Использование бегового изложения в начальной школе на уроках русского языка | Шерстова Галина Юрьевна . Работа №264290
Автор: Шерстова Галина Юрьевна
В статье описана методика "бегового" изложения в начальной школе, её актуальность и некоторые достижения.
«Беговое изложение» в начальной школе и методика его проведения.
Шерстова Галина Юрьевна, МБОУ г.Иркутска СОШ №45, учитель начальных классов, sherstova93@list.ru
Тема моей статьи посвящена важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника связная речь имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблемы развития связной устной и письменной речи находятся в центре внимания методической науки. Обучение письму изложений является обязательной частью программы. В курсе обучения русскому языку в начальной школе работа над изложением и сочинением всегда считалась самой сложной темой.
Над проблемой обучения связной речи работали многие известные лингвисты и методисты .По результатам наблюдений последних лет дети, посещающие школу, читать стали меньше, больше времени проводят за экранами телевизоров и мониторами смартфонов, речь их развита недостаточно, словарный запас ограничен. Им сложно пересказать текст, дать развернутый ответ на вопрос, составить небольшой текст. На уроках при написании изложений многие из них испытывают страх, переживают, что не смогут справиться с работой. Причин этого явления можно назвать много. Поэтому это стало для меня и моих коллег поводом для того, чтобы пересмотреть методику обучения, искать новые приемы работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка.
Цель работы – повысить эффективность сложившейся системы обучения связной речи, в частности методики написания изложений. Само понятии изложения - это письменный пересказ образцового текста. И как правило на урок изложения выделен 1 час. Но мы понимаем , что у деток это занимает , как правило два или более уроков. Мною было найдено задание, в котором дети работая в группе «беговым» способом передают текст. Класс делится на две большие группы. Выбирается командир, который следит за тем, чтобы все ребята участвовали в работе. Учителем выбирается текст, соответствующий возрасту. Текст должен быть у каждого учащегося.Затем следует работа.
1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.
Грамотное начало - половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например:
пошлют в газету, журнал;
обязательно прочитают в классе;
поместят в классный журнал «Наше творчество»;
прочтут на родительском собрании.
2. Чтение текста учителем.
Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. Далее идет обсуждение текста, с использованием иллюстраций (по необходимости)
3. Чтение текста учениками.
Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
4. Составление заголовка.
Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.
5. Деление текста на части. Составление плана. Определяется тип текста, тема и главная мысль. Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Можно раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллективного обсуждения. После этого группа обсуждает и составляет свой план текста.
6. Лексическая подготовка
Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.
7. Орфографическая подготовка. Когда ученики поработали с текстом, ознакомились, обязательным пунктом является орфографическая работа. Дети находят знакомые орфограммы в тексте, объясняют ,как их нужно проверить, записывают на листочек. Орфограммы которые не встречались детям , объясняет учитель. Обычно опорные слова, трудные слова и обороты речи выписываются на доску .Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически.
8. Составление рассказа по плану.
Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Но работа в группе позволит детям чувствовать себя более уверенно. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу.
9. Повторное чтение текста.
Теперь - полное внимание. Учащимся дается возможность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
10. Написание группового изложения. После повторного чтения следует групповое написание текста. Тексты у учащихся забирает учитель. Один текст лежит на отдельной парте .Для каждой группы один текст .
Ученики меняются ролями «бегун»-ученик , который запоминает предложение, «секретарь»- ученик ,который записывает предложение «бегуна». Каждый из детей побудет в той и другой ролях. Перед началом группового написания необходимо напомнить ребятам о том, как правильно работать, чтобы дети четко соблюдали правила, во избежание конфликтов.
11. Индивидуальная работа. После того, как групповое изложение будет готово , дети работают индивидуально в своих тетрадях. Черновики дети могут использовать со своими планами и пометками.
Как показал эксперимент, дети , которые испытывали трудности в передаче текста в устной и письменной форме, справились с изложением полностью. Учащиеся передали основную мысль, уменьшилось количество ошибок. На следующий урок была запланирована работа над ошибками. Дети не видя текста смогли полностью его воспроизвести. Поэтому считаю нужным в своей практике использовать методику «бегового изложения». Но такая работа должна быть систематической. Перед началом учебного года учителю необходимо планировать виды изложений, подбирать тексты, продумывать подготовительные упражнения.
Надеемся, что данная работа, окажет практическую помощь учителям начальных классов. Наибольшую отдачу принесёт тот урок развития речи, на котором учитель точно продумает содержание материала. Важно помнить, что только тщательно спланированная и хорошо организованная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, развивать речь школьников, а в целом способствовать повышению языковой культуры, формированию у ребенка уважения и любви к родному языку.