Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Искусственный интеллект в работе учителя" | Байшихина Анастасия Олеговна. Работа №363647

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В последние годы искусственный интеллект (ИИ) стремительно проникает во все сферы нашей жизни, и образование не является исключением. Современные технологии становятся необходимыми инструментами, позволяющими повысить качество обучения, сделать его более персонализированным и доступным. В условиях быстро меняющегося мира учителя сталкиваются с новыми вызовами, такими как необходимость интеграции технологий в образовательный процесс и адаптация к новым требованиям рынка труда. Важность применения ИИ в образовательной системе очевидна, и обсудить эту тему крайне актуально, учитывая стремительное развитие технологий и их влияние на обучение.

 

С помощью ИИ мы можем автоматизировать рутинные задачи, такие как проверка домашних заданий или создание индивидуализированных учебных планов. Это позволяет педагогам больше времени уделять творческой части своей работы и взаимодействовать с учениками. Однако внедрение ИИ в образовательный процесс вызывает много вопросов и требует внимательного анализа.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

“ИИ в работе учителя”

Факультет начального образования

4 курс 410н группы

Байшихина Анастасия Олеговна

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

учебный год 2024-2025

Екатеринбург, 2025

Содержание:

Содержание……………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………….…3

Основная часть………………….…………………...………………………...6

Заключение..…………………………………………………….……….…...12

Использованные источники…………………………………………………13


Введение:

Актуальность: в последние годы искусственный интеллект (ИИ) стремительно проникает во все сферы нашей жизни, и образование не является исключением. Современные технологии становятся необходимыми инструментами, позволяющими повысить качество обучения, сделать его более персонализированным и доступным. В условиях быстро меняющегося мира учителя сталкиваются с новыми вызовами, такими как необходимость интеграции технологий в образовательный процесс и адаптация к новым требованиям рынка труда. Важность применения ИИ в образовательной системе очевидна, и обсудить эту тему крайне актуально, учитывая стремительное развитие технологий и их влияние на обучение.

С помощью ИИ мы можем автоматизировать рутинные задачи, такие как проверка домашних заданий или создание индивидуализированных учебных планов. Это позволяет педагогам больше времени уделять творческой части своей работы и взаимодействовать с учениками. Однако внедрение ИИ в образовательный процесс вызывает много вопросов и требует внимательного анализа.

Цель: главной целью данного доклада является исследование роли и возможностей искусственного интеллекта в работе учителя. Мы стремимся выяснить, как ИИ может повысить эффективность образовательного процесса, облегчить рутинные задачи педагогов и улучшить учебную среду для учащихся.

Для достижения поставленной цели в рамках нашего доклада рассмотрены задачи:

1. Анализ текущих тенденций: Рассмотреть современные подходы к использованию ИИ в образовании и проанализировать существующие технологии и инструменты.

2. Обсуждение преимуществ и рисков: Определить основные преимущества использования ИИ в процессе обучения, а также выявить возможные риски и вызовы, связанные с его применением.

3. Разработка рекомендаций: Предложить рекомендации по внедрению ИИ в образовательный процесс и подготовке учителей к использованию новых технологий.

4. Этические аспекты: Обсудить этические вопросы, связанные с использованием ИИ в образовательной среде, и важность гуманитарного подхода в сочетании с технологическими инновациями.

Новизна темы доклада "ИИ в работе учителя":

1. Актуальные технологии: Тема искусственного интеллекта в образовании остается на переднем крае научных и практических исследований. Новизна заключается в том, что мы рассматриваем не только уже известные инструменты и подходы, но и новые, развивающиеся технологии, такие как системы адаптивного обучения, виртуальные помощники, аналитика больших данных для образовательных целей, а также их влияние на учебный процесс.

2. Персонализация обучения: ИИ предлагает уникальные возможности для персонализации образовательного процесса, что является крайне актуальным в контексте современных учебных стандартов. Мы рассматриваем, как учителя могут использовать ИИ для создания индивидуализированных учебных программ и подходов к каждому ученику.

3. Изменение роли учителя: В докладе мы обсудим, как внедрение ИИ изменяет традиционную роль учителя, превращая его из простого транслятора знаний в наставника и консультанта, что является новаторским подходом к педагогической деятельности.

4. Этические аспекты и вызовы: Обсуждение этических вопросов внедрения ИИ в образование — это относительно новая и важная тема. Мы проанализируем возможные последствия и риски, связанные с использованием ИИ, такие как privacy (приватность) и возможность дискриминации, что открывает новые горизонты для дискуссий.

Обоснование темы:

1. Растущая зависимость от технологий: С учетом того, что технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, необходимо исследовать, как ИИ может быть эффективно внедрен в работу практикующих учителей. Это актуально как с точки зрения педагогики, так и в контексте подготовки будущих специалистов.

2. Потребность в инновациях: В условиях глобализации и быстрого изменения рынка труда, системы образования должны адаптироваться к новым требованиям. ИИ может стать катализатором этих изменений, оптимизируя процессы и повышая качество образования.

3. Психологические и методические исследования: Научные исследования показывают, что интеграция технологий в обучение положительно влияет на мотивацию учащихся и их результаты. Это подчеркивает необходимость и значимость темы для дальнейших исследований.

4. Социальные изменения: Введение ИИ в образование открывает новые горизонты для обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех учеников, включая тех, кто сталкивается с различными трудностями в обучении.

Таким образом, наша тема "ИИ в работе учителя" не только актуальна, но и представляет собой важный шаг в построении образовательной системы нового поколения, где технологии играют ключевую роль в развитии и обучении.

В рамках данного доклада рассмотрим, как именно ИИ может быть использован в классе, какие существуют примеры успешной интеграции этой технологии в образовательный процесс, а также обсудим возможные вызовы и этические аспекты, связанные с использованием ИИ в обучении.

Наша цель — показать, что искусственный интеллект не заменяет гуманитарный подход в образовании, а, напротив, может стать мощным инструментом, который поддерживает и развивает индивидуальные способности каждого ученика.

Примите приглашение углубиться в данную тему и обсудить перспективы, которые открываются перед нами благодаря внедрению новых технологий в образовательный процесс!

Основная часть:

Как и в других сферах, ИИ в обучении позволяет оптимизировать и ускорить работу, а также повысить KPI преподавателя. Например, с помощью алгоритмов можно в более короткие сроки разрабатывать больший объем тематических заданий. Или потратить гораздо меньше времени на подготовку развернутых планов занятий.

В целом с помощью ИИ уже неплохо удается:

ускорить работу над контентом, например, презентациями, графиками, схемами и так далее;

избавить преподавателей от страха чистого листа;

увеличить пул кейсов, упражнений, тестов и другого типа заданий для учеников и уменьшить время на их подготовку;

оптимизировать работу по расшифровке аудио, например, лекций, вебинаров или даже голосовых сообщений от обучающихся;

сократить время на предоставление обратной связи ученикам.

Промпт ― это задание для нейросети на естественном языке. Иными словами, подробное описание того «продукта», который вы хотите получить. Чем корректнее будет составлен промпт, тем более эффективным он будет, то есть тем полезнее получится тот ответ, который вы получите от нейросети. После небольшого редактирования этот результат можно поместить в контекст ― например, в презентацию или методичку.

Чтобы промпт сработал, важно:

подробно описать задачу;

добавить тему или объект;

указать целевую аудиторию;

добавить как можно больше деталей. Например, если создаете картинку, напишите, в каком стиле и какого размера она должна быть;

не использовать сокращения, просторечия или сленг;

«говорить» с англоязычными нейросетями на английском языке;

следить, чтобы детали запроса не противоречили друг другу.

Для создания тестов.

Нейросети могут генерировать неограниченное количество тестовых заданий на заданную тему. Для этих целей подойдет, например, Google Gemini.

Learning Catalytics:

использует ИИ для анализа ответов студентов на вопросы в режиме реального времени. Платформа способна определить, правильно ли ответил ученик, и предложить дополнительные ресурсы для изучения темы, если это необходимо.

Для написания текстов заданий, кейсов, задач.

Алгоритмы также прописывают подробные инструкции с условиями для любых вопросов. К примеру, можно попросить нейросеть описать условия задачи по физике для определения скорости движения тел в космосе. Или же экономический кейс на тему зависимости спроса и предложения. С этой задачей справляются практически любые чат-боты. Например, всем известные ChatGPT или Yandex GPT.

Eduaide.AI:

Предоставляя более 100 типов ресурсов для создания уроков, Eduaide.AI также обладает функцией адаптивного обучения. Система анализирует прогресс каждого ученика и предлагает персонализированные задания и материалы, что особенно ценно при работе с классами, где у учеников разный уровень подготовки.

Quizlet Learn:

Используя алгоритмы машинного обучения, этот инструмент создает персонализированные планы обучения для каждого ученика, адаптируя сложность и тип заданий в зависимости от прогресса. Это позволяет эффективно закреплять материал и выявлять области, требующие дополнительного внимания.

IBM Watson Element:

использует когнитивные вычисления для создания персонализированных рекомендаций по учебному контенту. Система анализирует данные о предыдущем опыте обучения студента, его интересах и уровне знаний, после чего предлагает наиболее подходящие материалы и упражнения.

ASSISTments:

разработана Массачусетским технологическим институтом. Она автоматически генерирует домашние задания и тесты на основе индивидуальных целей и сильных сторон каждого ученика. Таким образом, студенты получают персонализированный опыт обучения, который помогает им достичь максимального прогресса.

Google Classroom:

предоставляет инструменты для автоматической проверки заданий и формирования отчетов об успеваемости студентов. Учителя могут легко отслеживать прогресс каждого ученика и быстро получать обратную связь о качестве выполненных работ.

Duolingo:

использует алгоритмы машинного обучения для адаптации контента под уровень знаний пользователя. Пользователи могут проходить курсы на разных языках, получать мгновенную обратную связь и соревноваться с друзьями в достижении целей.

Для разработки игр.

Чат-боты умеют прописывать задания, варианты ответов, условия игры, ответы жюри и так далее. После преподавателю необходимо отредактировать тексты и собрать все воедино. Для этой задачи также можно использовать ChatGPT или Yandex GPT.

Для подготовки презентации.

Можно создать презентацию с нуля, попросить улучшить уже готовую или сверстать на основе плана занятия. Для этого подойдет алгоритм GAMMA App.

Canva Magic Write:

Помимо создания презентаций и планов уроков, этот инструмент предлагает функции для генерации идей и концепций занятий. Используя алгоритмы ИИ, Canva Magic Write может предложить различные подходы к подаче материала, учитывая тему урока и возраст учеников.

Slidesgo:

Этот инструмент не только предоставляет шаблоны для презентаций, но и использует ИИ для анализа содержания урока, предлагая наиболее подходящие визуальные элементы и структуру презентации. Это помогает учителям создавать более эффективные презентации без глубоких знаний в области дизайна.

Gamma app и Slides.ai:

создают презентации, плакаты и другие визуальные материалы.

Для генерации визуального контента.

Картинки, диаграммы, схемы ― перед нейросетью можно поставить много разных задач. Это поможет быстрее создавать контент и добиться визуального единообразия в учебных материалах. Подобных нейросетей сотни, но для российских пользователей одной из самых удобных остается Kandinsky. Он доступен на территории страны, бесплатен для всех пользователей и не предполагает ограничений по количеству картинок, которые можно создать за день.

Open AI DALL-E, MidJourney, Kandinsky и Шедеврум:

для генерации изображений.

Для перевода аудио в текст.

Многим удобнее работать с текстовыми материалами. Однако чаще всего записи вебинаров, лекций и сообщения от студентов преподаватели получают в аудиоформате. Переложить задачу по их расшифровке можно на нейросеть. С этим отлично справится, например, JILL WHITE AI SUMMARY. К тому же алгоритм делает пересказ с выделением главных тезисов. К слову, с помощью чат-бота можно сгенерировать автоматические ответы для обучающихся, которые пишут в нерабочее время.

AudioPen:

Этот инновационный инструмент преобразует голос в текст, что особенно полезно для создания конспектов уроков, написания отчетов или коммуникации с родителями.

AudioPen не только экономит время, но и позволяет учителям фиксировать свои идеи и мысли в момент их возникновения, что может быть очень ценно для творческого процесса.

Otter:

расшифровывает и делает конспекты по видеовстречам в Zoom, Google Meet и Microsoft Teams.

Для работы с текстом.

Еще чат-боты могут помочь разнообразить привычные форматы занятий. Например, можно попросить студентов с их помощью написать эссе на английском языке, подготовить текст выступления или составить резюме. А после ― отредактировать полученный контент и довести его до «идеального» состояния. Для работы с текстами на английском удобно использовать чат Pi. Такая работа, если она не предполагает активный этап редактирования и детально проработанной инструкции взаимодействия с нейросетью, может превратиться в «контрольное списывание» подготовленного алгоритмом текста.

Grammarly for Education:

Этот ИИ-помощник не только проверяет грамматику и орфографию, но и помогает учителям и ученикам улучшать стиль письма, делая коммуникацию более четкой и эффективной. Он особенно полезен при написании отчетов, эссе и исследовательских работ.

Merlin:

— текстовая нейросеть, работает как расширение к браузеру. Может редактировать и конспектировать тексты из PDF-файлов и веб-страниц. То есть необязательно загружать текст в диалог с ИИ, можно просто щелкнуть на специальную кнопку и сразу получить конспект статьи.

Для составления развернутого плана занятий.

Эту проблему также способен решить ChatGPT. Ему лишь нужно «передать» всю необходимую информацию и точно прописать задание. А после получения ответа отредактировать его.

Curipod:

Этот инструмент выходит за рамки простого создания интерактивных уроков. Он позволяет учителям разрабатывать целые образовательные сценарии, включающие различные виды активностей – от опросов и облаков слов до мини-игр и симуляций.

Curipod особенно эффективен для развития навыков критического мышления и творческого подхода к решению задач.

OpenAI:

Помимо генерации идей для уроков, он может быть использован для создания сценариев ролевых игр, симуляций исторических событий или научных экспериментов. Это помогает сделать обучение более иммерсивным и запоминающимся.

Brainly Predictions:

анализирует большие объемы данных о предыдущей успеваемости студентов и их взаимодействии с обучающим контентом, чтобы предсказать вероятность успешного завершения курса. На основе этих прогнозов учителя могут принимать решения о дополнительных ресурсах или изменениях в учебном плане.

Золотые сервисы

Brisk Teaching —

ИИ-сервис, специально разработанный для сферы образования. Создает планы уроков, презентации, тесты, упражнения и другие методические материалы, проверяет домашние работы.

LanguageTool и Орфограммка

— проверяют орфографию, пунктуации и стилистику. У «Орфограммки» функционал богаче, но она работает только с русским, а в Language Tool доступно более 20 языков и диалектов.

Кроме того, существует множество ИИ-ассистентов, таких как Cleverbot, которые помогают учителям управлять коммуникациями с родителями и отвечать на часто задаваемые вопросы. Эти ассистенты работают круглосуточно, что особенно полезно в условиях загруженного рабочего графика учителей.

ИИ в работе с учениками

Риск, что ученик просто бездумно скопирует результат нейросети, велик. Но запрещать из-за этого использовать ИИ-сервисы всё равно неправильно (и на самом деле даже бессмысленно: запрещая что-то, вы только подстегнете учеников действовать вам наперекор).

Чтобы минимизировать риски, разработайте свод правил применения нейросетей. И открыто представьте этот «манифест» студентам перед началом обучения. Еще важно после такой публичной презентации доработать список правил вместе с учениками и учесть их пожелания ― так вы повысите значимость «манифеста».

Такой свод правил должен:

быть общим для всего учебного учреждения, чтобы ученики не запутались. Важно привлечь к его составлению коллег из всех подразделений, чтобы вы вместе смогли учесть специфику разных предметных областей. Пропишите все оговорки для каждого конкретного предмета;

очерчивать, какие инструменты и как можно использовать. Важно упомянуть, как именно студент должен проинформировать преподавателя, что работал с ИИ;

делать акцент на том, что ответственность за применение ИИ лежит на студенте, а не алгоритме;

оговаривать, с помощью каких инструментов работы будут проверять на плагиат и к каким последствиям приведет нарушение правил.

Объясните, что ИИ ― это инструмент и помощник. Он не может заменить человека, а значит ему нельзя полностью делегировать задачи. Во время занятий попробуйте сместить акцент в обучении с результата на процесс, уделите время развитию навыков критического мышлении, проверьте, как мыслят ученики и какие вопросы они задают.

Ольга Акимова, доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, автор телеграм-канала об инструментах ИИ для преподавателей «Дневник злобного препода»:

Чаще всего я использую в качестве ассистента и младшего научного сотрудника текстовые нейросети, например, платформу Brisk Teaching. Ее можно установить в виде расширения к браузеру. ИИ работает автономно и генерирует контент на нескольких языках, включая русский.

Я часто использую Brisk для работы с обратной связью. Он может дать советы, как улучшить результат, выделить зоны роста, описать преимущества работы. Все комментарии автоматически формируются в Google-документе. Например, я анализирую написанные студентами эссе на иностранном языке на предмет ошибок и соответствие стилю, анализирую, какие слова они используют, и предлагаю улучшить некоторые места за счет лексических единиц более сложного уровня. Все это происходит за секунды – по щелчку мыши.

Заключение:

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что использование ИИ в образовательной среде открывает перед нами уникальные перспективы. Современные технологии могут значительно упростить уход за рутинными задачами, позволяя учителям сосредоточиться на самом важном — на взаимодействии с учениками и развитии их творческого потенциала.

Искусственный интеллект – это не угроза, а мощный союзник современного учителя. Используя представленные инструменты, педагоги могут значительно повысить эффективность своей работы и качество образования. Важно помнить, что ИИ не заменяет учителя, а усиливает его возможности, позволяя сосредоточиться на самом важном – развитии личности ученика.

Помните: будущее образования создается сегодня, и именно Вы, современные педагоги, стоите у истоков этих захватывающих изменений. Используйте потенциал ИИ, чтобы сделать образование более доступным, эффективным и увлекательным для каждого ученика.

ИИ предлагает возможности для персонализированного обучения, что особенно актуально в условиях разнообразия учебных стилей и потребностей учащихся. Однако, внедряя эти технологии, мы должны помнить о важности этических норм и сохранять гуманитарный подход в образовании. Применение ИИ должно дополнить, а не заменить, человеческий элемент, который является основой успешного обучения.

Кроме того, важно продолжать исследовать и анализировать результаты использования ИИ в школе, а также развивать навыки учителей для работы с новыми технологиями. Необходимо взаимодействовать с коллегами, обсуждая лучшие практики и делясь опытом.

Оставайтесь открытыми к экспериментам и инновациям. Будущее образования будет все больше связано с технологиями, и только совместными усилиями мы сможем создать эффективную и вдохновляющую образовательную среду для учеников.


Источники информации:

Промпты для нейросетей: правила составления и примеры запросов / Skillbox Media

Искусственный интеллект в образовании — Учителям

Генератор QR кода - Бесплатный онлайн генератор QR кода

Яндекс

10 лучших инструментов искусственного интеллекта для образования (март 2025 г.) (2025 г.) - Unite.AI

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз