Название статьи:
Использование арт-терапии для коррекции речевых нарушений у дошкольников | Селезнёва Анастасия Александровна. Работа №342250
Дата публикации:
05.09.2024
Автор:
Селезнёва Анастасия Александровна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается использование арт-терапии как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны основные подходы и методики арт-терапии, направленные на развитие речи, устранение речевых дефектов и улучшение коммуникативных навыков у детей. Приведены примеры практических занятий, которые помогают детям выразить свои эмоции и мысли через творчество, что способствует развитию речевых навыков и улучшению психологического состояния.
Ключевые слова: арт-терапия, речевые нарушения, дошкольники, коррекция речи, развитие речи, коммуникативные навыки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Селезнёва Анастасия Александровна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №74" г. Ярославль
Аннотация. В статье рассматривается использование арт-терапии как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны основные подходы и методики арт-терапии, направленные на развитие речи, устранение речевых дефектов и улучшение коммуникативных навыков у детей. Приведены примеры практических занятий, которые помогают детям выразить свои эмоции и мысли через творчество, что способствует развитию речевых навыков и улучшению психологического состояния.
Ключевые слова: арт-терапия, речевые нарушения, дошкольники, коррекция речи, развитие речи, коммуникативные навыки.
Арт-терапия является эффективным средством коррекции речевых нарушений у дошкольников, так как она сочетает в себе элементы творчества и психотерапии, направленные на развитие речевых навыков и улучшение общего эмоционального состояния детей. Использование различных видов искусства, таких как рисование, лепка, музыка и театрализованная деятельность, позволяет детям не только развивать свои речевые способности, но и выразить внутренние переживания, что часто играет важную роль в устранении речевых дефектов.
Одним из ключевых направлений арт-терапии является изотерапия — методика, основанная на рисовании и других формах изобразительного искусства. Рисование помогает детям с речевыми нарушениями выразить свои мысли и чувства, когда вербальные средства ограничены или недостаточно развиты. В процессе создания рисунков дети учатся описывать свои работы, называть предметы, использовать новые слова и строить предложения, что способствует активному развитию речи. Например, учитель или логопед может предложить ребенку нарисовать картину на определенную тему, а затем обсудить с ним содержание рисунка, поощряя ребенка рассказывать о своих эмоциях и описывать детали изображения.
Музыкальная терапия также играет важную роль в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Музыка способствует развитию фонематического слуха, ритмики и интонации речи, что особенно важно для детей с нарушениями произношения. Пение, ритмические упражнения, слушание музыки и музыкально-двигательные игры помогают детям развивать слуховые навыки, улучшать произношение и тренировать артикуляционный аппарат. Например, ритмические упражнения, сопровождающиеся простыми речевыми фразами или стихотворными строками, могут помочь детям улучшить ритм и интонацию речи, что является важным элементом в коррекции речевых нарушений.
Театрализованная деятельность, включающая в себя драматические игры, кукольный театр и ролевые игры, является еще одним эффективным методом арт-терапии для детей с речевыми нарушениями. Эти виды деятельности стимулируют развитие выразительной речи, помогают детям развивать навыки общения и взаимодействия с окружающими. В процессе участия в театрализованных постановках дети учатся произносить реплики, контролировать свою речь, использовать различные интонации и выражать эмоции через вербальные и невербальные средства. Например, дети могут разыгрывать сценки из знакомых сказок или придумывать свои истории, что способствует развитию их речевых и коммуникативных навыков.
Лепка и другие виды работы с пластическими материалами также используются в арт-терапии для развития мелкой моторики, которая тесно связана с речевым развитием. Создание фигурок из пластилина, глины или теста помогает детям развивать координацию движений, что положительно сказывается на формировании речевых навыков. Во время лепки дети могут описывать свои действия, называть материалы и инструменты, использовать новые слова и фразы, что способствует расширению словарного запаса и улучшению речи.
В заключение следует отметить, что использование арт-терапии в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями позволяет создать благоприятные условия для развития речи и коррекции речевых дефектов. Комбинирование различных видов искусства и творческих методик способствует не только улучшению речевых навыков, но и общему эмоциональному благополучию детей. Арт-терапия помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, развить уверенность в себе и преодолеть речевые трудности в игровой и увлекательной форме.
Список литературы
Астапова, В. А. Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии / В. А. Астапова, Н. В. Гребенкина, О. В. Пронина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 371-373.
Глухова, А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 467-473.
Скачать работу
Селезнёва Анастасия Александровна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №74" г. Ярославль
Аннотация. В статье рассматривается использование арт-терапии как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны основные подходы и методики арт-терапии, направленные на развитие речи, устранение речевых дефектов и улучшение коммуникативных навыков у детей. Приведены примеры практических занятий, которые помогают детям выразить свои эмоции и мысли через творчество, что способствует развитию речевых навыков и улучшению психологического состояния.
Ключевые слова: арт-терапия, речевые нарушения, дошкольники, коррекция речи, развитие речи, коммуникативные навыки.
Арт-терапия является эффективным средством коррекции речевых нарушений у дошкольников, так как она сочетает в себе элементы творчества и психотерапии, направленные на развитие речевых навыков и улучшение общего эмоционального состояния детей. Использование различных видов искусства, таких как рисование, лепка, музыка и театрализованная деятельность, позволяет детям не только развивать свои речевые способности, но и выразить внутренние переживания, что часто играет важную роль в устранении речевых дефектов.
Одним из ключевых направлений арт-терапии является изотерапия — методика, основанная на рисовании и других формах изобразительного искусства. Рисование помогает детям с речевыми нарушениями выразить свои мысли и чувства, когда вербальные средства ограничены или недостаточно развиты. В процессе создания рисунков дети учатся описывать свои работы, называть предметы, использовать новые слова и строить предложения, что способствует активному развитию речи. Например, учитель или логопед может предложить ребенку нарисовать картину на определенную тему, а затем обсудить с ним содержание рисунка, поощряя ребенка рассказывать о своих эмоциях и описывать детали изображения.
Музыкальная терапия также играет важную роль в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Музыка способствует развитию фонематического слуха, ритмики и интонации речи, что особенно важно для детей с нарушениями произношения. Пение, ритмические упражнения, слушание музыки и музыкально-двигательные игры помогают детям развивать слуховые навыки, улучшать произношение и тренировать артикуляционный аппарат. Например, ритмические упражнения, сопровождающиеся простыми речевыми фразами или стихотворными строками, могут помочь детям улучшить ритм и интонацию речи, что является важным элементом в коррекции речевых нарушений.
Театрализованная деятельность, включающая в себя драматические игры, кукольный театр и ролевые игры, является еще одним эффективным методом арт-терапии для детей с речевыми нарушениями. Эти виды деятельности стимулируют развитие выразительной речи, помогают детям развивать навыки общения и взаимодействия с окружающими. В процессе участия в театрализованных постановках дети учатся произносить реплики, контролировать свою речь, использовать различные интонации и выражать эмоции через вербальные и невербальные средства. Например, дети могут разыгрывать сценки из знакомых сказок или придумывать свои истории, что способствует развитию их речевых и коммуникативных навыков.
Лепка и другие виды работы с пластическими материалами также используются в арт-терапии для развития мелкой моторики, которая тесно связана с речевым развитием. Создание фигурок из пластилина, глины или теста помогает детям развивать координацию движений, что положительно сказывается на формировании речевых навыков. Во время лепки дети могут описывать свои действия, называть материалы и инструменты, использовать новые слова и фразы, что способствует расширению словарного запаса и улучшению речи.
В заключение следует отметить, что использование арт-терапии в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями позволяет создать благоприятные условия для развития речи и коррекции речевых дефектов. Комбинирование различных видов искусства и творческих методик способствует не только улучшению речевых навыков, но и общему эмоциональному благополучию детей. Арт-терапия помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, развить уверенность в себе и преодолеть речевые трудности в игровой и увлекательной форме.
Список литературы
Астапова, В. А. Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии / В. А. Астапова, Н. В. Гребенкина, О. В. Пронина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 371-373.
Глухова, А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 467-473.