Использование арт - терапии в работе с тревожными подростками | Дудкина Анастасия Николаевна. Работа №306692
Коррекция повышенной тревожности у подростков на занятиях с педагогом - психологом с применением арт - терапевтических техник: эбру - терапии и сказкотерапии. Эбру - терапия новое направление в работе педагогов - психологов. Дословно переводится как "Рисование на воде". Используются специальные краски и загуститель для воды. В сочетании со сказкотерапией рисование на воде дает положительные результаты в коррекции эмоционально - волевой сферы у подростков. Сказки подбираются в зависимости от конкретной проблемы подростка.
Использование арт – терапии на коррекционно – развивающих занятиях с тревожными подростками
Современный мир создает массу рисков для подрастающего поколения. Нестабильность глобальной безопасности, информационная война, кибербуллинг — это всего несколько примеров феноменов 21 века, которые провоцируют тревожность в подростковом возрасте. По последним статистическим данным 60–75 % российских подростков имеют повышенный уровень тревожности, в то время как обычно «норма тревожности» 15 %.
Риск повышенного уровня тревожности у подростков возникает по ряду причин, связанных со спецификой возраста: стрессы и психологические проблемы, связанные с психосексуальным развитием, эмоциональной нестабильностью, статусной дисгармонией и неустойчивостью социальных ценностей подростка. Совокупность внешних и внутренних катализаторов может провоцировать хронический характер тревоги. Ряд исследователей доказали, что затяжной характер тревожных состояний создает риск появления ряда последствий: сложности во взаимоотношениях с окружающими, панические и депрессивные состояния, склонность к суицидальным наклонностям. Таким образом, психологическое благополучие подростков предопределяет и физическое здоровье.
Вопрос здоровьесбережения - одна из самых актуальных задач обучения и воспитания. На сегодняшний день на государственном уровне принимаются все необходимые специальные меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития системы образования.
Решая поставленные задачи, специалисты образовательных учреждений активно ведут поиски альтернативных здоровьесберегающих методов и технологий. Существует множество нетрадиционных здоровьесберегающих методик, техник и технологий, но мною была освоена удивительная техника, с которой мне бы хотелось сегодня вас познакомить.
Для коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы у студентов ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум» на своих занятиях я использую арт – терапевтические техники. Арт – терапия дословно переводится, как терапия искусством, т.е. использование изобразительного творчества с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Такие занятия помогают подросткам с помощью изобразительных техник более ясно и тонко выразить свои переживания, развивают творческие способности и помогают развитию коммуникативных навыков.
Техника эбру, или как ее еще называют, турецкое мраморирование, относится к довольно молодым техникам. Эбру считается турецким искусством, однако техника достигла берегов Турции, зародившись еще раньше в древней Индии. Значение слова «эбру» в переводе с персидского языка: “об”- вода и “ру”- на, соответственно "обру", адаптированное в турецком как "эбру", значит "на воде".
Педагоги – психологи начали использовать ее в своей работе сравнительно недавно. Эбру – это техника рисования на воде, для которой необходимы специальные натуральные краски и загуститель для воды. Краски ложатся на поверхность воды и не смешиваются, что дает возможность рисовать всевозможные картины. Работа проводится на водной глади, после чего её можно перенести на бумагу, дерево, гипс, ткань. Данная техника может использоваться в работе с тревожными, ранимыми подростками, испытывающими различные страхи. В комфортной обстановке, создавая узоры на воде, ребенок может обрести спокойный внутренний ритм и выразить себя.
Весьма показательно, что эбру – терапию можно сочетать как с музыкой, так и с терапевтическими сказками. Благодаря музыке, ребенок может расслабиться и полностью погрузится в удивительную технику рисования. А с помощью сказкотерапии можно помочь ему решить определенную проблему, справиться с негативным эмоциональным состоянием. Сказки подбираются в зависимости от цели и задач конкретного занятия, так же как и музыкальное сопровождение. Это может быть спокойная, умиротворяющая музыка, может быть стимулирующая, для развития творческого воображения подростка. На занятиях с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности, мы используем сочетание эбру-терапии и сказкотерапии. Т.е. после окончания рисования, когда рисунки уже перенесены с воды на лист бумаги, подросток как бы продолжает рассказ педагога и озвучивает свой вариант окончания, либо продолжения сказки. После занятий у детей происходят положительные изменения в эмоциональной сфере.
Коррекционно – развивающие занятия с применением техники эбру – терапии можно проводить индивидуально с каждым подростком, либо в небольших подгруппах из 4- 5 человек. Продолжительность 1 занятия – 40 минут.
Предполагаемым результатом является ослабление или снятие выявленных эмоционально-волевых и прочих нарушений. Минимизация негативных факторов, которые могли бы нанести вред здоровью детей. Стабилизация деятельности ЦНС и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Универсальность предложенной техники в том, что она обладает большим потенциалом и может успешно применяться как в работе с детьми различных нозологических групп, так и в работе с детьми нормы, а так же может использоваться в работе с одаренными детьми.