Название статьи:
Интонационные упражнения по освоению интервалов | Куприенко Людмила Ильинична. Работа №250962
Дата публикации:
30.08.2020
Автор:
Куприенко Людмила Ильинична
Описание:
Автор: Куприенко Людмила Ильинична
Данная методическая разработка по сольфеджио предназначена для преподавателей музыкальных школ, училищ, колледжей. Содержанием являются интонационные и слуховые упражнения, способствующие формированию и развитию интервального слухаобучающихся, точности и осмысленности интонационного воспроизведения ими интервалов.
Л.И. Куприенко
ОГБПОУ Димитровградский
музыкальный колледж
Интонационные упражнения по освоению интервалов
Одной из необходимых форм работы по освоению интервалов являются интонационные упражнения (пение отдельных интервалов с разрешением и без разрешения, разрешение одного и того же интервала во всех возможных тональностях, пение интервальных последовательностей, секвенций на основе изучаемого интервала и т.д.). Интонационные упражнения в курсе сольфеджио:
содействуют развитию активного музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего);
вырабатывают умение чисто интонировать интервалы, способствуя тем самым более свободному слуховому восприятию гармонической структуры, что для музыканта, особенно дирижёра-хоровика, является профессиональной необходимостью;
воспитывают практические навыки осмысленного и свободного
исполнения при пении;
помогают развитию гармонического ощущения интервала как
самостоятельного музыкально-выразительного элемента;
служат поддержкой при записи мелодий, слуховом анализе;
дают возможность закрепить практически теоретические сведения, полученные на уроках теории музыки.
Для достижения прочности знаний и умений нужно помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии: ознакомление, слушание, запоминание путём многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Поэтому все интонационные упражнения надо сначала слушать, затем петь группой и лишь после этого проверять каждого ученика отдельно, устраняя выявленные индивидуальные недостатки.
При работе над интонационными упражнениями следует внимательно следить за качеством пения. Имеется в виду чистота интонации, свободное дыхание, пение распевно, легато.
Упражнения выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке преподавателя. Если ученик при групповом исполнении не строит данный интервал, т.е. не сливается в точный унисон, а чуть-чуть понижает, то преподаватель может сделать ему указание с помощью приёма повышения: маленький напряжённо-восходящий жест руки. Нужен дополняющий движение взгляд: слегка поднимающиеся брови при еле заметном выпрямлении головы. При необходимости воздействия в сторону понижения рука делает небольшое напряжённое нисходящее движение при еле заметном наклонении головы. Приёмы эти, заимствованные из дирижёрской практики, должны быть заранее разъяснены учащимся и поняты ими.
По мере усвоения интонационные упражнения следует оформлять ритмически, с возможным варьированием ритма и темпа. Вначале лучше брать несложный ритм, чтобы фиксировать внимание на интонации.
Одним из условий успешной работы над интонационными упражнениями является единство музыкально-художественной основы воспитания слуха (музыкального материала) и системы технических упражнений. Отрыв технических упражнений от интонационного содержания образцов музыки, усваиваемых в сольфеджировании и музыкальном диктанте, считается недопустимым. Музыкальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, народная музыка, а также упражнения, составленные преподавателем. Внимательное выполнение интонационных упражнений значительно повышает уровень сольфеджирования. Даже технические упражнения могут быть выполнены с известной музыкальной выразительностью. Учебный материал обычно располагается по принципу от простого к сложному и рассчитывается на различную степень подготовленности учащихся.
Определяя круг интонационных упражнений, который является основой
для освоения интервалов, необходимо использовать и музыкальное мышление, которое может быть логичным только тогда, когда имеется чёткое представление о месте каждого звука интервала в ладу и его связях с другими звуками лада в однотональном построении и о связях звуков интервала главной ладовой системы со звуками других систем – в модулирующем построении.
Формы исполнения упражнений могут быть самыми разными: это может быть пение группами, индивидуально, цепочкой, чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом. Основная задача интонационных упражнений – подготовить базу для чтения с листа, исполнения вокальных, хоровых и инструментальных произведений.
На уроках, связанных с освоением интервалов, используются и другие формы работы: слуховой анализ, музыкальный диктант, сольфеджирование, чтение с листа, творческие задания. Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха на основе изучения интервалов и таким образом способствовать выработке навыков чтения с листа и записи музыки. Большое значение при этом приобретает умелое использование разных видов работ.
Далее приводятся интонационные упражнения, способствующие формированию и развитию интервального слуха учащихся, точности и осмысленности интонационного воспроизведения ими интервалов.
Интонационно-слуховые упражнения вне тональности
1. Нахождение интервалов на фортепиано. Пение их с инструментом, а затем без инструмента от заданных звуков вверх и вниз. Это упражнение приносит значительную пользу в работе над развитием и укреплением интонации, а также даёт новый и очень важный аспект усвоения тональности, притом более активный. Здесь надо не только обнаружить ступени в уже заданной тональности, но и активно конструировать тональность через интервал.
Спеть интервал от заданного звука означает, что этому звуку следует придать определённое ладовое значение и затем от него сделать интонационный ход ко второму звуку. Таким образом, интонирование изолированного интервала отличается от контекстуального тем, что в первом случае исполнитель сам себе создаёт контекст (по желанию) и проецирует интервал, во втором – воспроизведение интервала связано с конкретными ступенями одной или двух определённых тональностей.
Если ученик интонирует интервал в заданной тональности, то ему играется настройка, по которой он слухом находит искомые ступени. Если он поёт тот же интервал от данного звука необходимо, чтобы он сам сознательно настраивался на тональность. Для этого следует давать разъяснение по каждому интервалу – как он естественнее воспринимается и осознаётся.
При пении консонирующих интервалов от данного звука нужно представлять их себе как устойчивые интервалы. Получается, что каждый интервал будет строиться или от I, или от V ступени. Таким образом, соотношение ступеней при интонировании консонирующих интервалов от звука будет следующим:
в м.3 при движении вверх – I-III ступени минора, при движении
вниз – V-III ступени мажора или III-I ступени минора;
в б.3 при движении вверх – I-III ступени мажора, при движении
вниз – V-III ступени минора или III-I ступени мажора;
в ч.4 при движении вверх – V-I ступени, при движении вниз – I-V
ступени;
в ч.5 при движении вверх – I-V ступени; при движении вниз – V-I
ступени;
в м.6 при движении вверх – V-(I)-III ступени минора (минорный
квартсекстаккорд с пропуском I ступени), при движении вниз – I-(V)-III
ступени мажора (мажорный секстаккорд с пропуском V ступени);
в б.6 при движении вверх – V-(I)-III ступени мажора (мажорный квартсекстаккорд с пропуском I ступени), при движении вниз – I-(V)-III ступени минора (минорный секстаккорд с пропуском V ступени).
Малые септимы интонируются на основе D7, т.е. как соотношение V-IV ступеней вверх и IV-V ступеней вниз или же на основе малого VII7.
Малые и большие секунды – по звукоряду, как соотношение отдельных ступеней. Например, надо построить от си вверх м.2. Ученик рассматривает данный звук как VII ступень и ведёт её в I ступень До мажора. Значит, он должен представить себе, что находится на вводном звуке тональности.
Тритоны и большие септимы от данного звука следует интонировать также при помощи опоры на предполагаемую тонику.
Следует заметить, что в основу слуховой опоры положены интервалы, в мелодическом отношении наиболее яркие, выразительные и чаще всего встречающиеся в мелодии. Например, в диатонике имеется 6 чистых кварт, однако устойчивой из них является только чистая кварта, построенная от V ступени. Как известно, это самая распространённая и выразительная интонация, с которой начинаются гимны, марши, песни знакомые учащимся, например, Гимн России, Интернационал.
Данный метод работы с интервалами от звука гарантирует от случайного интонирования. Пользуясь им, учащиеся достигают большей точности в пении интервалов, ясно представляя себе их возможное ладовое положение. Тренировка в интонировании интервалов от отдельных звуков служит накоплению внутренних слуховых представлений. Вокально-певческие ощущения при пении разных интервалов также способствуют закреплению в памяти их звуковых образов.
2. Показ и интонирование интервалов от одного и того же звука вверх по указанию руки преподавателя. Применение знаков-символов для характеристики и пения интервалов.
Данный приём полезен на начальной стадии освоения интервалов и может быть использован (в тональности или вне тональности) для большей наглядности при восприятии интервалов и их выразительной функции. Каждому интервалу соответствует определённое положение кисти руки:
ч.1 – спокойно, уравновешенно; горизонтальное положение кисти
руки, а также исходное положение для других интервалов;
м.2 – острота, осторожность; при горизонтальном положении кисти
слегка приподнят указательный палец;
б.2 – небольшое побуждение вперёд, надежда; при горизонтальном
положении кисти поднят указательный палец;
м.3 – уныние, жалоба; кисть слегка опущена вниз;
б.3 – радость, побуждение вперёд; кисть наполовину приподнята;
ч.4 – решительность, устремлённость; кисть ребром (указывает путь
к достижению цели);
ув.4 и ум.5 – сжатие, напряжённость; кисть сжата в кулак;
ч.5 – чистота, спокойствие; воздушность; горизонтальное
положение кисти на небольшую высоту;
м.6 – печаль, закрытость; полностью поникнувшая кисть руки;
б.6 – восторг, открытость; полное поднятие кисти руки;
м.7 – широта, свет, устремлённость – при сжатом кулаке 2
указательных пальца вверх;
б.7 – широта, острота, пронзительность; при сжатом кулаке
указательный палец вверх;
ч.8 – чистота, воздушность; горизонтальное положение кисти
высоко вверх.
Все эти интервалы даются сначала подряд, а потом в чередовании.
3. Пение нижнего и верхнего звуков в сыгранных преподавателем интервалах.
4. К сыгранному основанию указанного интервала спеть его вершину и наоборот.
5. Разделить учащихся на 2 группы. После звучания гармонического или мелодического интервала повторить заданный интервал.
6. Выполнить акустическое разрешение интервала.
7. Секвенционное повторение упражнений (каждое звено на 0,5 тона выше предыдущего). Способствует точному восприятию на слух и интонированию отдельных интервалов.
8. Сопоставление малых и больших, чистых и увеличенных, чистых и уменьшённых интервалов:
игра и пение от разных звуков;
переделывание сыгранных преподавателем или учеником малых интервалов на большие, больших – на малые, чистых – на увеличенные и уменьшённые и наоборот.
9. Пение интервальных цепочек из однородных интервалов, например,
секунд, снизу вверх и сверху вниз следующими способами:
все б.2;
все м.2;
чередуя б.2 и м.2;
чередуя м.2 и б.2.
на слоги та-та;
с разным ритмическим рисунком.
10. Интервальная последовательность Ёлочка - последовательное исполнение всех интервалов от одного звука, чередуя движение вниз и вверх:
одноголосно;
на 2 голоса – первые голоса вниз, вторые - вверх и наоборот;
первые голоса вниз, вторые - вверх, образующийся интервал - все вместе, повторяя каждый свой звук (гармонический вид интервала);
пение всех малых интервалов;
всех больших;
всех чистых.
11. Сложное параллельное движение по полутонам и тонам, например,
большими терциями, чистыми и уменьшёнными квинтами и др. Для достижения чистоты интонирования эти упражнения-попевки следует многократно повторять. Петь хором, группами по 3-4 человека и в итоге – вдвоём (Е.В. Давыдова, стр.106).
12. Анализ на слух с последующим пропеванием отдельных интервалов.
Делим октаву на 2 части и классифицируем интервалы следующим образом:
узкие интервалы – насыщенное звучание, широкие – как будто
чего-то не хватает, ощущение пустоты, пространства:
узкие, тесные широкие
консонирующие интервалы – благозвучие, диссонирующие – резкое звучание (вводится понятие спокойный и неспокойный интервал);
диссонирующие интервалы делятся на острый диссонанс – м.2, б.7 и мягкий диссонанс – б.2, м.7.
13. Определение на слух отдельных гармонических интервалов, основываясь на ощущении фонизма. Его психологическая основа – эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Для этого учащимся даются краткие характеристики выразительности гармонических интервалов. В данном случае речь идёт о выработке мгновенных реакций на гармонический интервал, как бы выключенный из ладотональной ситуации. Темп упражнений должен исключать возможность перевода гармонического интервала в мелодический вид.
14. Определение на слух нескольких интервалов, в том числе и с
закономерностями (для развития логического мышления), например,
б.2, б.7, б.6, б.3 – все большие;
тр., тр., тр., тр. – все тритоны;
м.2, б.7, ч.5, б.2, тр., м.2 – по краям малые секунды и т.д.
При ежедневной записи трёх, четырёх десятков интервалов за год накапливается более 10000 интервалов – вполне достаточная практика для приобретения уверенных навыков слушания интервалов. Запись трёх, четырёх десятков интервалов занимает 3-4 минуты в день.
Петь интервальные цепочки на основе этих интервалов.
15. Запись интервальных последовательностей:
без качественного обозначения интервалов, т.е. в более быстром темпе:
2, 4, 5, 7, 6;
с качественным обозначением интервалов: 2, 3, 6, 6, 7 (б.2, м.3, б.6, м.6, м.7).
Пропевание этих последовательностей в ладу и от заданного звука.
16. Нахождение ошибок в выписанной на доске интервальной последовательности при правильном проигрывании её преподавателем.
Интонационно-слуховые упражнения в тональности
1. Пение отдельного диатонического интервала, например, терции, от различных ступеней мажора и минора:
для начала рекомендуется петь все терции подряд (вверх и вниз);
затем отдельно большие и малые терции;
вразбивку любые терции в заданной тональности.
2. Заполнение данного интервала поступенным движением на основе гамм мажора и минора.
3. Чередование пения с игрой интервала на фортепиано. Определённую трудность при этом составляет использование разных ритмических рисунков.
4. Пение с названием нот мелодических и гармонических интервалов, сыгранных преподавателем в пределах указанной тональности.
5. Ладовое разрешение интервалов. Порядок упражнения заключается в следующем:
учащийся поёт тоническое трезвучие (наиболее удобное из 6 его
положений),
затем интонирует заданный интервал, как соотношение определённых ступеней лада, и разрешает его согласно тяготению.
6. Разрешение одного и того же интервала во всех возможных тональностях.
7. Пение характерных и хроматических интервалов с разрешением.
8. Пение диатонических секвенций со словами, например, до-ми - большая терция, ре-фа – малая терция, ми-соль – малая терция и т.д.
Исполнение данного упражнения в виде канона.
9. Пение одноголосных секвенций из пройденных интервалов в сопоставлении:
сначала спеть хроматическую секвенцию, обращая внимание на одинаковый интервальный состав звеньев;
потом – диатоническую, обращая внимание на разный интервальный состав звеньев;
чередовать пение одного звена вслух и мысленное пение другого.
10. Пение двухголосных секвенций из пройденных интервалов.
11. Составление собственных мотивов-звеньев для секвенций.
Пение секвенций важно для развития чуткости внутренних представлений и для усвоения конкретного звукового состава тональности. После того как секвенция спета целиком, её полезно транспонировать в различные, удобные по тесситуре тональности.
12. Вокальная импровизация мелодических фраз, предложений, периодов с заданным интервалом.
13. Досочинение отдельных фраз и предложений с использованием заданного интервала.
14. Пение диатонических и хроматических интервалов в виде цепочек, в которых второй звук предшествующего интервала служит исходным для последующего.
15. От I ступени лада спеть указанную последовательность интервалов, например, секунду (2), кварту (4), терцию (3), сексту (6). Затем спеть эту же последовательность, принимая:
последний звук каждого интервала за первый;
цифры за обозначение интервала и ступени.
16. В выписанной последовательности интервалов исполняется
основание каждого интервала, а вершина подыгрывается на фортепиано. И наоборот.
17. Предлагается последовательность интервалов с выписанным верхним
голосом - вершиной интервалов. Ученик исполняет её голосом, а основание подыгрывается на фортепиано или воспроизводится другим голосом. И наоборот.
18. В сыгранной преподавателем интервальной последовательности спеть нижний голос, верхний. Записать последовательность в тетрадь. Петь по вертикали. Транспонировать в другую тональность.
19. В предложенной последовательности интервалов спеть отдельно:
диатонические и хроматические интервалы;
консонирующие и диссонирующие;
устойчивые и неустойчивые.
Последовательности полезно пропевать не только снизу вверх, но и
сверху вниз.
20. Преподаватель записывает на бумаге двухголосный пример, состоящий из интервалов, чередующихся в одинаковом ритме, и поручает его петь на гласную двум учащимся, остальным предлагается записать созвучия в виде гармонического диктанта (половинными или целыми нотами). Вначале задание лучше строить так, чтобы во время движения одного голоса другой выдерживал звук.
21. Преподаватель называет звуки начального интервала и исполняет на фортепиано последовательность интервалов. Характер задания такой:
каждый из учащихся должен следить за своей партией, напевая её
вслед за фортепиано и называя звуки;
два ученика напевают свою партию на гласную (а или у), не
называя звуков; остальные записывают гармоническую
последовательность интервалов нотами, следя за голосами и начиная
запись с движущегося голоса.
Участники пения должны уметь внутренне следить за своим голосом и по требованию преподавателя в любой момент назвать звук (или оба звука) на котором преподаватель останавливает пение.
22. Учащиеся поют на слог записанную на доске интервальную последовательность (мелодически или гармонически), один ученик, сидя спиной к доске, записывает её нотами.
23. После настройки с помощью фортепиано на начальный интервал остальные ходы голосов делаются учащимися по нотам, называемым преподавателем (без проигрывания на фортепиано).
24. При игре интервала (без указания тональности) называется один из звуков интервала (нижнее до, верхнее ми и т.д.) и предлагается записать интервальный диктант нотами (И. Русяева. Одноголосные диктанты. Вып. 2. Цепочки интервалов однотональные и модулирующие, стр. 133-140).
25. Записать гармонический каркас двухголосного диктанта (первые доли такта). При последующих проигрываниях дополнить его недостающими звуками, образующими мелодическое движение в верхнем и нижнем голосах (Н. Островский. 1000 примеров музыкального диктанта. №№56-58, 753-756).
26. Дать на слух последовательность интервалов в тональности. Определить их и записать нотами. Предложить учащимся дополнить последовательность мелодическими звуками, а затем спеть её группой или дуэтом.
27. Определение функционального значения интервалов. Освоение интервалов тонической, субдоминантовой, доминантовой групп.
28. Исполнение гармонических последовательностей из трёх, четырёх интервалов, являющихся основой для плагальных, автентических, полных, каденционных, вспомогательных, проходящих, нижнетерцовых, прерванных гармонических оборотов.
29. Упражнения на осознание интервалов в составе аккордов.
30. Запись одноголосных и двухголосных музыкальных диктантов на изучаемый интервал. Транспонирование их на секунду и терцию. После написания двухголосные диктанты исполняются группой или парами.
31. Освоение обращений интервалов.
Как известно, обращение образуется в результате октавной перестановки звуков интервала, после чего основание становится вершиной, а вершина - основанием. Техника выполнения обращений интервалов осуществляется двумя способами:
Основание интервала проигрывается левой рукой, вершина - правой. При первом способе перестановки основание – левая рука – переносится на октаву вверх, вершина – правая рука – остаётся на месте.
При втором способе, наоборот, вершина – правая рука – переносится на октаву вниз, основание – левая рука – остаётся на месте.
В результате этого действия руки перекрещиваются, звуки меняются местами, получается новый интервал. Во время проигрывания одновременно пропеваются звуки и вслух фиксируется название интервала.
32. Определение на слух и интонирование мелодических и гармонических интервалов отдельно и в тональности с указанием ступеней, на которых они строятся. Умение слышать гармонический интервал даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить и слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии. Необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в мелодической форме.
Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания звуков, его консонантность и диссонантность. Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:
определить по звучанию консонанс и диссонанс;
определить, пропевая от основания к вершине, расстояние между звуками – узкий интервал или широкий;
определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.
Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), которое интервал образует. Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр, характер исполнения, местоположение в музыкальном предложении (в начале, середине, в момент кульминации, в кадансе).
Уместно приучать учащихся самим находить выразительные элементы в музыкальных примерах, рассуждать о специфических свойствах того или иного интервала, его значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – это способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством.
33. Узнавание указанных интервалов в исполняемой преподавателем мелодии. Пропевание их на нейтральный слог и с названием нот.
34. Определение гармонического строения мелодии на основе функционального значения интервалов и пение отдельных интервалов по требованию преподавателя.
35. По данному разрешению определить и спеть прозвучавший интервал, например: разрешение ми-до, интервал фа-си – ув.4, разрешение фа диез-ля, интервал ми диез-си – ум.5.
36. Определение на слух интервалов из диктанта, сыгранных преподавателем, глядя в ноты. Например, большая терция до-ми, малая секунда ми-фа с пропеванием данных интервалов.
37. Подбор мелодических ассоциаций на интервалы в виде начальных фраз песен и запись их от одного и того же звука с последующим пропеванием.
Основной задачей является осознание выразительной роли интервалов, восприятие их в качестве интонаций, с помощью которых раскрывается образная сущность музыки.
Песенные ассоциации на интервалы
м.2 – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам;
б.2 – С днём рожденья тебя;
м.3 – Не слышны в саду даже шорохи, Ёлочка;
б.3 – Чижик-пыжик, где ты был;
ч.4 – Пусть всегда будет солнце;
ч.5 – Дружба крепкая не сломается;
м.6 – Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко;
б.6 – В лесу родилась ёлочка;
м.7 – Много песен про Волгу пропето;
б.7 – Посмотри, как клонит ветки;
ч.8 – Надежда – мой компас земной.
Главная задача преподавателя при работе с интонационными и слуховыми упражнениями по освоению интервалов сводится к следующему:
научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях;
суметь услышать, определить любой интервал (как в мелодическом, так и в гармоническом звучании) в ладу, учитывая его функциональность, а также вне лада, опираясь на акустическую природу.
Работа над интервалами в целом позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения и развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений, необходимых в музыкальной практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. В.А. Вахромеев. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. - Музыка, Москва, 1966.
2. Е.В. Давыдова. Методика преподавания сольфеджио. - Музыка, Москва, 1975.
3. А.Л. Островский. Методика теории музыки и сольфеджио. – Музыка, Ленинград, 1970.
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. М., Музыка, 2014.
Скачать работу
ОГБПОУ Димитровградский
музыкальный колледж
Интонационные упражнения по освоению интервалов
Одной из необходимых форм работы по освоению интервалов являются интонационные упражнения (пение отдельных интервалов с разрешением и без разрешения, разрешение одного и того же интервала во всех возможных тональностях, пение интервальных последовательностей, секвенций на основе изучаемого интервала и т.д.). Интонационные упражнения в курсе сольфеджио:
содействуют развитию активного музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего);
вырабатывают умение чисто интонировать интервалы, способствуя тем самым более свободному слуховому восприятию гармонической структуры, что для музыканта, особенно дирижёра-хоровика, является профессиональной необходимостью;
воспитывают практические навыки осмысленного и свободного
исполнения при пении;
помогают развитию гармонического ощущения интервала как
самостоятельного музыкально-выразительного элемента;
служат поддержкой при записи мелодий, слуховом анализе;
дают возможность закрепить практически теоретические сведения, полученные на уроках теории музыки.
Для достижения прочности знаний и умений нужно помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии: ознакомление, слушание, запоминание путём многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Поэтому все интонационные упражнения надо сначала слушать, затем петь группой и лишь после этого проверять каждого ученика отдельно, устраняя выявленные индивидуальные недостатки.
При работе над интонационными упражнениями следует внимательно следить за качеством пения. Имеется в виду чистота интонации, свободное дыхание, пение распевно, легато.
Упражнения выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке преподавателя. Если ученик при групповом исполнении не строит данный интервал, т.е. не сливается в точный унисон, а чуть-чуть понижает, то преподаватель может сделать ему указание с помощью приёма повышения: маленький напряжённо-восходящий жест руки. Нужен дополняющий движение взгляд: слегка поднимающиеся брови при еле заметном выпрямлении головы. При необходимости воздействия в сторону понижения рука делает небольшое напряжённое нисходящее движение при еле заметном наклонении головы. Приёмы эти, заимствованные из дирижёрской практики, должны быть заранее разъяснены учащимся и поняты ими.
По мере усвоения интонационные упражнения следует оформлять ритмически, с возможным варьированием ритма и темпа. Вначале лучше брать несложный ритм, чтобы фиксировать внимание на интонации.
Одним из условий успешной работы над интонационными упражнениями является единство музыкально-художественной основы воспитания слуха (музыкального материала) и системы технических упражнений. Отрыв технических упражнений от интонационного содержания образцов музыки, усваиваемых в сольфеджировании и музыкальном диктанте, считается недопустимым. Музыкальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, народная музыка, а также упражнения, составленные преподавателем. Внимательное выполнение интонационных упражнений значительно повышает уровень сольфеджирования. Даже технические упражнения могут быть выполнены с известной музыкальной выразительностью. Учебный материал обычно располагается по принципу от простого к сложному и рассчитывается на различную степень подготовленности учащихся.
Определяя круг интонационных упражнений, который является основой
для освоения интервалов, необходимо использовать и музыкальное мышление, которое может быть логичным только тогда, когда имеется чёткое представление о месте каждого звука интервала в ладу и его связях с другими звуками лада в однотональном построении и о связях звуков интервала главной ладовой системы со звуками других систем – в модулирующем построении.
Формы исполнения упражнений могут быть самыми разными: это может быть пение группами, индивидуально, цепочкой, чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом. Основная задача интонационных упражнений – подготовить базу для чтения с листа, исполнения вокальных, хоровых и инструментальных произведений.
На уроках, связанных с освоением интервалов, используются и другие формы работы: слуховой анализ, музыкальный диктант, сольфеджирование, чтение с листа, творческие задания. Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха на основе изучения интервалов и таким образом способствовать выработке навыков чтения с листа и записи музыки. Большое значение при этом приобретает умелое использование разных видов работ.
Далее приводятся интонационные упражнения, способствующие формированию и развитию интервального слуха учащихся, точности и осмысленности интонационного воспроизведения ими интервалов.
Интонационно-слуховые упражнения вне тональности
1. Нахождение интервалов на фортепиано. Пение их с инструментом, а затем без инструмента от заданных звуков вверх и вниз. Это упражнение приносит значительную пользу в работе над развитием и укреплением интонации, а также даёт новый и очень важный аспект усвоения тональности, притом более активный. Здесь надо не только обнаружить ступени в уже заданной тональности, но и активно конструировать тональность через интервал.
Спеть интервал от заданного звука означает, что этому звуку следует придать определённое ладовое значение и затем от него сделать интонационный ход ко второму звуку. Таким образом, интонирование изолированного интервала отличается от контекстуального тем, что в первом случае исполнитель сам себе создаёт контекст (по желанию) и проецирует интервал, во втором – воспроизведение интервала связано с конкретными ступенями одной или двух определённых тональностей.
Если ученик интонирует интервал в заданной тональности, то ему играется настройка, по которой он слухом находит искомые ступени. Если он поёт тот же интервал от данного звука необходимо, чтобы он сам сознательно настраивался на тональность. Для этого следует давать разъяснение по каждому интервалу – как он естественнее воспринимается и осознаётся.
При пении консонирующих интервалов от данного звука нужно представлять их себе как устойчивые интервалы. Получается, что каждый интервал будет строиться или от I, или от V ступени. Таким образом, соотношение ступеней при интонировании консонирующих интервалов от звука будет следующим:
в м.3 при движении вверх – I-III ступени минора, при движении
вниз – V-III ступени мажора или III-I ступени минора;
в б.3 при движении вверх – I-III ступени мажора, при движении
вниз – V-III ступени минора или III-I ступени мажора;
в ч.4 при движении вверх – V-I ступени, при движении вниз – I-V
ступени;
в ч.5 при движении вверх – I-V ступени; при движении вниз – V-I
ступени;
в м.6 при движении вверх – V-(I)-III ступени минора (минорный
квартсекстаккорд с пропуском I ступени), при движении вниз – I-(V)-III
ступени мажора (мажорный секстаккорд с пропуском V ступени);
в б.6 при движении вверх – V-(I)-III ступени мажора (мажорный квартсекстаккорд с пропуском I ступени), при движении вниз – I-(V)-III ступени минора (минорный секстаккорд с пропуском V ступени).
Малые септимы интонируются на основе D7, т.е. как соотношение V-IV ступеней вверх и IV-V ступеней вниз или же на основе малого VII7.
Малые и большие секунды – по звукоряду, как соотношение отдельных ступеней. Например, надо построить от си вверх м.2. Ученик рассматривает данный звук как VII ступень и ведёт её в I ступень До мажора. Значит, он должен представить себе, что находится на вводном звуке тональности.
Тритоны и большие септимы от данного звука следует интонировать также при помощи опоры на предполагаемую тонику.
Следует заметить, что в основу слуховой опоры положены интервалы, в мелодическом отношении наиболее яркие, выразительные и чаще всего встречающиеся в мелодии. Например, в диатонике имеется 6 чистых кварт, однако устойчивой из них является только чистая кварта, построенная от V ступени. Как известно, это самая распространённая и выразительная интонация, с которой начинаются гимны, марши, песни знакомые учащимся, например, Гимн России, Интернационал.
Данный метод работы с интервалами от звука гарантирует от случайного интонирования. Пользуясь им, учащиеся достигают большей точности в пении интервалов, ясно представляя себе их возможное ладовое положение. Тренировка в интонировании интервалов от отдельных звуков служит накоплению внутренних слуховых представлений. Вокально-певческие ощущения при пении разных интервалов также способствуют закреплению в памяти их звуковых образов.
2. Показ и интонирование интервалов от одного и того же звука вверх по указанию руки преподавателя. Применение знаков-символов для характеристики и пения интервалов.
Данный приём полезен на начальной стадии освоения интервалов и может быть использован (в тональности или вне тональности) для большей наглядности при восприятии интервалов и их выразительной функции. Каждому интервалу соответствует определённое положение кисти руки:
ч.1 – спокойно, уравновешенно; горизонтальное положение кисти
руки, а также исходное положение для других интервалов;
м.2 – острота, осторожность; при горизонтальном положении кисти
слегка приподнят указательный палец;
б.2 – небольшое побуждение вперёд, надежда; при горизонтальном
положении кисти поднят указательный палец;
м.3 – уныние, жалоба; кисть слегка опущена вниз;
б.3 – радость, побуждение вперёд; кисть наполовину приподнята;
ч.4 – решительность, устремлённость; кисть ребром (указывает путь
к достижению цели);
ув.4 и ум.5 – сжатие, напряжённость; кисть сжата в кулак;
ч.5 – чистота, спокойствие; воздушность; горизонтальное
положение кисти на небольшую высоту;
м.6 – печаль, закрытость; полностью поникнувшая кисть руки;
б.6 – восторг, открытость; полное поднятие кисти руки;
м.7 – широта, свет, устремлённость – при сжатом кулаке 2
указательных пальца вверх;
б.7 – широта, острота, пронзительность; при сжатом кулаке
указательный палец вверх;
ч.8 – чистота, воздушность; горизонтальное положение кисти
высоко вверх.
Все эти интервалы даются сначала подряд, а потом в чередовании.
3. Пение нижнего и верхнего звуков в сыгранных преподавателем интервалах.
4. К сыгранному основанию указанного интервала спеть его вершину и наоборот.
5. Разделить учащихся на 2 группы. После звучания гармонического или мелодического интервала повторить заданный интервал.
6. Выполнить акустическое разрешение интервала.
7. Секвенционное повторение упражнений (каждое звено на 0,5 тона выше предыдущего). Способствует точному восприятию на слух и интонированию отдельных интервалов.
8. Сопоставление малых и больших, чистых и увеличенных, чистых и уменьшённых интервалов:
игра и пение от разных звуков;
переделывание сыгранных преподавателем или учеником малых интервалов на большие, больших – на малые, чистых – на увеличенные и уменьшённые и наоборот.
9. Пение интервальных цепочек из однородных интервалов, например,
секунд, снизу вверх и сверху вниз следующими способами:
все б.2;
все м.2;
чередуя б.2 и м.2;
чередуя м.2 и б.2.
на слоги та-та;
с разным ритмическим рисунком.
10. Интервальная последовательность Ёлочка - последовательное исполнение всех интервалов от одного звука, чередуя движение вниз и вверх:
одноголосно;
на 2 голоса – первые голоса вниз, вторые - вверх и наоборот;
первые голоса вниз, вторые - вверх, образующийся интервал - все вместе, повторяя каждый свой звук (гармонический вид интервала);
пение всех малых интервалов;
всех больших;
всех чистых.
11. Сложное параллельное движение по полутонам и тонам, например,
большими терциями, чистыми и уменьшёнными квинтами и др. Для достижения чистоты интонирования эти упражнения-попевки следует многократно повторять. Петь хором, группами по 3-4 человека и в итоге – вдвоём (Е.В. Давыдова, стр.106).
12. Анализ на слух с последующим пропеванием отдельных интервалов.
Делим октаву на 2 части и классифицируем интервалы следующим образом:
узкие интервалы – насыщенное звучание, широкие – как будто
чего-то не хватает, ощущение пустоты, пространства:
узкие, тесные широкие
консонирующие интервалы – благозвучие, диссонирующие – резкое звучание (вводится понятие спокойный и неспокойный интервал);
диссонирующие интервалы делятся на острый диссонанс – м.2, б.7 и мягкий диссонанс – б.2, м.7.
13. Определение на слух отдельных гармонических интервалов, основываясь на ощущении фонизма. Его психологическая основа – эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Для этого учащимся даются краткие характеристики выразительности гармонических интервалов. В данном случае речь идёт о выработке мгновенных реакций на гармонический интервал, как бы выключенный из ладотональной ситуации. Темп упражнений должен исключать возможность перевода гармонического интервала в мелодический вид.
14. Определение на слух нескольких интервалов, в том числе и с
закономерностями (для развития логического мышления), например,
б.2, б.7, б.6, б.3 – все большие;
тр., тр., тр., тр. – все тритоны;
м.2, б.7, ч.5, б.2, тр., м.2 – по краям малые секунды и т.д.
При ежедневной записи трёх, четырёх десятков интервалов за год накапливается более 10000 интервалов – вполне достаточная практика для приобретения уверенных навыков слушания интервалов. Запись трёх, четырёх десятков интервалов занимает 3-4 минуты в день.
Петь интервальные цепочки на основе этих интервалов.
15. Запись интервальных последовательностей:
без качественного обозначения интервалов, т.е. в более быстром темпе:
2, 4, 5, 7, 6;
с качественным обозначением интервалов: 2, 3, 6, 6, 7 (б.2, м.3, б.6, м.6, м.7).
Пропевание этих последовательностей в ладу и от заданного звука.
16. Нахождение ошибок в выписанной на доске интервальной последовательности при правильном проигрывании её преподавателем.
Интонационно-слуховые упражнения в тональности
1. Пение отдельного диатонического интервала, например, терции, от различных ступеней мажора и минора:
для начала рекомендуется петь все терции подряд (вверх и вниз);
затем отдельно большие и малые терции;
вразбивку любые терции в заданной тональности.
2. Заполнение данного интервала поступенным движением на основе гамм мажора и минора.
3. Чередование пения с игрой интервала на фортепиано. Определённую трудность при этом составляет использование разных ритмических рисунков.
4. Пение с названием нот мелодических и гармонических интервалов, сыгранных преподавателем в пределах указанной тональности.
5. Ладовое разрешение интервалов. Порядок упражнения заключается в следующем:
учащийся поёт тоническое трезвучие (наиболее удобное из 6 его
положений),
затем интонирует заданный интервал, как соотношение определённых ступеней лада, и разрешает его согласно тяготению.
6. Разрешение одного и того же интервала во всех возможных тональностях.
7. Пение характерных и хроматических интервалов с разрешением.
8. Пение диатонических секвенций со словами, например, до-ми - большая терция, ре-фа – малая терция, ми-соль – малая терция и т.д.
Исполнение данного упражнения в виде канона.
9. Пение одноголосных секвенций из пройденных интервалов в сопоставлении:
сначала спеть хроматическую секвенцию, обращая внимание на одинаковый интервальный состав звеньев;
потом – диатоническую, обращая внимание на разный интервальный состав звеньев;
чередовать пение одного звена вслух и мысленное пение другого.
10. Пение двухголосных секвенций из пройденных интервалов.
11. Составление собственных мотивов-звеньев для секвенций.
Пение секвенций важно для развития чуткости внутренних представлений и для усвоения конкретного звукового состава тональности. После того как секвенция спета целиком, её полезно транспонировать в различные, удобные по тесситуре тональности.
12. Вокальная импровизация мелодических фраз, предложений, периодов с заданным интервалом.
13. Досочинение отдельных фраз и предложений с использованием заданного интервала.
14. Пение диатонических и хроматических интервалов в виде цепочек, в которых второй звук предшествующего интервала служит исходным для последующего.
15. От I ступени лада спеть указанную последовательность интервалов, например, секунду (2), кварту (4), терцию (3), сексту (6). Затем спеть эту же последовательность, принимая:
последний звук каждого интервала за первый;
цифры за обозначение интервала и ступени.
16. В выписанной последовательности интервалов исполняется
основание каждого интервала, а вершина подыгрывается на фортепиано. И наоборот.
17. Предлагается последовательность интервалов с выписанным верхним
голосом - вершиной интервалов. Ученик исполняет её голосом, а основание подыгрывается на фортепиано или воспроизводится другим голосом. И наоборот.
18. В сыгранной преподавателем интервальной последовательности спеть нижний голос, верхний. Записать последовательность в тетрадь. Петь по вертикали. Транспонировать в другую тональность.
19. В предложенной последовательности интервалов спеть отдельно:
диатонические и хроматические интервалы;
консонирующие и диссонирующие;
устойчивые и неустойчивые.
Последовательности полезно пропевать не только снизу вверх, но и
сверху вниз.
20. Преподаватель записывает на бумаге двухголосный пример, состоящий из интервалов, чередующихся в одинаковом ритме, и поручает его петь на гласную двум учащимся, остальным предлагается записать созвучия в виде гармонического диктанта (половинными или целыми нотами). Вначале задание лучше строить так, чтобы во время движения одного голоса другой выдерживал звук.
21. Преподаватель называет звуки начального интервала и исполняет на фортепиано последовательность интервалов. Характер задания такой:
каждый из учащихся должен следить за своей партией, напевая её
вслед за фортепиано и называя звуки;
два ученика напевают свою партию на гласную (а или у), не
называя звуков; остальные записывают гармоническую
последовательность интервалов нотами, следя за голосами и начиная
запись с движущегося голоса.
Участники пения должны уметь внутренне следить за своим голосом и по требованию преподавателя в любой момент назвать звук (или оба звука) на котором преподаватель останавливает пение.
22. Учащиеся поют на слог записанную на доске интервальную последовательность (мелодически или гармонически), один ученик, сидя спиной к доске, записывает её нотами.
23. После настройки с помощью фортепиано на начальный интервал остальные ходы голосов делаются учащимися по нотам, называемым преподавателем (без проигрывания на фортепиано).
24. При игре интервала (без указания тональности) называется один из звуков интервала (нижнее до, верхнее ми и т.д.) и предлагается записать интервальный диктант нотами (И. Русяева. Одноголосные диктанты. Вып. 2. Цепочки интервалов однотональные и модулирующие, стр. 133-140).
25. Записать гармонический каркас двухголосного диктанта (первые доли такта). При последующих проигрываниях дополнить его недостающими звуками, образующими мелодическое движение в верхнем и нижнем голосах (Н. Островский. 1000 примеров музыкального диктанта. №№56-58, 753-756).
26. Дать на слух последовательность интервалов в тональности. Определить их и записать нотами. Предложить учащимся дополнить последовательность мелодическими звуками, а затем спеть её группой или дуэтом.
27. Определение функционального значения интервалов. Освоение интервалов тонической, субдоминантовой, доминантовой групп.
28. Исполнение гармонических последовательностей из трёх, четырёх интервалов, являющихся основой для плагальных, автентических, полных, каденционных, вспомогательных, проходящих, нижнетерцовых, прерванных гармонических оборотов.
29. Упражнения на осознание интервалов в составе аккордов.
30. Запись одноголосных и двухголосных музыкальных диктантов на изучаемый интервал. Транспонирование их на секунду и терцию. После написания двухголосные диктанты исполняются группой или парами.
31. Освоение обращений интервалов.
Как известно, обращение образуется в результате октавной перестановки звуков интервала, после чего основание становится вершиной, а вершина - основанием. Техника выполнения обращений интервалов осуществляется двумя способами:
Основание интервала проигрывается левой рукой, вершина - правой. При первом способе перестановки основание – левая рука – переносится на октаву вверх, вершина – правая рука – остаётся на месте.
При втором способе, наоборот, вершина – правая рука – переносится на октаву вниз, основание – левая рука – остаётся на месте.
В результате этого действия руки перекрещиваются, звуки меняются местами, получается новый интервал. Во время проигрывания одновременно пропеваются звуки и вслух фиксируется название интервала.
32. Определение на слух и интонирование мелодических и гармонических интервалов отдельно и в тональности с указанием ступеней, на которых они строятся. Умение слышать гармонический интервал даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить и слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии. Необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в мелодической форме.
Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания звуков, его консонантность и диссонантность. Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:
определить по звучанию консонанс и диссонанс;
определить, пропевая от основания к вершине, расстояние между звуками – узкий интервал или широкий;
определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.
Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), которое интервал образует. Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр, характер исполнения, местоположение в музыкальном предложении (в начале, середине, в момент кульминации, в кадансе).
Уместно приучать учащихся самим находить выразительные элементы в музыкальных примерах, рассуждать о специфических свойствах того или иного интервала, его значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – это способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством.
33. Узнавание указанных интервалов в исполняемой преподавателем мелодии. Пропевание их на нейтральный слог и с названием нот.
34. Определение гармонического строения мелодии на основе функционального значения интервалов и пение отдельных интервалов по требованию преподавателя.
35. По данному разрешению определить и спеть прозвучавший интервал, например: разрешение ми-до, интервал фа-си – ув.4, разрешение фа диез-ля, интервал ми диез-си – ум.5.
36. Определение на слух интервалов из диктанта, сыгранных преподавателем, глядя в ноты. Например, большая терция до-ми, малая секунда ми-фа с пропеванием данных интервалов.
37. Подбор мелодических ассоциаций на интервалы в виде начальных фраз песен и запись их от одного и того же звука с последующим пропеванием.
Основной задачей является осознание выразительной роли интервалов, восприятие их в качестве интонаций, с помощью которых раскрывается образная сущность музыки.
Песенные ассоциации на интервалы
м.2 – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам;
б.2 – С днём рожденья тебя;
м.3 – Не слышны в саду даже шорохи, Ёлочка;
б.3 – Чижик-пыжик, где ты был;
ч.4 – Пусть всегда будет солнце;
ч.5 – Дружба крепкая не сломается;
м.6 – Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко;
б.6 – В лесу родилась ёлочка;
м.7 – Много песен про Волгу пропето;
б.7 – Посмотри, как клонит ветки;
ч.8 – Надежда – мой компас земной.
Главная задача преподавателя при работе с интонационными и слуховыми упражнениями по освоению интервалов сводится к следующему:
научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях;
суметь услышать, определить любой интервал (как в мелодическом, так и в гармоническом звучании) в ладу, учитывая его функциональность, а также вне лада, опираясь на акустическую природу.
Работа над интервалами в целом позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения и развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений, необходимых в музыкальной практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. В.А. Вахромеев. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. - Музыка, Москва, 1966.
2. Е.В. Давыдова. Методика преподавания сольфеджио. - Музыка, Москва, 1975.
3. А.Л. Островский. Методика теории музыки и сольфеджио. – Музыка, Ленинград, 1970.
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. М., Музыка, 2014.