интернет методичка "Нетрадиционные техники рисования" | Кипарова Екатерина Владимировна. Работа №333135
Одной из эффективных форм развитие мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник. Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Такое рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование - это способ самовыражения.
Интернет методичка для воспитателей ДОУ «Использование нестандартных техник рисования».
Автор: Кипарова Е. В.
Актуальность:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве и воображение.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно – моторной координации, фантазии, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обученью в школе.
Виды нестандартных техник рисования:
«Рисование пальчиком»
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разног цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Отпечатки предметами»
Воздушные шары, конструктор, вилкой, пупырчатой клеёнкой, половинками овощей и фруктов, ребром картона, расчёской, нитками, намотанными на предмет (спичечный коробок), дном пластмассовых бутылок.
«Монотипия обычная»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть гуашь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Не достающие детали дорисовываются.
«Оттиск смятой бумаги»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Поролоновые рисунки»
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а за тем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зелёные квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Ягодки у листьев можно дорисовать кисточкой.
«Тычок жесткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Кляксография трубочкой, кистью»
— это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Ребёнок набирает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. Затем дует на него из трубочки. Недостающие детали дорисовываются.
«Рисование в файле»
В файл добавляем несколько капель разного цвета гуашь. Крепим его к твёрдой поверхности, так чтобы можно было на него нажать. Краски начинают смешиваться. Получается абстрактный рисунок.
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела: Кипарова Е. В.
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В. А. Сухомлинский
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя окружающего мира. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне. Задача педагога - научить детей использовать нетрадиционные способы изображения.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию
воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть). Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
*рисование пальчиками;
*оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
*рисование ладошками.
*рисование в файле
*кляксография трубочкой
*поролоновые рисунки
*отпечатки листьев
*монотипия обычная
* тычок жесткой полусухой кистью
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.
При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы взрослые.
Мастер класс в группе раннего возраста по теме:
«Нетрадиционные техники рисования».
Подготовила и провела: Кипарова Е. В.
Цель: познакомить родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования, показать приёмы нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать со вместно с ребёнком.
План:
Теоретическая часть:
1.Что такое нетрадиционные техники рисования?
2.Виды нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 лет.
Практическая часть:
1.рисование печатками из овощей
2.рисование мыльными пузырями
3.печать из ниток
4.рисование ватными палочками
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня я хочу показать вам мастер-класс по теме: «Нетрадиционные техники рисования». Сегодня вы будете не родителями, а превратитесь в детей. И мы с вами и вашими детьми будем рисовать, используя нетрадиционный материал, чтоб вы посмотрели и взяли что-то себе на вооружение. Но сначала, я хотела бы немного рассказать вам, что такое нетрадиционное рисование.
Всем известно, что все дети любят рисовать. Игры с раскрасками приносят малышам много положительных эмоций. Изображая самые простые предметы, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления об окружающем мире. Но, обучая ребёнка рисованию, не следует переусердствовать. Не надо заставлять ребёнка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Очень важно поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Для детей является нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и вдохновляют детей, вызывая стремление заниматься творчеством.
Необычное рисование раскрывает творческие способности ребёнка, главное-самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Рисование — это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки-инструменты души. Нетрадиционные материалы дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Материалы для нетрадиционного рисования всегда можно без труда найти дома: поролоновые губки, ватные палочки, пенопласт и даже картошка и морковка, из которых можно сделать различные штампы.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
1.Штампики из ниток
Материал: 1. Нить шерстяная 2. основа 3. краска 4. кисть 5. бумага 6. баночка для воды.
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем используя воображение «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
2.Рисование печатками овощей
Материал: 1. овощ 2. краска 3. кисть 4. бумага 5. баночка для воды.
Для того, чтобы получилось изображение, необходимо вырезать любую фигуру, которая нравится ребенку из любого овоща или фрукта, что есть под рукой дома. Ребёнок прижимает печатка к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Рисование мыльными пузырями
Материал: 1. Вода в баночке, жидкое мыло 2. Гуашь 3. Плотная бумага с рисунком 4. Трубочки для коктейля. 5. Ложечка.
В воду добавить шампунь или жидкое мыло. Затем добавить в воду краски и все перемешать. В готовый раствор опустить трубочку и хорошо в неё подуть чтобы появились пузырьки. Потом взять ложку и набрать в неё пузырьки, и положить на бумагу.
4. Рисование ватными палочками
Материал: 1. Бумага 2. Гуашь 3. Упаковка гигиенических палочек 4. Влажные салфетки для рук.
Для начала берём лист бумаги с картинкой, затем берём ватные палочки и опускаем в банку с краской. После того как мы нанесли краску на ватные палочки делаем четкие круглые точки любыми цветами.