Использование активных технологий обучения в преподавании акушерства | Буканова Светлана Анатольевна . Работа №351888
В настоящее время доказано, что передача знаний в системе знания- умения – навыки не позволяет сформировать мыслительную активность. В то же время необходимо развивать у студентов медицинского колледжа готовность к последующему совершенствованию, умению перестраиваться в определенной ситуации.
Очень трудно найти соответствующие формы и методы обучения, поскольку универсального способа, который позволил бы решить все проблемы сразу не существует. Однако, для того чтобы лекция или практическое занятие стали результативными, прежде всего, необходимо наполнить их глубоким и интересным содержанием, облечь в яркую и живую форму.
Эффективность обучения определяется не только тем, что и сколько усвоено, но и тем, как это произошло.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В ПРЕПОДАВАНИИ АКУШЕРСТВА
Буканова С. А. преподаватель высшей квалификационной категории,
ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»
Учение не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Решение этих задач невозможно без применения активных технологий обучения.
Ведущая цель – подготовка профессионала – специалиста, обладающего запасом хорошо сформированных знаний, умений и навыков, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.
В настоящее время доказано, что передача знаний в системе знания- умения – навыки не позволяет сформировать мыслительную активность. В то же время необходимо развивать у студентов медицинского колледжа готовность к последующему совершенствованию, умению перестраиваться в определенной ситуации.
Знания – не цель, а способ развития личности.
Ставя перед собой, цель сформировать интерес к избранной профессии, профессиональное мышление, мы часто сталкиваемся с леностью и безынициативностью студентов, они готовы предпочесть простое запоминание, нежели приобретении новых знаний.
Очень трудно найти соответствующие формы и методы обучения, поскольку универсального способа, который позволил бы решить все проблемы сразу не существует. Однако, для того чтобы лекция или практическое занятие стали результативными, прежде всего, необходимо наполнить их глубоким и интересным содержанием, облечь в яркую и живую форму.
Эффективность обучения определяется не только тем, что и сколько усвоено, но и тем, как это произошло.
При построении лекции мы руководствуемся программой. Очень важно продумать и отобрать материал для лекции таким образом, чтобы продемонстрировать все богатство научных знаний; использовать дополнительную литературу, показать связь теории с практикой, будущей профессиональной деятельностью, акцентируя самые важные моменты с помощью соответствующей лексики: «подчеркните», «выделите», «обратите внимание». Использование проблемных ситуаций, вопросов позволяет повысить дидактическую эффективность, ориентироваться на особенности аудитории.
Большое значение при изложении нового материала имеет его наглядность – таблицы, муляжи, акушерские фантомы, симуляционное оборудование и т.д., благодаря чему сложная тема становится доступной для понимания. Мы достаточно широко используем технические средства обучения (ТСО), в частности видеофильмы, мультимедийные презентации. У ТСО масса достоинств, главное – они вызывают живой интерес у студентов, способствуют усвоению знаний.
Кроме того, при контроле уровня знаний есть смысл разнообразить формы опроса.
Преподаватели и студенты предпочитают нестандартные формы проведения занятия, что предусматривает общение, взаимодействие, сотрудничество. В их число входят следующие:
занятия, с использованием игровых технологий (аукцион знаний, кроссворды, викторины, имитационные ролевые игры);
занятия коммуникативного характера (занятие-
самоуправление, конкурсы,
конференции, дис
п
у
т
ы, интервью);
компьютерные уроки, включающие взаимообучение и взаимоконтроль;
Использование ролевых игр, нестандартные защиты санбюллетеней и другие приемы, позволяют способствовать росту мотивации обучения за счет самоконтроля и индивидуального подхода, а также формируют навыки самостоятельной работы, как основного вида учебной деятельности.
Качество в сфере образования – понятие многомерное. Прежде всего оно включает учебные программы, учебники, пособия, сам уровень преподавания. Использование пособий позволяет повысить познавательную активность студентов, улучшить самостоятельную работу.
Активные методы обучения развивают у студентов умение думать, применять свои знания на практике.
Главная цель совершенствования образования – подготовка специалистов, способных трудиться в условиях рыночной экономики. Современные реалии требуют нового, более высокого уровня профессионализма, что диктует необходимость пересмотра форм обучения. Неотъемлемой частью учебного процесса должно стать обучение профессиональным навыкам, ориентированное на решение конкретных задач. При этом студент играет активную роль, а преподаватель осуществляет поддержку: активизирует знания, демонстрирует выполнение навыков, предоставляет информацию, оценивает процесс обучения.
Дисциплина «Акушерство» является одной из клинических дисциплин, призванной заложить основы для будущей профессиональной деятельности медицинской сестры, фельдшера и акушерки.
Освоение дисциплины осуществляется поэтапно: на первом этапе изучается теоретический курс – студенты знакомятся, с системой родовспоможения РФ, историей, сестринским процессом. Эти знания остаются востребованными при практическом овладении манипуляциями. Второй этап освоения дисциплины осуществляется в кабинетах доклинической практики. Кабинеты имитируют рабочее место медицинской сестры, акушерки в условиях стационара, поэтому они оснащены: современными фантомами, муляжами, симуляционным оборудованием, таблицами, всем необходимым инструментарием, медицинской документацией и медикаментами.
Оснащение кабинетов, реально отражающих условия работы в клинике, обеспечивают возможность студентам, качественно выполнять профессиональную деятельность. Преподаватель, планируя занятие, активно применяет практико-ориентированные, активные методы обучения, к которым относятся:
- тренинг на фантомах с применением алгоритмов манипуляций;
- имитационные неигровые (анализ конкретных клинических ситуаций, решение ситуационных задач);
- разыгрывание ролевых ситуаций;
- имитационные игровые (деловые, ролевые игры).
Тренинг на фантомах с применением алгоритмов манипуляций предполагает следующее: одно рабочее место на каждого студента или на двух студентов, в том случае они попеременно выступают в роли исполнителя и эксперта.
Но самый оптимальный вариант выполнения практических манипуляций – это «Делая как я».
Преподаватель одновременно с показом манипуляций требует точного повторения действий от студента, задерживаясь на каждом шаге (пункте) алгоритма. Если хотя бы один студент выполнил неправильно, все студенты возвращаются назад и повторяют снова. Затем студенты ещё несколько раз повторяют изученную манипуляцию под контролем преподавателя. Если некоторые студенты выполняют манипуляцию правильно, без ошибок, они становятся экспертами. Целью данного тренинга является закрепление практических навыков, а студент, который выступает в роли эксперта, попадает в положение преподавателя. Осознание этого повышает уровень самооценки, развивает внимание, память, речь, чувство ответственности.
Решение ситуационных задач возможно «мозговым штурмом». Все студенты обсуждают проблему, выдвигают различные версии, но решение принимают коллегиально. Такая постановка способствует развитию находчивости, умению решать проблемы, развиваются способности проведения анализа и диагностики проблем.
Использование деловой игры даёт возможность студентам в творческой обстановке закрепить те или иные практические навыки.
В заключении отметим, что использование активных технологий обучения позволяют сформировать у будущего специалиста полную готовность к профессиональной деятельности, чтобы ко времени окончания учебного заведения молодой специалист был полностью подготовлен к полноценной и продуктивной работе в системе здравоохранения.