Интерьеры храмов различных эпох как поуазатель духовного развития общества | Владилен Викторович Шелест. Работа №351296
Рассматриваются храмовые интерьеры, начиная от эпохи императора Юстиниана I (VIв) через поствизантийскую эпоху и средневековые храмы Балканского региона и Руси, до наших дней. Каждая программа росписи интерьера православного храма задумывается и осуществляется людьми, поэтому есть возможность говорить о предпочтениях, вкусах и, соответственно, духовном развитии общества конкретной эпохи.
Уровень духовного развития христианского общества и его отражение в интерьерах православных храмов различных эпох.
Аннотация.
Рассматриваются храмовые интерьеры, начиная от эпохи императора Юстиниана I (VIв) через поствизантийскую эпоху и средневековые храмы Балканского региона и Руси, до наших дней. Каждая программа росписи интерьера православного храма задумывается и осуществляется людьми, поэтому есть возможность говорить о предпочтениях, вкусах и, соответственно, духовном развитии общества конкретной эпохи.
Изучая традицию церковной живописи и иконописания мы приходим к выводу, что цветовая палитра и колористическое решение икон и фресок весьма разнообразны. Выбор цветового решения, как отдельно взятой иконы в молитвенной комнате человека, так и в целом храмового интерьера исходит из внутреннего религиозного устроения человека, его духовных потребностей. Это особенно ощущается в совре енном мире, где человек возвысил своё индивидуальное восприятие и духовные переживания по сравнению с авторитетом древних правил и духовного опыта Православной Церкви. Однако если обратиться к древним образцам иконописи, храмовой фресковой живописи и мозаичным панно раннесредневековых византийских храмов то мы увидим в них другие, подчас не характерные для современного общества сюжеты и настроения. Любые произведения искусства появляются в этом мире,как востребованный ответ на запросы общественного сознания, в том числе и высокоаскетичного и вполне пропитанного духовностью.
Изучение древнейших (IV-Vвв) образцов оформления храмовых интерьеров говорит нам о небывалом богатстве и красоте столичных храмов того времени. Сплошные мозаичные панно храмов Равенского экзархата и других храмов юга Италии той эпохи поражают зрителя своей живописной реалистичностью и сиянием. Вместе с этим мы вдим изображённые на мозаиках духовно - сосредоточенные лица императора, его супруги, благоговейные лица придворных. Данные произведения искусства позволяют нам определённым образом прикоснуться к духовной культуре той эпохи и почерпнуть для себя уроки духовно - нравственного воспитания.
Мозаичная смальта не только подвергалась различного рода окрашиванию. Со временем византийские мастера с помощью золотой фольги делают фон мозаичного панно золотым. Золото является одним из важнейших элементов, составляющих основу восприятия интерьера византийских храмов. Согласно церковной традиции золото не только является принадлежностью царского достоинстваи и показателем чего - то по настоящему ценного и истинного. Кроме того золото служит обозначением божественного огня и духовного света будущего века. Поэтому в большинстве древнерусских и византийских храмов присутствуют мозаичные панно на золотом фоне. Во всяком случае таким образом украшалась главная часть православного храма - святой Алтарь. Блеск золота имеет притягательную силу и святые Отцы мудро рассуждали, предпочитая расходовать золото наблаготворительность и на украшение храмов, где оно могло, через прославление Бога, иметь правильное применение. Как на иконах, так и на фресках золото использовалось при изображении нимбов1 и в виде отделки складок одежды святых, обозначая присутствие божественого света в прославленной человеческой природе.
Таким образом в древних византийских и русских храмах мы видим великолепно украшенный интерьер, который должен был подчеркнуть славу Божества, могущество империи и силу императорской власти. Великолепное убранство древних христианских храмов отражало высокое духовно - нравственное состояние тогдашнего общества, где вся общественно - политическая жизнь и законодательство старались приблизиться к нравственному идеалу, изложенному в Евангелии.
Такой высокий уровень нравственного состояния общества стал возможен потому, что люди непосредственно прикоснулись к нравственному облику первых христиан, чуждых всякой лжи и абсолютно бескорыстных по отношению к чему бы то ни было. Общество своими глазами увидело, что христиане не ставят ничего выше чем быть достойными Христа и предпочитают умереть, но не отказаться от верности своему Господу и Учителю.
Культурные традиции Византии оказали значительное влияние на культуры многих стран. Болгария, Сербия, Румыния, а также Киевская Русь, воспринимая византийскую традицию украшения храмовых интерьеров, перерабатывали её под свои духовные запросы и своё восприятие реалий духовной жизни. Христианские подвижники благочестия и православные государи, основатели древних монастырей на Балканах, оформляли интерьеры монастырских храмов в несколько ином стиле. Вместо императорского великолепия св. Софии Константинопольской, собора св. Марка в Венеции,храмов Равенского эзархата появляются интерьеры выполненные в весьма тёмных, почти чёрных, приглушенных тонах. Почти совсем исчезает золото, оставаясь как правило только в алтарной части храма, на смену золоту приходит охра различных оттенков. Лица людей, изображённых на фресках2 подчёркнуто неотмирны. Всё это можно объяснить тем, что монашество стремиось к глубокой и внимательной молитве, а научиться этому можно только когда человек не отвлекается на яркие, разнообразные впечатления. Приглушенный колорит храмового интерьера позднего средневековья должен был способствовать появлению и сохранению молитвенной стихии у всех входящих в храм. В тоже время аскетический стиль храмовых росписей данной эпохи изобилует растительными орнаментами, ярко выделяющимися на тёмном фоне. Это создаёт впечатление строгости и праздничности одновременно.
Если ранневизантийские храмы, переполненные светом, прославляли Создателя как источник Духовного света и радости, то храмы позднего средневековья предстают перед нами с одной стороны как тихие пристани молитвенного успокоения, а с другой как величественные памятники духовной силы подвижников создававших и молившихся в них. К таким замечательным памятникам относятся: фрески монастырей Высокие Дечаны и Старо - Нагоричино в Сербии, фрески монастыря Снагов в Румынии и другие.
Объединяет эти два направления росписей интерьеров средневековых храмов то, что уже ав храмах Равенского экзархата и Константинополя наряду с почти повсеместным употреблением золотого мозаичного фона мы видим также тёмно - синие и почти чёрные фоны. Такое колористическое решение призвано было напоминать посетителям о ночном небе и ночном времени суток как наиболее благоприятном для внимательной молитвы. Тёмный фон куполов и сводов бильно декорируется золотом (в виде равноконечных крестов в кругах), которые призваны напоминать о звёздах. В некоторых случаях на тёмном фоне изображается Христос-Пантократор3 в окружении ангелов, либо только ангелы. Глубоко тёмно - синий колорит призван напомнить верующим о том, что перед вторым пришествием Христа обычное, видимое нами небо исчезнет, открывая перед нами новую реальность, и что само второе пришествие совершится в глубокой духовной ночи, когда в мире почти нигде не оттанется источников духовного света.
Вторым объединяющим фактором в оформлении храмовых интерьеров византийской эпохи является выражение духовной сосредоточенности на лицах изображаемых людей и ангелов. Лики Христа - Пантократора, Богомладенца Иисуса и Пречистой Девы Марии вообще непостижимо изобразить, но в ранневизантийскую эпоху художники, благодаря своему духовному опыту максимально близко подошли к правильному изображению лика Христа. В Его взгляде и выражении лица читается глубокое умиротворение и кротость, царственное спокойствие и величие. Смотря на Лик Христа в византийских мозаиках и фресках мы видим возможность обратиться к Нему и получить прощение. Богомладенец Христос не изображается «добреньким и милым» ребёнком как это распространилось позже.
Неестественная «взрослость», даже иногда суровость Лика Богомладенца Христа как раз и призваны показать зрителю, что перед ним воплотившееся Слово Божие, что пришел Новый Адам, который «...спасёт людей от грехов их...» (см Мф I:21).
В росписях храмов монастырских комплексов позднего средневековья лики святых выглядят не только духовно собранными, но и, подчас, слишком суровыми, что свидетельствует о напряжённой духовной борьбе героев фресок. Современному человку немного некомфортно присутствовать и молиться в храме с такими фресками, но со временем, при определённой работе над собой наступает принятие новой духовной реальности.
Со временем, когда понимание духовной реальности и желание молитвенного уединения улюдей ослабело, создатели ансамблей фресок и иконописцы стали постепенно отходить от канонического понимания духовной реальности, которую они пытались отобразить. На иконах и фресках той эпохи (XIII-XIVвв) стали появляться обыкновенные пейзажные композиции герои фресок приобрели так называемые «индивидуальные» черты. В ещё более поздних росписях храмовых интерьеров уже вполне проявляют себя неизжитые человеческие слабости и страсти. Это выразилось в присутствии в росписях пасторальных сцен, святые стали похожи на обыкновенных людей. Всё это происходит по причине отказа человека о молитвы и даже от стремления встать на путьеё поиска. Из позитивного в современном оформлении интерьеров храмов (оформленных в академическом стиле4) можно отметить то, что никто из живописцев не изображает на росписях земное солнце потому, что в Царствии Божьем есть только одно Солце Правды - Христос, художники академичемкого стиля стараются избегать изображения падающей тени потому, что в раю нет теней. Для современных художников канонического стиля характерно то, что они стараются, по возможности, не привносить в роспись храмового интерьера ничего лично своего, следуя из древности выверенным образцам как в изображении святых, так и в колористическом решении интерьера храма.
Заслуживает отдельного упоминания, в контексте разговора о психологическом воздействии оформления храмового интерьера на человеческое восприятие, внутреннее убранство храма Преображения Господня в монастыре святой Екатерины на Синае.
Там нет фресок и настенных росписей, за исключением мозаики VI века в алтарной апсиде, а стены оформлены в белый цвет. В оформлении предметов интерьера, имеющих богослужебную принадлежность в большом количестве использовано сусальное золото. Такой вариант оформления храмового интерьера наиболее понятно, на наш взгляд объясняет посетителям, что они пришли соприкоснуться с областью ДуховногоСвета, ощутить простоту Божественной природы, которая есть Свет и .нет в ней «...никакой тьмы...»(см 1Ин.,I:5). В оформленном таким образом храме, проще получить правильный молитвенный настрой.
+++
Интерьеры древнерусских храмов, восприняв византийскую традицию программы храмовой росписи и её колористические решения, сохранили для потомков византийское православное мировоззрение и понимание сущности божественного устройства мира.
Созданные князем Ярославом Мудрым (воплотившим замыслы своего отца, равноапостольного князя Владимира) в наиболее значимых центрах Киевской Руси Киеве, Новгороде и Полоцке Софийские храмы свидетельствовали о восприятии Древнерусским государством Православного христианства как божественной премудрости и о стремлении реализовать идеалы Евангельского учения в повседневной жизни. Князь Ярослав стремился к истинному духовному единству Русской земли и по этому Софийские храмы, созданные по его повелению, представляют собой единый ансамбль не только по архитектурной планировке, но и по духовному содержанию (системе внутренних росписей и колористическому решению интерьера). Фрески этих храмов выполнены в стиле Палеологовского ренессанса (XI-XIIIвв).
Интерьеры этих и других древнерусских храмов выдержаны в спокойно - созерцательных бирюзовых, лазурных и тёмно - синих тонах. Наличие тёплых охристых тонов и оттенков визуально согревает храм, делает его как - бы светящимся изнутри. Наиболее полно фресковые и мозаичные композиции сохранились в Софийском соборе в Киеве.
Одним из самых значимых памятников средневекового русского зодчества, позволяющих увидеть и ощутить колористику древнерусских храмов является собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря в Вологодской области, фрески которого созданы в 1520 году. Выдающееся творение мастера Дионисия, его сыновей и других живописцев явилось эталоном для росписей большинства русских хррамов, создатели которых хотели сохранить дух православного молитвенного творчества и передать его потомкам.
Современное общество иногда стремится сочетать в себе не сочитаемое. Это проявляется в стремлении к оригинальности и необычности, в стремлении оставить после себя какой нибудь след. Часто заказчики и исполнители росписей храмовых интерьеров отходят от древних традиций в угоду вкусам простых людей. Однако главная задача храмового интерьера - донести до человека образ Христа, Всемогущего Бога, Который готов спасти и помиловать всех, кто обратится к Нему с покаянием, образ Богородицы - матери всех христиан и тех кто к обращается к Ней, образы святых - наших старших братьев и сестёр, которые помогают нам идти по нелёгкому духовному пути.
Колорит храма призван на подсознании положительно воздействовать на внутренний мир человека.
В данной работе было намерение показать взаимосвязь и взаимозависимость смыслового и колористического решения православных храмов различных эпох от духовного уровня общества, создающего и украшающего данный храм5. Как правило, чем глубже духовный кризис общества, чем сильнее разрушены его духовно - нравственные ориентиры, тем примитивнее расписан храм. Остаётся надеяться, что общество через приобщение к духовному опыту предков, выраженному в т.ч. и через каноническую храмовую живопись, постепенно придёт к духовному выздоровлению и, со временем, к духовному совершенству.
Нимб - сияние божественной славы вокруг головы святого
Фреска - одна из техник стенной росписи по сырой штукатурке
Пантократор (с греч.)- Вседержитель