Искусство быть здоровым. Статья по валеологии | Гришненко Надежда Александровна. Работа №332115
Потребность формирования у детей представления о здоровом оразе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании и воспитании дошколников. В связи с этим у нас возникла гипотеза, то воспитание валеологиеской культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что такое валеологическая культура? Это осознанное отношение к себе, это знание о том как поддерживать здоровый образ жизни и способность поддерживать его во многих отраслях в целях самопомощи. Как можно научить ребенко осознанно относиться к здоровью и к жизни? Мы попытались ответить на эти вопросы программой дополнительного оразования "Искусство быть здоровым" и этой статьей.
«ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы”.
В. А. Сухомлинский
Образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Более 12% детей старшего дошкольного возраста уже имеют 3-ю группу здоровья, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В связи с этим у нас возникла гипотеза, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура?
Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Так появилась дополнительная программа «Искусство быть здоровым».
Программа рассчитана на 4 года.
Цели и задачи программы
Цель: организация благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и установок на заботу о своем здоровье.
В соответствии с поставленной целью, программа решает задачи:
Образовательные:
-Продолжать создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, посредством оптимизации двигательной активности в течении дня и проведения НОД валеологической направленности;
-Создать банк методического сопровождения программы.
- Осуществлять два раза в год валеологическую диагностику/мониторинг
Развивающие:
- Помочь ребёнку создать целостное представление о себе.
- Обучать детей навыкам оказания элементарной помощи.
- Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
- Способствовать усвоению дошкольниками правил соблюдения культурно-гигиенических навыков – КГН;
- Формировать у дошкольников умения правильного поведения в опасной ситуации;
Воспитательные:
-Воспитывать у детей творческие ценностные отношения к собственному здоровью.
-Воспитывать у дошкольников привычку здорового питания;
-Воспитывать привычку заботиться о своем теле.
При разработке программы были использованы методические рекомендации Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А. В. Кенемана, Г. В. Хухлаева.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети смогут не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Для реализации программы в моей группе был оборудован центр, в котором находится банк методического сопровождения проекта, куда вошли: подвижные игры; упражнения для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, фото иллюстрации, энциклопедии и др. В группе имеется мини-центр движения, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагога. Так же совместно с родителями было создано методическое пособие «Что у меня внутри», которое включает в себя дидактические игры: «Мое лицо», «Узнай по описанию», «Какого органа не хватает», «Что полезно» и одноименная игра «Что у меня внутри». Так же мной разработаны три викторины по теме. Родители помогли сделать макет человека в полный рост и сшить костюм человека с внутренними органами, который позволяет проводить сюжетно- ролевые и дидактические игры, например, «Больница», «Медицинская школа», «Научная медицинская лаборатория».
Программа «Искусство быть здоровым» включает в себя шесть блоков и может варьироваться от возрастной группы детей и их подготовленности.
Блок «Я – человек» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Блок «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Блок «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу» решает задачу «Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности».
Блок «Полезная еда» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
Блок «Я и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
Блок «Почему я могу заболеть» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
Одной из форм работы по привитию ЗОЖ являются занятия по валеологии. Они проводятся, начиная со второй младшей группы.
Чтобы программа выглядела структурированной, нами была разработана структура занятий, включающая в себя:
1. Организационный момент.
2. Гимнастика в музыкальном сопровождении.
3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.
4. Познавательный блок.
5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта игровые образовательные ситуации и т. п.
6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление материала.
7. Релаксация под музыку.
Конспекты занятий по данной программе разработаны так, что дети не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей – открывателей: делают выводы, почему я болею, кто такие микробы, что такое полезная еда и т.п. Им очень нравиться делать свои маленькие открытия, узнавать, что - то новое о себе, о возможностях организма, что как устроено и т.д. Рассказывают о своих исследованиях родителям. И родители активно подключились к нашей программе, они не только участвуют в подготовке методических материалов, изготовлении методических пособий, так же активны в реализации программы, проводят гимнастику по утрам, совместные походы в лес, экскурсии, мастер классы: «О строении волос», «Как правильно ухаживать за зубами», «Футбол – интересная игра».
Дошкольные группы школы № 190 в рамках программы сотрудничают с социальными партнерами. Это спортивный клуб «Энергия», футбольный клуб «Форсаж», Стоматологическая клиника «ООО Профилактика», «Центр детского творчества Советского района».
У детей моей группы наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Они с удовольствием делятся своими знаниями с друзьями, с семьей.
Считаю очень важным качеством осторожность детей в отношении незнакомых людей, которое теперь стало проявляться ярче. Дети осознанно соблюдают правила дорожного движения, делают родителям замечания, если те не успели пристегнуться в машине или хотят перейти в неустановленном месте. Стали меньше употреблять газировку и чипсы. Отмечаю, что дети стали меньше болеть, осознанно ухаживают за собой. Таким образом, реализация программы «Искусство быть здоровым» показала свою жизнеспособность.
Н. А. Гришненко, воспитатель,
Э. А. Малинина, старший воспитатель
МБОУ СОШ № 190.