Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста | Асеева Кристина Юрьевна. Работа №347640

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Данный методический инструмент является эффективным средством формирования навыков классификации, анализа и синтеза, а также способствует развитию познавательных способностей детей. Приводятся примеры игровых упражнений и рекомендации для воспитателей по организации занятий с использованием блоков Дьенеша.

         Ключевые слова: блоки Дьенеша, логическое мышление, дошкольный возраст, классификация, развитие мышления, познавательные способности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Асеева Кристина Юрьевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №128"

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Данный методический инструмент является эффективным средством формирования навыков классификации, анализа и синтеза, а также способствует развитию познавательных способностей детей. Приводятся примеры игровых упражнений и рекомендации для воспитателей по организации занятий с использованием блоков Дьенеша.

Ключевые слова: блоки Дьенеша, логическое мышление, дошкольный возраст, классификация, развитие мышления, познавательные способности.

 

Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Этот методический материал был разработан венгерским математиком Золтаном Дьенешем с целью развития математических и логических способностей у детей. Блоки Дьенеша становятся мощным инструментом в руках педагога для формирования у дошкольников основ логического мышления, таких как умение сравнивать, классифицировать и анализировать информацию.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста — это один из ключевых аспектов подготовки их к школе. Логическое мышление способствует более успешному освоению как математических, так и других школьных дисциплин. Использование блоков Дьенеша позволяет выстроить работу по обучению логическим операциям в игровой форме, что особенно важно для детей дошкольного возраста, чья познавательная деятельность в значительной мере основана на игре.

Одним из основных преимуществ блоков Дьенеша является их универсальность. Фигуры можно классифицировать по различным признакам: форме (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники), цвету (красные, желтые, синие, зеленые), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Такая многовариативность заданий позволяет детям научиться выделять общие признаки и устанавливать логические связи между объектами.

Простые упражнения с блоками могут начинаться с задач на классификацию. Например, воспитатель предлагает детям выбрать все фигуры одного цвета или одной формы. Это позволяет детям развивать умение находить сходства и отличия, что является первой ступенью в формировании логического мышления. Постепенно задания можно усложнять, предлагая комбинировать несколько признаков: выбрать, например, все большие красные треугольники или все тонкие синие прямоугольники. Такие упражнения способствуют развитию у детей способности к многозадачности и аналитическому мышлению.

Важным этапом работы с блоками Дьенеша является обучение детей умению формулировать свои действия и рассуждения. Воспитатель может задавать вопросы: «Почему ты выбрал эту фигуру? Чем она похожа на другие?», побуждая детей объяснять свои решения. Это помогает развивать не только логическое, но и вербальное мышление, стимулируя у детей активное использование речи для выражения своих мыслей.

Игровая форма занятий с блоками Дьенеша делает процесс обучения более увлекательным для детей. В игровой деятельности они менее чувствительны к возможным неудачам, что позволяет им действовать более свободно, экспериментировать и пробовать разные варианты решений. Например, можно организовать игру «Найди пару», где дети должны найти и соединить фигуры, которые соответствуют друг другу по двум признакам (например, цвет и форма). Это развивает внимание и концентрацию, а также учит детей работать с несколькими параметрами одновременно.

Блоки Дьенеша также могут использоваться в групповом взаимодействии. Детям можно предложить выполнить задание совместно, обсуждая свои решения. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению сотрудничать и договариваться. Кроме того, групповая работа позволяет детям учиться на примере сверстников, перенимая у них новые способы анализа и решения задач.

Использование блоков Дьенеша помогает детям освоить важные когнитивные операции — анализ, синтез и классификацию. Однако эффективность занятий с использованием данного метода зависит от грамотной организации педагогом процесса обучения. Важно, чтобы задания были подобраны с учётом уровня развития каждого ребёнка, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Это позволит поддерживать интерес детей и избегать ситуаций перегрузки.

Кроме того, для успешного использования блоков Дьенеша воспитателю необходимо вовлекать детей в активный диалог. Важно не просто давать задания, но и побуждать детей к обсуждению своих действий, к размышлениям о том, почему они выбрали ту или иную фигуру, по каким признакам её классифицировали. Это помогает развивать самостоятельное логическое мышление, которое будет основой для дальнейшего успешного обучения.

Таким образом, блоки Дьенеша являются эффективным средством для развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Их универсальность, игровая форма и возможность работы с разными параметрами делают их незаменимым инструментом в арсенале педагога. Регулярные занятия с использованием блоков Дьенеша помогают детям развивать аналитические способности, умение классифицировать объекты по различным признакам, а также стимулируют когнитивное и речевое развитие. Важно, чтобы воспитатели активно использовали этот методический материал в своей работе, создавая условия для активного познавательного развития детей в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Список литературы

 

Ильясова, К. К. Использование логических блоков

Дьенеша

в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста / К. К. Ильясова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23400/ (дата обращения: 17.10.2024).

Нуруллаева

Г.А.

Методические рекомендации на тему: "Нетрадиционные развивающие игры- логические блоки

Дьенеша

для дошкольников"

// Символ науки. 2023. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-na-temu-netraditsionnye-razvivayuschie-igry-logicheskie-bloki-dienesha-dlya-doshkolnikov (дата обращения: 17.10.2024).

Шушляева

К

.

Н

.

Использование блоков

Дьенеша

для развития

логического

мышления детей дошкольного возраста // Научный журнал. 2018. №1 (24

). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-blokov-dienesha-dlya-razvitiya-logicheksogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×