Использование центра "Точка роста" в преподавании биологии: новые возможности для учителей и учеников | Байкалов Сергей Михайлович. Работа №354354
Аннотация. В статье рассматривается практическое применение ресурсов центра «Точка роста» для преподавания биологии в школе. Акцент сделан на использование современных технологий, оборудования и интерактивных методов, способствующих углублению знаний учащихся и развитию их исследовательских навыков. Описаны преимущества применения цифровых инструментов, предложены примеры занятий и проектов. Рассматривается влияние новых форматов обучения на формирование ключевых компетенций XXI века.
Ключевые слова: биология, «Точка роста», образовательные технологии, исследовательская деятельность, проектная работа, VR и AR, цифровые лаборатории, STEAM-обучение.
Использование центра «Точка роста» в преподавании биологии: новые возможности для учителей
и учеников
Байкалов Сергей Михайлович, учитель биологии
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н.П. Князева «Большемонокская основная образовательная школа»
Аннотация. В статье рассматривается практическое применение ресурсов центра «Точка роста» для преподавания биологии в школе. Акцент сделан на использование современных технологий, оборудования и интерактивных методов, способствующих углублению знаний учащихся и развитию их исследовательских навыков. Описаны преимущества применения цифровых инструментов, предложены примеры занятий и проектов. Рассматривается влияние новых форматов обучения на формирование ключевых компетенций XXI века.
Ключевые слова: биология, «Точка роста», образовательные технологии, исследовательская деятельность, проектная работа, VR и AR, цифровые лаборатории, STEAM-обучение.
Центры «Точка роста» стали важной частью образовательного пространства российских школ, предоставляя педагогам и ученикам доступ к современному оборудованию и технологиям. Для преподавания биологии это открывает новые горизонты, позволяя выйти за рамки традиционных методов и обогатить уроки интерактивными форматами. Применение возможностей таких центров способствует не только повышению интереса к предмету, но и развитию важных навыков: исследовательского мышления, критического анализа, умения работать в команде и применять полученные знания на практике.
Одной из ключевых функций центра «Точка роста» является оснащение школ современными цифровыми лабораториями. Например, использование микроскопов с цифровой визуализацией позволяет ученикам детально изучать микромир и фиксировать результаты своих наблюдений в электронном формате. Это особенно актуально для таких тем, как клеточная структура или микроорганизмы. Вместо статичных изображений в учебниках школьники могут работать с реальными объектами, анализируя их под руководством учителя. Например, ученики могут самостоятельно провести исследование структуры тканей растений, сравнивая результаты с теоретическим материалом.
Интеграция технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) — ещё одно преимущество центров «Точка роста». Эти технологии позволяют создавать виртуальные экскурсии по экосистемам, наблюдать за процессами, недоступными для традиционного изучения. Так, в ходе урока о водных биомах можно «погрузить» учащихся в коралловые рифы или исследовать глубоководные зоны океанов. Используя приложения с элементами дополненной реальности, школьники могут визуализировать процессы фотосинтеза или модель работы кровеносной системы. Эти технологии не только увлекают детей, но и помогают лучше усвоить сложные темы.
Проектная деятельность занимает особое место в обучении биологии с использованием ресурсов центра. Например, ученики могут реализовать проект «Анализ состояния местной экосистемы», изучая состав почвы, чистоту воды или биоразнообразие в окрестностях. С помощью оборудования для измерений и анализа, предоставленного «Точкой роста», можно проводить реальные эксперименты, результаты которых будут полезны для школьных экологических инициатив. Такие проекты развивают не только предметные знания, но и навыки научного исследования.
Кросс-предметный подход также активно поддерживается возможностями центра. Учителя биологии могут интегрировать уроки с физикой, химией и информатикой. Например, изучение биолюминесценции можно связать с химическими реакциями, ответственными за свечение, а затем использовать программирование для создания модели биолюминесцентного организма. Такой подход соответствует концепции STEAM-обучения, которое ориентировано на практическое применение знаний и развитие творческого мышления.
Не менее важным аспектом является организация внеурочной деятельности. В центре «Точка роста» можно проводить кружки и мастер-классы, которые углубляют интерес к биологии. Например, в рамках кружка «Юный биолог» школьники могут исследовать влияние факторов окружающей среды на рост растений или разрабатывать проекты по устойчивому развитию. Это не только усиливает образовательный эффект, но и помогает выявить одарённых учеников, способных к участию в олимпиадах и научных конкурсах.
Эффективность использования центра «Точка роста» подтверждается не только результатами, но и вовлечённостью учащихся. Учителя отмечают, что применение современных технологий мотивирует школьников к активному участию в учебном процессе. Например, в одной из школ использование цифровой лаборатории позволило наглядно объяснить тему генетики: школьники смоделировали наследование признаков с использованием программного обеспечения, что значительно упростило понимание сложного материала. Подобные методы делают уроки более доступными и интересными для учащихся с разным уровнем подготовки.
Однако успешное внедрение ресурсов центра «Точка роста» требует от учителей соответствующей подготовки. Педагогам важно освоить не только оборудование, но и методы его интеграции в учебный процесс. Для этого проводятся специальные курсы и семинары. Также полезен обмен опытом между коллегами: обсуждение эффективных практик, создание совместных проектов и межрегиональное сотрудничество.
Таким образом, использование центра «Точка роста» открывает уникальные возможности для преподавания биологии. Это не только повышает качество образовательного процесса, но и помогает формировать у школьников навыки, которые будут востребованы в будущем. Развитие критического мышления, исследовательских умений и умения работать в команде — ключевые цели, достижение которых становится возможным благодаря новым технологиям. Учителям важно не только внедрять эти методы, но и мотивировать учащихся к активному освоению биологии, превращая учебный процесс в увлекательное и познавательное путешествие.
Список литературы
Алексеева Т. В. Цифровые лаборатории на уроках биологии Методическое пособие / Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации», СанктПетербург, 2020.
Буслаков В.
В., Пынеев А.
В. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. — М.: Центр естественно-научного и математического образования, 2021
Дьячкова Н.
А. Использование ресурсов школьного центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии для повышения качества образования // Международный школьный научный вестник. — 2024. — №2.
Учебное пособие «Использование цифрового и аналогового оборудования центров
«
Точка роста
»
на уроках и во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла», - Курск - 2022.