ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА ☼
Автор: калинкина людмила николаевна
Калинкина Л.Н.
МКОУ «Новосельская СОШ» МО Красноуфимский округ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА
Работая по программе «От рождения до школы» наша дошкольная организация строит образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, в которой одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие эмоционального интеллекта. Это и указано в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Актуальность. Мамы и папы сегодняшних детишек не раз, наверное, задавали себе вопрос – почему один их одноклассник, трудолюбивый отличник, часто в жизни оказывается далеко позади другого – вроде бы - не обладающего столь высоким IQ? И, самое главное, что именно влияет на степень успеха человека, кроме интеллекта? Психологи уже нашли ответ на этот вопрос: второго одноклассника от первого отличает высокий уровень эмоционального интеллекта. Очень часто, забывая об эмоциональной сфере, родители направляют все усилия на развитие интеллектуальной сферы, а ведь эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный ум, гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, - это радар для обнаружения опасности. Поэтому говорят, сначала эмоции - потом разум. Так мы устроены, что в основном мы не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая либо эмоция, но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Надо постараться не позволять эмоциям: нас «захватывать», надо научиться разуму, подключаться для ответственных решений, независимо от внешнего давления. Именно дошкольное детство является сензитивным периодом, наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы. А в детстве самое главное – это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и другие), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.
Единый сказочный сюжет помогают ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивают способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации. Так, исподволь, сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка.
Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
· Развивать эмоциональный интеллект через использование средств арт-терапии.
· Использовать ресурсы сказкотерапии для развития решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, развития эмоционального интеллекта, поведения.
· Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию, танец.
· Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
· Развивать уверенность в себе.
· Гармонизировать эмоциональное состояние.
· Способствовать развитию детского коллектива.
Участники проекта: дошкольники- будущие первоклассники.
Виды арт-терапии для дошкольников:
· Изотерапия
· Цветотерапия
· Песочная терапия
· Игротерапия
· Музыкотерапия
· Сказкотерапия
· Танцевально-двигательная терапия
Программа создает условия для совместной игры с ребенком. Все задания объединены единым сказочным сюжетом. Где учитель- это Путешественник, то есть человек, находящийся в поиске, увлеченный Дорогой. Такая позиция помогает освободиться от обыденных дел и позволит себе погрузиться в особое «детское» состояние радости жизни, приключений и исследования мира. Единый сказочный сюжет - сквозные персонажи - тучка Пушистик и его друг Ветерок - помогают ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивать способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Это происходит даже без специальной работы - просто сказка делает свое дело. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главным персонажем истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая свою собственную картину мира, тренируясь преодолевать трудные жизненные ситуации. Так, исподволь, сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка. Нам кажется, что мы выполняем учебные задания, а на самом деле идет тонкая работа по развитию базовых компетенций эмоционального интеллекта.
Начинается занятие с прослушивания сказки, раздаются рисунки с заданиями, где необходимо ребенку самому раскрасить при желании дорисовать, вырезать и наклеить на основную картинку и придумать окончание сказки.
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-терапевтические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Литература.
1. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль: Академия развития,2005г,96стр.
2. Баженова О.В. «Развивающее пособие для маленьких гениев».Рабочая тетрадь для детей5-6 лет,2008г.
3. Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие» М6ТЦ Сфера,2001.-80с.
4. Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем». Издательство Центполиграф,2010год,160стр.