, в которой каждый находит для себя область осваиваемого опыта, но это не просто эмпирические наблюдения, личные жизненные впечатления в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения, опыт обучаемого выступает в качестве главной движущей силы учебного познания. Различают три типа информационного режима [Гузеев, 1996: 54].
Интраактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Этот режим еще называют пассивным из-за активности обучающей среды.
Интерактивный режим - двухсторонние информационные потоки (диалог). Обучаемый выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-объектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Например, при беседе или консультации.
Суть интерактивных методов обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют равную возможность понимать и учатся рефлексировать по поводу того, что знают и умеют. Интерактивные методы обучения исключают доминирование как единственного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового взаимодействия обучаемые учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми [Барбар, 2005: 10].
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в методах совместной деятельности обучающихся. Все участники 19 образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом происходит постоянная смена режимов деятельности: эвристические беседы, игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция), презентации, «мозговая атака», метод «круглого стола» [Сысоева, 2005: 107]. Таким образом, интерактивные методы обучения - процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. [Двуличанская, 2011: 139]
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и умение взаимодействия, переводит её на более высокие методы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока [Коротаева, 2012: 105].
В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие: [Матюшкин, 2013: 28]
1. взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
2. совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;
3. изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;
4. рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.
При этом, эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов:
1. комплексного подхода к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе;
2. интерактивности;
3. дифференцированного подхода;
4. учета индивидуальных особенностей;
5. вариативности режима работы;
6. проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).
Принцип коммуникативно-ситуативного обучения предусматривает использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на развитие речи школьника, что способствует «преодолению резкого перехода от учебных условий к естественному общению благодаря формированию у обучающихся прочных ассоциативных связей» [Потапова, 2009: 6]. При этом занятия по английскому языку не делятся по аспектам, а являются комплексными.
Принцип интерактивности предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий» [Сысоева, 2005: 126].
Принцип комплексного подхода реализуется в использовании всех видов речевой деятельности (включая и говорение) при обучении письменному переводу.
Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в детерминированном, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач» [Потапова, 2009: 9]. Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.
Принцип вариативности режима работы предусматривает обмен профессионально значимой информацией на групповом и индивидуальном уровнях, а также сочетание аудиторной и домашней работы с использованием современных средств связи. Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, преподаватель становится более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддерживать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: [Сысоева, 2005: 94] • Творческие задания;
• Работа в малых группах;
• Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
• Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
• Проектная методика (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
• Разминки;
• Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
• Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Шкала мнений)», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум и т.д);
• Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»). Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например, таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать умения сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать 23 общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе.
При организации групповой работы на уроках английского языка, следует обращать внимание на следующие её аспекты: [Соловьева, 2005: 112]
• убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать– учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
• стараться сделать свои инструкции максимально чёткими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень чётких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.
• предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе требует, на наш взгляд, от педагога создания определённых условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:
1. Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;
2. Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися;
3. Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;
4. Расположение мебели, оборудование учебной аудитории;
5. Различные материалы, которые педагог и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.
Итак, цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы. Интерактивные методы обучения – это особая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, а роль учителя заключается в направлении деятельности учащихся на достижение поставленных целей урока. В сущности, обучение с использованием интерактивных методов сводится к тому, чтобы организовать учебный процесс таким образом, что преподаватель и все учащиеся будут вовлечены в процесс познания. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как предполагают использование коллективного обучения и обучения в сотрудничестве, то есть каждый, включая преподавателя, вносит свой особый индивидуальный вклад во время совместной деятельности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 31 декабря 2012. - № 53 (часть I). – Ст. 7598. 55
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 28 февраля 2011. - №9
3. Асмолов, А.Г., Якиманская, И.С. Методология личностноориентированного образования / А.Г. Асмолов, И.С. Якиманская // Построение модели личностноориентированной школы: сб. трудов / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: КСП, 2001. – С. 13-18.
4. Барбар, М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка / М.П. Барбар. – М.: Просвещение, 2005. – 12 с.
5. Башев, В.В. Проблемы компетентности и результатов образования: панельная дискуссия по теме конференции / В.В. Башев // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы конф. / Под ред. Б.И. Хасана. – Красноярск: КрасГУ, 2004. – С. 5-29.
6.Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. – 572 с.
7.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 – 112 с.
8.Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф., 23–25 апреля 2009 г./Пермь. Том 2. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. – С. 48-55.
9.Коротаева Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения/Е.В. Коротаева// Педагогика. – 2012. – №5. – С.100-111.
10.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам [Текст] / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 5. – с. 44-49. 44.Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. [Текст] / Н. Суворова. - М.: Просвещение, 2005. - 268 c.
11.Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебнометодическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В.Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 182 с.
12.Титова С.В. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. — М.: Издательство Икар, 2013. — 224 c.