Использование цифровых технологий для повышения функциональной грамотности в математике | Шнайдер Ирина Ивановна. Работа №347714
Встатье рассматриваются возможности применения цифровых технологий для формирования и повышения функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Обсуждаются способы интеграции интерактивных заданий, образовательных платформ и программного обеспечения, которые способствуют развитию математического мышления и навыков анализа. Описаны примеры практического применения цифровых инструментов в учебной деятельности, которые помогают ученикам видеть связь математики с повседневной жизнью. В статье подчеркивается важность сочетания цифровых технологий с традиционными методами для достижения наилучших результатов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В МАТЕМАТИКЕ
Шнайдер Ирина Ивановна, учитель математики
МКОУ «Высокинская СОШ» Лискинского муниципального района Воронежской области
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения цифровых технологий для формирования и повышения функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Обсуждаются способы интеграции интерактивных заданий, образовательных платформ и программного обеспечения, которые способствуют развитию математического мышления и навыков анализа. Описаны примеры практического применения цифровых инструментов в учебной деятельности, которые помогают ученикам видеть связь математики с повседневной жизнью. В статье подчеркивается важность сочетания цифровых технологий с традиционными методами для достижения наилучших результатов.
Ключевые слова: математика, функциональная грамотность, цифровые технологии, интерактивные задания, индивидуальный подход, образовательные платформы, развитие мышления.
Современное образование требует от учащихся не просто владения знаниями, но и умения применять их на практике для решения жизненных задач. Функциональная грамотность в математике — это способность эффективно использовать математические знания для решения реальных проблем: от расчетов семейного бюджета до анализа статистических данных. Использование цифровых технологий открывает новые возможности для достижения этих целей, помогая сделать учебный процесс более доступным, наглядным и увлекательным.
Одним из ключевых направлений в применении цифровых технологий является использование образовательных платформ. Такие ресурсы, как «ЯКласс», «Учи.ру», Google Classroom и Moodle, предлагают задания разного уровня сложности, что позволяет учитывать индивидуальные потребности учеников. Например, на платформе «Учи.ру» ученик может решать задачи на расчет скидок, составление графиков или планирование бюджета. Эти задания моделируют ситуации из реальной жизни, что мотивирует учеников видеть пользу математики за пределами класса.
Интерактивные задания и динамические модели играют важную роль в развитии математического мышления. Сложные темы, такие как функции или построение графиков, становятся понятнее благодаря таким программам, как GeoGebra и Desmos. С их помощью ученики могут самостоятельно экспериментировать с параметрами уравнений и видеть, как меняются графики. Это не только улучшает понимание теории, но и развивает навыки анализа и исследовательский подход.
Игровые элементы и геймификация также способствуют повышению интереса к математике. Например, можно использовать образовательные игры, такие как «Веселая математика» или «Математические приключения», которые помогают ученикам закрепить навыки в увлекательной форме. Включение игровых элементов способствует развитию коммуникативных навыков и навыков командной работы, когда ученики выполняют задания в группах или парах.
Цифровые технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации обучения. Учитель может адаптировать задания под уровень подготовки учеников, предлагая сильным ученикам задачи повышенной сложности, а тем, кто испытывает трудности, — упражнения с пошаговыми подсказками. Например, при изучении геометрии ученикам с высоким уровнем подготовки можно предложить создать проект по исследованию свойств фигур с использованием GeoGebra, в то время как остальным предложить интерактивные задания с готовыми моделями.
Виртуальные экскурсии и проекты развивают исследовательские навыки и помогают расширить кругозор. На уроках математики можно предложить ученикам проанализировать статистические данные, связанные с климатом, демографией или экономикой, и представить свои результаты в виде интерактивной презентации. Такой подход формирует у учеников умение работать с информацией и использовать математические знания в реальных условиях.
Автоматизированные системы тестирования облегчают процесс контроля и диагностики знаний. Учитель получает возможность оперативно выявлять пробелы в знаниях и корректировать учебный процесс. Например, платформа «ЯКласс» позволяет мгновенно анализировать результаты тестов и формировать для каждого ученика персональные рекомендации. Это делает процесс обучения более целенаправленным и эффективным.
Применение цифровых технологий также способствует развитию критического мышления и самостоятельности. Ученики учатся искать и анализировать информацию, проверять её достоверность и использовать в решении задач. Например, на уроках можно предложить ученикам провести исследование на тему «Как математические знания помогают в повседневной жизни?» и представить свои выводы в виде инфографики или видеопрезентации.
Важной частью применения цифровых технологий является использование интерактивных досок. На таких досках можно показывать диаграммы, изображения или анимации, которые оживляют уроки и удерживают внимание учеников. Например, на уроке по теме «Графики функций» ученики могут не только наблюдать за построением графика на доске, но и самостоятельно вносить изменения, исследуя зависимость между переменными.
Цифровые технологии также играют важную роль в формировании функциональной грамотности через работу с большими данными. Ученики могут анализировать информацию из открытых источников, изучать динамику показателей и делать на основе этого выводы. Такой подход развивает аналитические навыки и учит принимать обоснованные решения.
Несмотря на множество преимуществ, важно помнить, что цифровые технологии не заменяют традиционные методы обучения, а лишь дополняют их. Баланс между использованием цифровых ресурсов и классическими подходами помогает создать гармоничную образовательную среду, где каждый ученик чувствует себя успешным и мотивированным на дальнейшее обучение.
Таким образом, цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса, способствуя повышению функциональной грамотности учеников в математике. Они делают обучение более наглядным, мотивирующим и адаптированным к потребностям каждого ученика. Учитель, грамотно сочетая цифровые и традиционные методы, создает условия для формирования у учеников ключевых навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе.
Список литературы
Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов математического блока (основное общее образование): методические рекомендации / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 73 с.
Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 264 с.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного
мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.