Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности младших школьников | Юсупова Филия Хасановна. Работа №350053. Номер работы: №350053

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в формировании функциональной грамотности младших школьников. В современных условиях цифровизация образования становится одним из ключевых факторов, способствующих эффективному освоению знаний и навыков, необходимых детям для успешного участия в общественной и профессиональной жизни. В статье рассматриваются преимущества и вызовы внедрения ЦОР в образовательный процесс младших школьников.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, функциональная грамотность, начальное образование, младшие школьники, цифровизация образования, навыки XXI века.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Юсупова Филия Хасановна, учитель начальных классов

МБОУ «СШ №23», г. Норильск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в формировании функциональной грамотности младших школьников. В современных условиях цифровизация образования становится одним из ключевых факторов, способствующих эффективному освоению знаний и навыков, необходимых детям для успешного участия в общественной и профессиональной жизни. В статье рассматриваются преимущества и вызовы внедрения ЦОР в образовательный процесс младших школьников.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, функциональная грамотность, начальное образование, младшие школьники, цифровизация образования, навыки XXI века.

 

Введение цифровых технологий в образовательный процесс создает новые возможности для формирования функциональной грамотности младших школьников. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), включающие интерактивные задания, мультимедийные материалы, онлайн-платформы и образовательные приложения, позволяют не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и существенно усилить эффективность учебного процесса. Формирование функциональной грамотности на начальных этапах обучения — одна из приоритетных задач начального образования, поскольку она закладывает основу для успешной учебной деятельности и подготовки детей к участию в социальной и профессиональной жизни. В условиях цифровизации общества функциональная грамотность становится особенно значимой, так как предполагает способность использовать знания в практических ситуациях, анализировать и критически оценивать информацию, а также принимать обоснованные решения.

Цифровые образовательные ресурсы играют важную роль в достижении этой цели. Младшие школьники активно осваивают цифровую среду, и использование современных образовательных технологий становится для них органичным процессом. Среди основных направлений формирования функциональной грамотности, которые реализуются с помощью ЦОР, можно выделить развитие читательской, математической, естественно-научной и информационной грамотности. Читательская грамотность формируется через выполнение интерактивных заданий, работу с мультимедийными текстами и заданиями на понимание прочитанного. Чтение становится более интересным и мотивирующим, если его поддерживают визуальные и аудиоматериалы. Применение цифровых приложений для чтения и анализа текстов позволяет детям быстрее и эффективнее развивать навык работы с текстами, что становится важной составляющей их функциональной грамотности.

Математическая грамотность, в свою очередь, требует умения использовать математические знания для решения повседневных задач. Цифровые ресурсы предоставляют широкий спектр возможностей для формирования этого навыка у младших школьников, предлагая интерактивные задачи, головоломки, модели и симуляции, позволяющие применить полученные знания в разных ситуациях. С помощью образовательных платформ учителя могут адаптировать задания под уровень подготовки каждого ученика, что способствует индивидуализации обучения и делает его более эффективным. В результате учащиеся начинают воспринимать математику как инструмент для решения задач, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни.

Особое внимание в образовательном процессе младших школьников уделяется развитию естественно-научной грамотности, которая формируется через изучение основ окружающего мира и понимание природы происходящих в нем явлений. Цифровые образовательные ресурсы позволяют сделать изучение природы более доступным и наглядным. Например, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии и интерактивные симуляции дают возможность детям наблюдать за природными процессами и экспериментами, которые в реальной жизни могут быть труднодоступными. Таким образом, младшие школьники получают представление о научных принципах и развивают интерес к исследовательской деятельности, что способствует формированию естественно-научной грамотности.

Кроме того, значимой составляющей функциональной грамотности является информационная грамотность, которая подразумевает способность работать с информацией, критически оценивать ее, а также эффективно использовать цифровые технологии. На начальном этапе обучения дети учатся искать информацию, анализировать её и представлять результаты в доступной форме. Использование цифровых образовательных ресурсов способствует более осознанному восприятию информации, так как позволяет демонстрировать различные её формы — текстовые, визуальные, аудиовизуальные. Работа с интерактивными материалами помогает детям понимать, как структурируется информация, а также развивать навыки критического мышления, которые играют важную роль в формировании их функциональной грамотности.

Одним из важных аспектов использования ЦОР в образовательном процессе является возможность индивидуального подхода к обучению. Современные цифровые ресурсы позволяют учителям создавать задания разной сложности и выбирать формы представления материала, наиболее подходящие для учащихся с разными уровнями подготовки. Например, интерактивные тренажеры, приложения и онлайн-платформы предлагают задания, которые адаптируются к индивидуальным потребностям учащихся и дают возможность каждому ребенку учиться в своем темпе. Это особенно важно в начальной школе, где учащиеся только начинают осваивать основные учебные навыки и нуждаются в постоянной поддержке и мотивации. Использование ЦОР помогает поддерживать учебный интерес и создавать условия, при которых каждый ученик может добиться успеха.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы играют значимую роль в формировании функциональной грамотности младших школьников. Они предоставляют возможности для развития навыков, необходимых для решения практических задач, анализа и критического осмысления информации, что особенно важно в условиях цифровизации современного общества. Использование ЦОР помогает учащимся лучше усваивать материал, получать удовольствие от процесса обучения и видеть его практическую пользу. Включение цифровых технологий в образовательный процесс позволяет создать более гибкую, интерактивную и интересную среду, которая способствует развитию функциональной грамотности и личностному росту младших школьников.

 

Список литературы

1. Стан Ю. Ю. Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики / Ю. Ю. Стан, Т. А. Самохвалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 354-357.

2. Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×