Использование цифровых технологий в процессе обучения математике в школе | Вотинцева Екатерина Александровна. Работа №349238
Статья посвящена вопросу о необходимости использования цифровых технологий современным учителем, в условиях дистанционного и смешанного обучения. Актуальность заключается в изучении возможностей использования цифровых технологий современным учителем при подготовке и проведении дистанционных занятий по математике в школе. В статье представлен обзор мультимедийных технологий для осуществления процесса обучения по математике в дистанционном формате работы.
Вотинцева Екатерина Александровна
Учитель математики
ГБОУ СОШ №164 г. Санкт-Петербург
deceiver2804@gmai.com
Использование цифровых технологий в процессе обучения математике в школе
В настоящее время в мире наметилась тенденция, связанная с внедрением в учебно- образовательный процесс различного рода информационной продукции, средств и технологий. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) [3] и среднего общего образования (ФГОС СОО) [4] перед учителем стоит задача повышения качества обучения с использованием современных образовательных технологий. Процесс выбора таких средств обучения достаточно трудоёмкий и поэтому учитель должен свободно ориентироваться в современных образовательных продуктах [1].
Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства учителей и обучающихся становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Большинство наиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило бы эффективность основного общего среднего образования каталогизировано на образовательных Интернет- порталах.
С учётом современных проблем в области образования и недостаточного количества доступных онлайн-платформ для осуществления полноценного процесса обучения в школе в дистанционном формате, нами выполнен обзор основных современных мультимедийных ресурсов и образовательных интернет–порталов для средней общеобразовательной школы, которые могут быть использованы в процессе дистанционного обучения современным учителем математики: электронная образовательная платформа XXI века: Якласс (https://www.yaklass.ru); система адаптированного интерактивного образования: Учи.ру (https://uchi.ru); образовательный портал при подготовке к экзаменам: Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru); онлайн школа для учеников 3-11 классов: Фоксфорд (https://foxford.ru); Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru). Каждый из представленных ресурсов имеет свои достоинства и недостатки, специфику и форму работы, но общим факторов их объединяющим, является то, что данные ресурсы дают некоторую возможность осуществлять процесс обучения в школе в дистанционном формате, а также являются тренажёрами для подготовки в сдаче единого государственного экзамена выпускниками школ.
Учитывая специфику процесса обучения математике в школе следует отметить, что неотъемлемой составляющей успешного процесса обучения, в том числе в условиях дистанционного обучения является умение современного учителя работать с интерактивными средами, сервисами Web 2.0, интерактивными досками, онлайн- тренажёрами, графическими редакторами, планшетами и другим современным программным обеспечением.
В настоящее время одним из основных средств организации компьютерной поддержки обучения математике в школе являются интерактивные среды, которые представляют собой программное обеспечение, позволяющее выполнять математические модели на компьютере [2]. В России наиболее известными интерактивными средами являются «Живая математика»,
«Живая геометрия», «Математический конструктор», «GeoGebra», «Открытая математика» и другие.
Остановимся более подробно на свободно распространяемом продукте «Живая математика». Это простая в использовании, но в то же время с большими возможностями виртуальная среда для уроков математики, которая предоставляет ученикам и учителюширокие возможности для динамического представления математической информации. Учебно-методический комплект состоит из самой программы «Живая математика», методического пособия и альбомов готовых динамических чертежей, разделённых на две группы: «Теоремы и задачи школьного курса», «Дополнительные материалы». Первая группа содержит альбом «Введение в компьютеризированный курс планиметрии», содержащий более 40 уроков по темам: «Начальные геометрические сведения», «Треугольники», «Четырёхугольники», «Площади», «Подобие», «Окружность».
В отличие от чертежа, построенного на бумаге с помощью карандаша и линейки, чертёж выполненный в виртуальной среде «Живая математика» можно тиражировать, деформировать, перемещать и видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами, а результаты этих измерений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Программу можно использовать практически при любых видах учебной деятельности, в том числе, при выполнении домашних работ, творческих проектов и т. д. Виртуальная среда помогает педагогу повысить разнообразие форм работы обучающихся, значительно увеличить долю активной творческой работы в их учебной деятельности. Например, на уроках стереометрии в программе можно построить сечения многогранников. Алгоритм построения не вызывает затруднений, для наглядности можно использовать выделение различными цветами элементов чертежа, а также вести алгоритм построения. После завершения построения, можно выполнить демонстрацию работы. В процессе работы с виртуальной средой «Живая математика» у обучающихся формируется пространственное воображение, абстрактное и логическое мышление, что соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к обучающимся.
В рамках исследовательской работы нами был проведён опрос среди учителей математики городского округа Шуя Ивановской области, на предмет использования цифровых технологий в процесс обучения математике в школе. Объём выборки составил более 50 человек, что подтверждает её репрезентативность. Изучены и исследованы разные возрастные группы педагогов: от начинающего учителя до заслуженных работников разных уровней образования в России. По результатам опроса выявлены наиболее востребованные и значимые цифровые ресурсы, которые педагоги используют в своей профессиональной деятельности для организации дистанционного или смешанного обучения:
электрон
ная
образовательная
платформа
XXI
века:
Якласс
(
https://www.yaklass.ru
)
востребована
у 66% респондентов;
системой
адаптированного
интерактивного
образования:
Учи.ру
(
https://uchi.ru
)
пользуются 85% респондентов;
Российская
электронная
школа
(РЭШ)
(
https://resh.edu.ru
)
вызывает
интерес
у
78%
респондентов.
Разработка интерактивных заданий также является приоритетным направлением для полноценного образовательного процесса школы, а наиболее интересными и востребованными являются следующие интерактивные среды и Сервисы Web 2.0:
Интерактивная среда
GeoGebra
пользуется популярностью у 42% респондентов; «Живая
математика» у 34% респондентов, «Открытая математика» у 15% респондентов, и другие
среды
используют 9% респондентов.
Онлайн
сервисы
для
создания
интерактивных
заданий
Learningapps
,
Kahoot
и
др.
использую
51%
респондентов,
из
них
43%
достаточно
часто,
а
8%
иногда.
Таким образом, можно сказать, что наблюдается востребованность цифровых технологий в школе, при обучении математике, что говорит о высоком уровне профессиональной подготовки современного учителя. Каждый учитель стремится повысить свою квалификацию участвуя в конкурсах, вебинарах, обучаясь на курсах повышения квалификации и совершенствует свои навыки при работе в школе с обучающимися.