Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование арт-терапии для коррекции поведения детей дошкольного возраста | Кос Любовь Викторовна. Работа №350415. Номер работы: №350415

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции их поведения. Описаны методы арт-терапии, которые способствуют развитию эмоциональной сферы и социальной адаптации ребенка. Рассматриваются основные формы арт-терапии, применяемые для снижения уровня агрессии, тревожности, улучшения коммуникационных навыков и повышения уверенности в себе у детей. Предложены практические рекомендации для педагогов и психологов по внедрению арт-терапевтических методик в образовательный процесс.

Ключевые слова: арт-терапия, дошкольное воспитание, коррекция поведения, эмоциональное развитие, методы арт-терапии, дошкольный возраст.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кос Любовь Викторовна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 38 посёлка Эльбан

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции их поведения. Описаны методы арт-терапии, которые способствуют развитию эмоциональной сферы и социальной адаптации ребенка. Рассматриваются основные формы арт-терапии, применяемые для снижения уровня агрессии, тревожности, улучшения коммуникационных навыков и повышения уверенности в себе у детей. Предложены практические рекомендации для педагогов и психологов по внедрению арт-терапевтических методик в образовательный процесс.

Ключевые слова: арт-терапия, дошкольное воспитание, коррекция поведения, эмоциональное развитие, методы арт-терапии, дошкольный возраст.

 

Современные исследования подчеркивают важность эмоционального и социального развития детей дошкольного возраста. В этом возрасте у ребенка формируются базовые навыки саморегуляции, развиваются эмоциональные реакции и основы взаимодействия с окружающими. Однако на этом этапе могут проявляться сложности с поведением, вызванные, например, тревожностью, агрессией, замкнутостью или излишней активностью. Арт-терапия представляет собой эффективный инструмент для работы с такими проблемами. Она позволяет ребенку выражать свои эмоции через творчество, что способствует их осознанию и принятию, помогает наладить контакт с окружающими и облегчает процесс самовыражения.

Принципы арт-терапии в работе с дошкольниками

Арт-терапия базируется на использовании различных видов творчества (рисование, лепка, музыка, танцы и др.) для безопасного выражения чувств и снятия напряжения. Работа с материалами позволяет ребенку открыто выражать свои эмоции, чувства и переживания, которые он может испытывать, но не всегда может осознать или высказать словами. Для детей дошкольного возраста такой метод является естественным, так как искусство и игра часто используются ими для понимания мира.

Главный принцип арт-терапии – ненасильственное взаимодействие, основанное на добровольном участии ребенка. Это дает ребенку чувство безопасности и свободы. При этом педагог или психолог выступает как наблюдатель и помощник, не оценивающий результат работы ребенка, а лишь помогающий ему на пути самовыражения.

Виды и методы арт-терапии, используемые для коррекции поведения

Изотерапия (рисование и живопись)

Изотерапия помогает детям выражать эмоции и тревоги через рисунки и цвета, особенно если они испытывают трудности с вербальной коммуникацией. Например, агрессивные дети могут использовать темные и яркие краски для выражения напряжения, а тревожные – светлые и приглушенные тона. Педагог может предложить ребенку нарисовать свои эмоции, отношения с окружающими или какую-либо важную для него ситуацию. Процесс рисования позволяет ребенку осознать свои эмоции и, возможно, обсудить их с педагогом.

Сказкотерапия

Данный метод полезен для работы с детьми, испытывающими трудности в общении и социокультурной адаптации. Сказки помогают ребенку идентифицировать себя с героями и рассматривать различные ситуации через их переживания. Совместное составление сказок дает ребенку возможность безопасно рассказать о своих страхах или трудностях, позволяя педагогу лучше понять его проблемы и предложить способы их разрешения.

Музыкотерапия

Звуковые упражнения и игры с музыкой оказывают расслабляющий эффект и помогают детям с гиперактивностью и повышенной тревожностью. В зависимости от характера ребенка можно подбирать различные музыкальные произведения и ритмы: спокойные и мелодичные помогают расслабиться, а более энергичные могут дать выход эмоциям. Музыка помогает ребенку развить чувство ритма, выразить свое внутреннее состояние и улучшить настроение.

Танцевально-двигательная терапия

Данный метод особенно полезен для детей с избыточной активностью или тем, кому трудно концентрироваться. Танец и движения позволяют ребенку раскрыть свои эмоции и получить новый опыт самовыражения через тело. Например, детям предлагают изображать движения животных, погодных явлений, что не только стимулирует фантазию, но и помогает лучше управлять своим телом и эмоциями. Танец позволяет снизить уровень стресса и направить энергию в созидательное русло.

Игровая терапия с использованием природных материалов

Работа с природными материалами (глиной, песком, листьями) способствует сенсорному восприятию, что актуально для детей с трудностями в развитии моторики и сенсорного восприятия. В процессе моделирования из глины или создания композиций из природных элементов ребенок сосредотачивается, развивает терпение и снимает внутреннее напряжение. Такие занятия укрепляют уверенность в себе, учат ребенка управлять своими действиями и эмоциями.

Психолого-педагогические задачи арт-терапии в дошкольном возрасте

Основная задача арт-терапии при работе с дошкольниками – помочь ребенку адаптироваться в коллективе, развить самоконтроль, эмоциональную устойчивость и уверенность в себе. Достижение этих целей требует соблюдения следующих задач:

Создание безопасной среды для самовыражения. Педагог должен предоставить ребенку свободное пространство, где он может выражать свои чувства без страха осуждения или наказания.

Помощь в осознании и принятии своих эмоций. Арт-терапия позволяет ребенку посмотреть на свои эмоции со стороны, осознать их и принять, что особенно важно для детей с повышенной тревожностью и страхами.

Укрепление коммуникативных навыков. Занятия в группе способствуют развитию общения, умению выслушать других, делиться впечатлениями и участвовать в совместной творческой деятельности.

Развитие креативности и воображения. Арт-терапевтические упражнения способствуют развитию воображения и помогают ребенку учиться решать проблемные ситуации через творческое мышление.

Практические рекомендации по использованию арт-терапии в работе с детьми

Подготовка занятий. Для занятий следует выбрать материалы, безопасные и интересные для ребенка, такие как цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, музыкальные инструменты, натуральные материалы (песок, глина, листья).

Постепенное введение новых техник. Дошкольники нуждаются в постепенном знакомстве с методами арт-терапии, начиная с простых и понятных им техник, таких как рисование или лепка.

Регулярность занятий. Для достижения устойчивого результата занятия должны быть регулярными, желательно не реже двух раз в неделю. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его реакцию на различные методы.

Поддержка и ненавязчивое руководство. Педагогу важно оставаться внимательным, поддерживать ребенка в процессе творчества, но не вмешиваться в его работу, позволяя ему самому находить пути самовыражения.

Анализ результатов. После завершения занятий полезно обсудить с ребенком его чувства, позволить ему рассказать, что он испытал в процессе. Это помогает педагогу понять, какие эмоции ребенок переживает и как он с ними справляется.

Арт-терапия является ценным инструментом в работе с дошкольниками для коррекции их поведения и эмоционального развития. Ее использование позволяет ребенку не только справляться с трудностями и страхами, но и развивает его креативность, уверенность в себе и коммуникативные навыки. Внедрение арт-терапевтических методов в образовательный процесс помогает создать благоприятную атмосферу, где ребенок может открыто выражать свои чувства, учиться взаимодействию и достигать гармонии с окружающими.

 

Список литературы

Гюлмамедова Т. И., Блинова Е. А., Сердюкова А. Ю. Особенности психокоррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии // Инновационная наука. 2022. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihokorrektsii-agressivnogo-povedeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-art-terapii

Маркман Елена Валерьевна Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников // Психология человека в образовании. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-art-terapii-v-korrektsii-emotsionalnyh-narusheniy-doshkolnikov

Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна, Галич Татьяна Николаевна Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×