"Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ" | Яковлева Светлана Николаевна. Работа №309879
В статье раскрывается техника арт - терапия , как прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Само понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art — искусство и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле и рассматривается арт-терапия в современном мире. Основной принцип арт-терапии — безоценочное одобрение творческой деятельности, будь то ребенок или взрослый. Именно безоценочное отношение и безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для достижения намеченных целей. Занятия по арт-терапии отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами, музыкой и другими видами искусства. Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать или играть на музыкальных инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательных процессов и самопознания. Именно ярко выраженная в детстве способность перенестись из реального мира в мир воображаемый, самостоятельного создать пространство для своих фантазий, умение найти заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления , развивает творческий потенциал. Поэтому детские психологи говорят, что игра — это серьезно. К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению различным умениям и навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше времени. Применение в развивающих занятиях с ребенком арт-терапевтических упражнений могут восполнить этот пробел. Существуют две формы проведения занятий по арт-терапии: активная и пассивная. Активная форма предполагает создание собственных творений: рисунков, рассказов, поделок из пластилина и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих произведений.
Арт-терапия имеет множество разных видов и направлений, например:
Изотерапия или рисуночная терапия.
Имаготерапия (терапия образами).
Библиотерапия (терапия чтением, в том числе сказкотерапия).
Игровая терапия.
Маскотерапия.
Драматерапия.
Фототерапия.
Песочная терапия.
Танцевальная терапия или данс-терапия.
Музыкотерапия.
Стоит отметить, что непосредственно арт-терапией, как методом лечения, могут заниматься только специалисты, имеющие определенный уровень подготовки. Помимо базового психологического или педагогического образования необходимо пройти курс повышения квалификации по направлению «Арт-терапия в работе практического психолога». Однако многие арт-терапевтические упражнения могут применяться в рамках коррекционно-развивающих или профилактических занятий, используя ее элементы, и требуют внимательного и заинтересованного отношения к тому, что делает ребенок или взрослый. Такое применение арт-терапевтических приемов не рассматривается как лечебное воздействие, это, скорее, общеразвивающие методы, способы налаживания взаимопонимания детей и взрослых и улучшения их психоэмоционального состояния. Что же дают нам разнообразные виды арт-терапии, как помогают нам в улучшении самочувствия и отношения к близким? Как могут арт-терапевтические техники изменить нашу жизнь в лучшую сторону? В чем же секретный ресурс арт-терапии? Ко мне, как к практикующему психологу, обращаются родители, отчаявшиеся в воспитании своих детей. Надо сказать, что это очень ответственные родители, так как они действительно очень-очень стараются образовывать, поучать, воспитывать — одним словом, делать все, чтобы ребенок был хорошим, послушным и еще, чтобы за него не было стыдно. И чем больше мама пытается «сделать» своего ребенка правильным, тем больше, оказывается, он становится хуже. Странно, получается, в воспитании и развитии личности ребенка простая линейная логика не работает.
Нужны ещё какие-то волшебные секреты, которыми обладали наши бабушки и дедушки, когда чувствовали, когда лучше приласкать, как лучше отругать за шалости, а когда лучше просто оставить в покое или рассказать интересную сказку, где герой истории так похож на тебя — забавного непоседу. Знание арттерапевтических приемов, которые можно предлагать детям просто как забавные, увлекательные упражнения восполняет этот пробел в воспитании. Арт-терапия сближает детей и родителей, помогает лучше понимать себя, свои чувства и бережнее, с пониманием относится к другим. Арт-терапия дает возможность детям и родителям выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные, выйти за привычные рамки стереотипов, проявлять спонтанность, узнать больше о своих внутренних переживаниях, развивать познавательные процессы, проявить свое творческое начало. Для психологов и педагогов-психологов арт-терапевтические упражнения могут помочь в установлении доверительных отношений, в интерпретации и диагностики актуального состояния. Секретный ресурс арт-терапии заключается именно в том, что она дает возможность не навязывая и не заставляя, раскрыть способности, помочь ребенку или взрослому, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности. Арт-терапия способствует развитию дара воображения. Обращение взрослого человека к детским воспоминаниям в сложных ситуациях является поиском ресурсного состояния. От родителей во многом зависит, чтобы о детстве у их детей было больше приятных воспоминаний, на которые они смогут опираться в будущем. Арт-терапия расширяет диапазон общения с ребенком, помогает лучше понимать детские и взрослые переживания, создает «площадку» для благополучного развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (Дети с ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Проведение занятий с детьми с ОВЗ требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством творческой деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Цель проведения занятий с элементами арт-терапии — это коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоциональноличностного развития, в т.ч. аутистов (РАС), задержке умственного развития или при наличии дефекта интеллекта, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия решает следующие задачи: пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность, создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью творческой деятельности, развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности, компенсирует недостающие возможности, помогает формировать навыки межличностной коммуникации налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой, оптимизирует личностные качества и ресурсы, обеспечивает социальную адаптацию. При проведении занятий прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Арттерапия ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.